Три стратегии сообщения новой информации


вой информации. Третьи придерживаются «золотой середины» (схема 16).

Объем новой информации, сообщаемой на уроке, оказывает существенное влияние на результативность учебы. Какие-то количественные рекомендации здесь пока дать трудно. Стратегию подачи нового материала определяет индивидуально каждый учитель.

• В процессе урока, разговора, выступления важно сообщать достаточно новой информации, чтобы слушать вас было интересно. Однако не стоит говорить слишком сложно, слушатели должны понять и усвоить то, что вы говорите. Если вы даете мало новой информации, вас не слушают потому, что почти всем это известно, и слушать скучно. Если слишком много новой информации (схема 16), то вас не слушают, поскольку не могут быстро ее усвоить.

5. «Ученик это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который важно зажечь», —говорили еще древние педагоги. Если учитель в процессе общения с учениками дает готовые правила, решения, предложения, выводы, то эффективность такого общения невелика. Человек, особенно ученик, гораздо лучше усваивает то, до чего додумывается сам.

• В процессе урока, разговора, выступления слушатели должны решать обсуждаемые проблемы вместе с вами, но на основе своего собственного опыта, дабы самостоятельно делать те выводы, к которым вы их подготовили.

 

Глава 8 ——————

6. Каждая социальная группа говорит на языке, имеющем определенную специфику, иногда весьма отличную. Язык трактористов отличается от языка олигархов, имеет свои особенности речь учителей, военных, милиционеров, заключенных и т. п. Имеет свои отличия лексика не только больших социальных групп, но и коллективов, микрогрупп и отдельных людей.

Общаясь с окружающими, человек естественно говорит с ними на том языке, который ему ближе. Однако общение станет гораздо эффективнее, если знать особенности языка и мышления той аудитории, к которой вы обращаетесь. В начальных классах учитель говорит на одном языке, в старших классах его речь звучит уже иначе. С отцами учащихся классный руководитель должен говорить иначе, чем с матерями, используя другой словарный запас.

• Если вы хотите реально повлиять на учеников или учителей, то говорить с ними нужно не на своем, а на их языке.

Учащиеся делятся на возрастные группы, каждая из которых имеет специфику и речи, и мышления. Чем лучше учитель знает эти особенности, чем активнее использует их в педагогической деятельности, тем меньше конфликтов со школьниками у него возникает.

7. Уроки на одну и ту же тему у разных учителей могут заметно отличаться. Качество преподавания учителей математики в разных школах района также различается, иногда существенно. С чем это связано? Ведь все учителя математики учат по одинаковым учебникам и программам. Однако в не меньшей степени качество преподавания определяется тем, как учитель изложит содержание учебника, какой собственный материал дает на уроке, какими примерами проиллюстрирует теоретические положения.

Наиболее ценным в работе педагога является его индивидуальный стиль, его собственные оценки и подходы к преподаванию учебной дисциплины.

В выступлении и разговоре ценится и запоминается не повторение общеизвестных сведений, а собственные оригинальные мысли.

• Результативность общения будет выше, если вы даете собственные оценки событиям, излагаете свои, а не чужие мысли, предлагаете оригинальные подходы к решению конкретных проблем.

 

— Общение и профилактика конфликтов

Отсюда правило: к важным урокам, выступлениям, разговорам необходимо готовиться заблаговременно

8. В условиях села темп жизни, конечно, спокойнее, чем в городе. Тем не менее, и на селе время сегодня ценится, и никто не любит тратить его попусту. «Всякая экономия, в конечном счете, сводится к экономии времени», — писал К. Маркс.

• Важнейшее правило общения — цените не только свое, но и чужое время.

Урок нормирован по времени. Однако он может быть или насыщенным информацией, или вялотекущим. Если педсовет спланирован продолжительностью 1 час, а перед его началом выясняется, что выносимые на обсуждение проблемы можно решить за 15 минут, то следует закончить педсовет через 15 минут. Это и учителям будет полезно, и авторитет директора повысит.

Всегда говорите кратко и по существу. Не «тяните резину». Краткость, как известно, — сестра таланта.

9. Общение между людьми или группой людей, имеет свою цель. Порой эти цели осознанные, но бывает, что они не осознаются собеседниками. Общение может иметь четыре основные цели:

• проинформировать о чем-то собеседника;

• разъяснить что-либо слушателям;

• убедить в чем-то аудиторию;

• призвать людей к конкретному действию.

Типичной ошибкой, допускаемой в общении, является

несоответствие содержания разговора или выступления его цели. Если вы хотите, чтобы ученики пришли на воскресик, то нельзя строить общение с ними только в информационном ключе. Призыв выйти на воскресник могут услышать не все школьники, если не разъяснить необходимость этого мероприятия, не убедить в важности этой акции для всех и каждого. Призыв выйти на воскресник должен быть эмоциональным — ведь только эмоции учителя вызывают ответные эмоции у учеников.

• Четко определяйте цели важных уроков, разговоров,

выступлений. Содержание общения должно максимально обеспечивать достижение цели, оно должно «работать» на цель.

10. Наверняка многие обратили внимание, что последние 10-15 лет на телевидении, да и в газетах практичес-

 

Глава 8

ки не встречаются такие понятия, как «честность», «порядочность», «правдивость», «трудолюбие». Зато широкое распространение получили словечки из воровского жаргона. Это отражает положение дел в нашем обществе. Однако Россия, как и любое государство в мире, держится не на мародерах-олигархах и продажных чиновниках, а на порядочных людях, людях труда и чести. Поэтому ученик, учитель, директор должны воспитывать в себе такие качества, как порядочность, честность, трудолюбие. Воровство, ложь и нежелание что-то делать, распространенные сейчас, не должны стать образцом поведения.

В этих условиях многое зависит от учителя, особенно сельского. Сохранить в себе и учениках порядочность, честность, трудолюбие — значит способствовать сохранению России. Сегодня хорошая работа учителя — залог возрождения страны. Важно формировать у учеников объективное, а не искаженное представление о положении дел в мире, стране, регионе, селе. Для этого необходимо научиться говорить правдиво.

Старайтесь быть максимально правдивыми. Если правду все же сказать никак нельзя, то, по крайней мере, не обманывайте — лучше уклонитесь от обсуждения.

Дети и подростки иногда не вполне понимают, но почти всегда чувствуют неправду. У порядочного, правдивого ученика, учителя, директора всегда меньше конфликтов с окружающими, чем у тех, кто данными качествами не обладает.

Еще одну опасную сторону неправды подметил великий русский писатель Н. Лесков. «Ложь вредна людям, а себе еще вреднее», — писал он.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: