Оптимальная манера общения

Результативность и неконфликтность общения определяется не только тем, что вы говорите, но и тем, как говорите. По мнению более 200 опрошенных учителей, манера общения влияет на эффективность диалога почти в такой

 

— Общение и профилактика конфликтов,

же степени, как и содержание. Поэтому ученику, учителю, директору важно следить за манерой общения. Рассмотрим рекомендации, полезные при общении.

1. Люди, как и государства, делятся на три категории. Одни стараются по возможности жить за счет других, получать больше, чем отдавать. Другие, наоборот, осознанно или вынужденно отдают больше, чем получают. Третьи стремятся поддерживать некоторый баланс между тем, что отдают, и тем, что получают. Общаясь с окружающими, нельзя относиться к собеседнику, классу или учительскому коллективу потребительски. Нужно не только помнить о своих проблемах и бедах, но и чувствовать чужую нужду, потребность, горе. Россия всегда была сильна коллективизмом. Это отличало ее от Запада, где естественным считается индивидуализм.

• На уроке, в разговоре, выступлении проявляйте искреннюю заинтересованность в собеседнике, его проблемах. Это способствует конструктивному общению, уменьшает вероятность конфликтов.

2. «Человек бесхитростный, но увлеченный страстью, может убедить скорее, чем красноречивый, но равнодушный»,— отмечал Ф.Ларошфуко. Равнодушный ученик, учитель, директор вряд ли быстро найдут общий язык. Поэтому говорить необходимо эмоционально, в меру, разумеется. Главной эмоцией в общении, по мнению Д. Карнеги, является убежденность. На наш взгляд, это справедливое утверждение.

• Говорить нужно убежденно. Если вы убеждены в правильности и справедливости того, что говорите, то ваша убежденность вызовет ответную убежденность.

3. Представьте ситуацию: старшеклассник заходит утром во двор школы и видит в разных углах двора две группы своих товарищей. У одних подавленные лица, опущенные плечи, поникшие головы. Они обсуждают какую-то тяжелую проблему. У других, стоящих недалеко от первой группы, — наоборот, веселое настроение. Вопрос: «К какой группе, скорее всего, подойдет старшеклассник?»

Исследования показывают, что обычный человек предпочитает общаться с веселыми, жизнерадостными людьми, чем с грустными и озабоченными. Поэтому в ходе об-

 

Глава 8

щения желательно хотя бы изредка улыбаться собеседнику. Улыбка выполняет позитивные функции.

Во-первых, улыбка показывает, что у вас в общем все в порядке.

Во-вторых, она говорит о том, что вы рады собеседнику.

В-третьих, как утверждает американский психолог У.Джеймс, даже вымученная улыбка улучшает настроение. Значит, если вы улыбнулись, то тем самым повысили себе настроение. В-четвертых, согласно закону эмоционального заражения, ваша улыбка собеседнику, классу вызывает ответные положительные эмоции.

4. На каждых выборах В.В. Жириновский набирает относительно больше голосов, чем некоторые кандидаты. За счет чего это происходит? Ведь то, что он говорит, далеко от реальности. Важно, как говорит В.В. Жириновский. А говорит он всегда напористо, энергично и частично не то, что говорят другие. Такой стиль общения оказывает внушающее воздействие на аудиторию. Это подметил и Д. Карнеги.

• Говорите и выступайте уверенно и энергично. Это усиливает ваше влияние на слушателей, заставляет верить, что вы способны выполнить то, что обещаете.

5. Любой урок, выступление, разговор обычно состоят из трех частей: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение по времени обычно в сумме занимают не более 10-15% общей длительности выступления. Однако многие из вас, обратившись к собственному опыту, согласятся с тем, что результативность общения зависит от характера вступления и заключения не на 10-15%, а гораздо больше. Отсюда рекомендация: если у вас

мало времени на подготовку к уроку, выступлению, то, прежде всего, необходимо продумать вступление и заключение. Если же достаточно времени на подготовку к уроку, то все равно вступление и заключение следует продумать более тщательно.

Основные задачи, решаемые в процессе выступления: заинтересовать слушающих, может быть даже им понравиться; оценить состояние аудитории; обозначить проблему общения, показать ее важность.

Завершая разговор целесообразно: сделать выводы, еще раз подчеркнуть главное; шуткой или другим способом

 

— Общение и профилактика конфликтов

снять напряженность, если она возникла; решить кто и в какие сроки делает, и кто за что отвечает.

• Ответственные уроки, разговоры, выступления лучше проводить тогда, когда вы находитесь в хорошей физической форме. Если же устали, не выспались, перенервничали, больны, то важные разговоры целесообразно перенести на другое время.

6. Абсолютно всю информацию об окружающем мире человек получает через пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Однако, около 80% информации о ситуации человек получает посредством зрения.

• Если вы будете воздействовать на слушающих не только словом, но и используя другие органы чувств, прежде всего зрение, а также осязание и обоняние, то результативность общения может возрасти много кратно.

У младших, да и у старших школьников словесно-логическое мышление развито заметно слабее, чем у взрослых. Поэтому, общаясь с учениками, следует использовать наглядные пособия, схемы, макеты. Все, что учащийся увидит, он поймет и запомнит гораздо лучше, чем просто на слух.

7. Образная, яркая фраза не только оживляет и украшает общение. Она делает его более результативным. Поэтому, готовясь к уроку, выступлению желательно найти, сконструировать две-три короткие, яркие характеристики-фразы. Ученик, учитель, директор должны постоянно работать над образностью, яркостью, точностью фразы. Если не хватает своего, можно воспользоваться мудрыми и афористичными фразами, принадлежащими другим. В этом нет ничего зазорного. В этом смысле может пригодиться вышедший в 2001 г. трехтомник «Великие мысли великих людей».

• 8. Во время ответственных уроков, выступлений, разговоров не следует отвлекаться, думать о постороннем. Необходимо все силы направить на то, чтобы максимально результативно организовать общение.

• 9. Последняя по списку, но первая по значимости рекомендация: только тот хорошо общается, кто пользуется авторитетом, и оказывает влияние на собеседников только тот, кто умеет хорошо слушать.

 

 

Глава 8

Как снизить


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: