Структура организационной культуры и ее элементы

А) ИДЕОЛОГИЯ КОМПАНИИ

Корпоративная идеология – совокупность идей и взглядов, выражающих интересы, отношение бизнеса (его собственников и сотрудников) к себе, обществу и отдельным социальным группам; определяющих нормы поведения компании на рынке и в обществе.
Идеология, как система ценностных установок, ориентиров норм и принципов поведения, объединяет сотрудников для достижения общих целей и становится конкурентным преимуществом на рынках труда и сбыта.

Цели идеологии:

- создавать и формулировать идеи, выражать и представлять элементы корпоративной культуры;

- формировать устойчивые типы восприятия, поведения и ценностных ориентаций;

- переводить смысловое содержания элементов корпоративной культуры с внешнего (коллективного) уровня на внутренний (индивидуальный);

- осуществлять саморепрезентацию компании во внешней среде.

Принципы идеологии:

- системность (целостный подход к реализации);

- соответствие масштаба и интенсивности;

- непрерывность воздействия;

- согласованность воздействия с другими организационными и управленческими процессами.

Элементы идеологии компании:

1) Философия компании – это совокупность смыслов, ценностей и целей деятельности работающих в ней людей, это основополагающие установки, в соответствии с которыми организация осуществляет свою деятельность. Она может включать в себя такие составляющие, как миссия, видение компании, ценности, ключевые компетенции компании, обязательства компании перед заинтересованными группами.

2) Ми́ссия (англ. mission) — основная цель организации, смысл ее существования.

А если еще проще: МИССИЯ КОМПАНИИ – общественная польза, которую компания намерена принести (или уже приносит) окружающим.

Обычно миссия формулируется в двух вариантах.

Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения — брендовый слоган организации, направленный, прежде всего, на формирование имиджа организации в обществе.

Второй — расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:

1. цель функционирования организации,

2. область деятельности организации,

3. философия организации,

4. методы достижения поставленных целей,

5. методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).

3) Видение — образ организации в будущем, которое может включать в себя способ достижения этого результата. Если миссия формулируется в общих словах, то видение должно быть предельно конкретно. Например, «стать первой компанией в отрасли» — это видение, но не миссия.

Принципиальная разница между миссией и видением заключается в том, что миссия раскрывает образ действия, показывает, каким образом достигаются те или иные цели или видение. Видение же, в свою очередь — это картинка будущего, то каким идеальным представляется положения дел, к которому стремится компания.

4) Принципы компании.

фундаментальные нормы и правила, являющиеся основой деятельности Компании.

Каждый сотрудник должен знать данные принципы и руководствоваться ими в своей деятельности.

Лозунги компании.

Ло́зунг — призыв или обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование.

6) Ценности компании.

Организационные ценности– все окружающие объекты (как внутри, так и вне организации), в отношении которых члены организации занимают позицию оценки в соответствии со своими потребностями и целями организации.

Чтобы навести порядок в ценностях, стоит привести их в систему - «разложить по полочкам». Например, в книге профессора Пригожина А. И. «Цели и ценности» встречается такая классификация:

1.Ценности порядка - пунктуальность, дисциплина, управляемость, стабильность, безопасность, ответственность, согласованность.

2. Ценности развития - стремление к новому, инновационность, проактивность, конкурентность, синергия, ориентация на клиента, качество, профессионализм, лидерство на рынке, стратегичность, целеустремленность, карьера, темп.

3. Ценности отношений - командность, взаимная обязательность, доверие, состязательность, бесконфликтность, лояльность, уважительность, доброжелательность, демократизм, достоинство, открытость, честность.

4. Ценности благополучия - доходность, благосостояние, семья, природа, комфорт, здоровье, безопасность, образование, интересная работа.

5. Ценности социальные - польза для общества, социальная ответственность.

Еще один способ упорядочивания - построение иерархии ценностей. Иерархия ценностей предприятия во многом напоминает пирамиду потребностей А. Маслоу.

Возможны и другие классификации.

7) Нормы организационной культуры — общепринятые стандарты индивидуального и группового поведения, признаваемые приемлемыми в данной организации, сложившиеся с течением времени в результате взаимодействия ее членов.


8) Корпоративный кодекс - этосвод норм и правил, описывающий те модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности, которые существуют в компании.

кодекс - это документ, который сообщает:

· новичку и сотруднику компании - что и как принято делать в компании,

· топ - менеджменту компании - какие способы достижения поставленных целей являются желательными и допустимыми,

· клиенту компании – что, и каким образом компания делает для него, чем руководствуется, что ценит, кроме своей прибыли,

· партнеру компании - насколько компания честна и справедлива по отношению к своим партнерам, заинтересована ли она в долговременных отношениях,

· обществу - о той пользе, которую компания приносит в этот мир, о той социальной ответственности, которую компания взяла на себя.

9) Стандарты корпоративные.

фирменный стандарт (корпоративный стандарт) – система инструкций, предписаний, которые обязан выполнять каждый сотрудник фирмы с целью:

- исключения типовых, воспроизводящихся ошибок;

- увеличения надежности и КПД бизнес-процессов;

- превращение удачных ситуаций в тиражируемую технологию.

 

Корпоративные стандарты направлены на эффективное решение бизнес-задач, стоящих перед фирмой, поскольку их введение позволяет: создать конкретную модель поведения, ожидаемого от работника; экономить время в организациях, постоянно привлекающих новый персонал; отсеивать персонал, который не хочет (не может, не готов) работать так, как требует фирма; снизить количество конфликтов в организации, улучшить микроклимат в коллективе; контролировать и оценивать персонал; облегчить создание фирменной системы обучения и развития персонала; выстроить систему мотивации и стимулирования в организации; упростить процесс принятия управленческих решений; сформировать фирменный стиль компании, отличающий её от конкурентов (конкурентное преимущество)[46,с. 110–113].

 

Типовой перечень корпоративных стандартов, которые обычно составляются в компаниях, включает следующие стандарты.

а) внешняя среда:

1) стандарты разговора по телефону.

2) стандарты взаимоотношения с клиентами.

3) стандарты поведения персонала в конфликтной ситуации.

б) внутренняя среда:

1) стандарты рабочего поведения:

2) стандарты рабочего времени.

3) стандарты безопасности.

4) стандарты служебного положения.

5) стандарты внешнего вида сотрудников.

4. Стандарты общения – речевые модули.

Стандарты технологии обслуживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: