Дискуссии и спора
Дискуссия и спор являются распространенным способом общения, решения проблем как в ученических, так и в учительских коллективах школ.
Дискуссия — это высказывание мнений по обсуждаемой проблеме, в процессе которой нередко рождается решение, устраивающее большинство.
Спор предполагает столкновение, борьбу мнений, стремление участников доказать преимущество именно своих взглядов. Дискуссия и спор нередко могут спровоцировать предконфликтную, а то и конфликтную ситуацию. Поэтому умение конструктивно организовать дискуссию и спор
Глава 8
является весьма полезным качеством при профилактике конфликтов в общеобразовательной школе.
Ученику, учителю, директору следует помнить 10 советов, помогающих конструктивному ходу дискуссии или спора.
1. Удивительно, но многие дискуссии и споры ведутся в ситуациях, когда спорящие не имеют ясного представления ни о предмете спора, ни о том, чего они хотят в результате добиться. «Самое трудное в споре — не столько защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление», — отмечал А. Моруа.
Поэтому, прежде чем начинать спор, нужно задать себе два вопроса и, самое главное, попытаться ответить на них. Вопрос первый: «А из-за чего, собственно, я буду вступать в спор? В чем проблема спора?» Например, начинать принципиальный спор с учительницей по поводу того, сдержит ли правительство обещание платить вовремя зарплату учителям, я бы не советовал. Вопрос второй: «Чего я хочу добиться в споре?» Если проблема спора может быть решена в принципе, но вы оцениваете свои шансы на успех как очень низкие, то и не стоит начинать спор.
Прежде чем начинать спор, нужно определить его предмет, возможность решить проблему в результате спора, вашу цель в споре и вероятность ее достижения.
2. Очень часто разные люди одними и теми же словами обозначают разные явления. Прежде чем спорить, необходимо выяснить понимание каждой из сторон сущности и содержания основных понятий, характеризующих проблему спора. Если не определиться в понятиях, то спор может продолжаться бесконечно.
3. Заметно повышает конструктивность спора и уменьшает риск возникновения конфликтов четкое определение «пунктов разногласий» с оппонентом. Пока вы спорите обо всем, вероятность выработки согласованного мнения невелика. Обычно у оппонентов бывают разные позиции не по всем и даже не по большинству аспектов проблемы, а только по некоторым из них. Важно уметь установить те моменты, по которым оппонент согласен с вами, а также определить конкретно те несколько пунктов, по которым есть разногласия.
4. Задача дискуссии — не только высказаться, но и убедить оппонента в правильности своей точки зрения. Конеч-
— Общение и профилактика конфликтов —
ная цель спора — произвести изменения в точке зрения оппонента. Очевидно, чем лучше вы знаете индивидуальные особенности оппонента, тем правильнее определяете стратегию спора, тем более он конструктивен и менее конфликтен. Что же важно знать об оппоненте, чтобы дискуссия стала более продуктивной? Перечислим.
Личностные качества оппонента: его порядочность, самооценку, направленность, особенности характера, темперамента и др.
Уровень профессиональной подготовки в проблемной области спора. Если директор школы спорит о плане ее работы на учебный год с начальником районного управления образования, который до этого 17 лет был директором школы, — это один спор. Если начальник работает в системе образования второй год, а до этого последовательно возглавлял в районе сахарный завод, животноводство и почту, то это совсем другой спор и по содержанию, и по форме. Хотя объект спора один и тот же.
Жизненный опыт оппонента. Спор по одной и той же проблеме с семиклассником, десятиклассником и оппонентом, которому за 30 лет, не может быть одинаковым. Разный жизненный опыт требует разной аргументации в споре.
Пол оппонента тоже сказывается на характере спора. Дискуссия с девочкой, девушкой, женщиной отличается от спора с мальчиком, юношей, мужчиной. Нужно учитывать различия в стиле мышления, эмоциональной реакции, мировосприятии в целом женщин и мужчин.
5. Когда тетерев исполняет свою песню — токует, то абсолютно ничего не слышит. Этим пользуются охотники. Они приближаются к тетереву на расстояние надежного выстрела именно во время токования. О тетереве рассказано для тех, кто в процессе дискуссии, спора, кроме себя, никого и ничего не слышит.
Чтобы убедить оппонента, необходимо, во-первых, оценить его позицию, выявить в ней не только слабые, ошибочные, но и сильные, правильные стороны. Во-вторых, желательно установить и по возможности понять мотивы его поведения. Нужно определить, почему оппонент пошел на спор и чего хочет добиться. Тогда дискуссия, спор будут идти более продуктивно и менее конфликтно.
Глава 8
В споре важно постоянно оценивать позицию оппонента, выслушивать его и постараться понять аргументы.
6. Спор становится конструктивным, если оппоненты четко аргументируют свою позицию. Желательно не просто показать преимущество вашей позиции, а привести в доказательство факты, примеры, другие объективные доводы. Необходимо также обращать внимание не только на основные проблемы спора, но и на их детали. Детали, частности порой могут многое определить в споре.
7. Эта рекомендация отчасти связана с предыдущей. Закономерности правильного мышления, а следовательно, и общения изучает наука логика. Поэтому, чем более полно и грамотно вы соблюдаете в споре законы логики, тем конструктивнее дискуссия. Учителю, директору важно уметь отличать факты от мнений о фактах, доказанные и проверенные практикой знания от гипотетических.
8. Чем жестче вы заявляете свою позицию в споре, чем меньшее пространство для возможного маневра оставляете оппоненту, тем больше вероятность обострения спора, возрастания его конфликтного потенциала. Свою позицию лучше излагать в виде рассуждений, подавать ее не как единственно правильную, а как один из возможных вариантов.
Желательно не выкладывать все ваши сильные аргументы сразу, а оставлять несколько ударных доводов на тот случай, если спор затянется. Одним словом, важным условием достижения успеха в споре является наличие выдержки.
9. Фундаментальный принцип конструктивного ведения спора — уважительное отношение к оппоненту. Не обладая полной информацией о том, что известно оппоненту по проблеме спора, постарайтесь несколькими вопросами-тестами выяснить это. А у американских конфликтологов Р. Фишера и У. Юри, как всегда свои рекомендации.
Во-первых, необходимо отделять проблему спора от людей. Представьте, что оппонента с его индивидуальными особенностями нет. Но ведь проблема, которую он поднял, осталась. В чем ее суть? Ответив на этот вопрос, вы усилите конструктивность спора.
Во-вторых, важно не расширят круг обсуждаемых проблем в процессе спора. Задача дискуссии — минимизиро-
— Общение и профилактика конфликтов
вать количество спорных моментов, хотя обычно происходит наоборот.
В-третьих, категорически не рекомендуется переносить оценку позиции оппонента на оценку его личности. Это типичная ошибка, допускаемая директором в споре с учителем, а также учителем в споре с учеником.
10. Дискуссия, спор неизбежно вызывают у оппонентов повышенное эмоциональное состояние. Без эмоций трудно убедить партнера по общению в вашей правоте. Эмоции помогают найти истину. Однако эмоций должно быть в меру.
Если оппонентам удается сохранить спокойствие в процессе спора, он развивается более продуктивно и не оказывает негативного влияния на взаимоотношения спорящих. Важно, чтобы в дискуссии, споре рациональный компонент всегда доминировал над эмоциональным. Излишние эмоции представляют собой главную опасность конструктивному развитию спора. Они же часто приводят и конфликтам. Еще Платон говорил: «Выдержка — неодолимая сила истинного убеждения».
Таким образом, общение играет важнейшую роль в жизни ученика, учителя, директора. Ошибки, допускаемые в общении, могут быть как основной причиной возникновения конфликтов в школьных коллективах, так и стимулятором обострения отношений, которое происходит по другим причинам. С другой стороны, именно общение является основным инструментом профилактики и конструктивного разрешения большинства конфликтов в общеобразовательной школе.
Грамотному общению можно научиться в любом возрасте. Рассмотренные выше рекомендации безусловно помогут ученику, учителю, директору значительно улучшить уровень общения с окружающими. Но следует подчеркнуть, что все зависит от самого человека. Главное — постоянно работать над собой.
Заключение
Проблема повышения качества работы общеобразовательной школы в современной России достаточно остра. Об этом свидетельствует и внимание, уделяемое Президентом, правительством, другими органами управления реформе системы образования в стране. Совершенствование деятельности школы во многом зависит от решений, принимаемых на федеральном и региональном уровнях. Однако центральным звеном, в котором решается судьба любых реформ, все же является сама школа, учительский коллектив, учитель. В условиях ограниченности ресурсов очень важно найти такие резервы улучшения работы школы, которые требовали бы минимальных финансовых затрат, не усложняли труд учителей и руководства школ. Особенно это касается сельских школ, хорошая работа которых последние годы в основном обеспечивается благодаря самоотверженному труду учителей, дальновидной политике директоров и глав сельской администрации.
Материал, изложенный в данной книге, поможет педагогическому коллективу школы решить важную проблему профилактики конфликтов во взаимоотношениях ученик -учитель-администрация. В работе представлены самые современные взгляды на сущность, виды и причины конфликтов, дан краткий обзор эволюционно-междисциплинарной теории последних. В учебно-методическом пособии раскрываются особенности и типичные причины межличностных конфликтов в школьных коллективах. Модульный социотест, подробно описанный в тексте, дает возможность своевременно выявлять все конфликты, возникающие в классных и педагогических коллективах. С его помощью можно комплексно оценивать взаимоотношения, деловые и другие качества, индивидуально-психологические особенности всех субъектов педагогического процесса в общеобразовательной школе. Создание на базе модульного социотеста системы социально-психологической диагностики положения дел в классных и учительском коллективах поможет директору и учителю повысить качество обучения и воспитания. Ученикам результаты регулярного (1-4 раза в год) тестирования дадут возможность улуч-
шить взаимоотношения со сверстниками, сформировать адекватную самооценку, за счет эффекта соревнования повысить качество учебы и дисциплины.
Большой практический интерес, главным образом для учителя и директора, представляют рекомендации, раскрывающие психологию неконфликтной оценки ученика или педагога. Жизнь школьного учителя сегодня полна трудностей и часто вызывает стресс. Он же способствует возникновению конфликтов не только в школе, но и в семье. Изучив материал, представленный в главе 7, педагог научится противостоять стрессовым ситуациям. Усвоив предлагаемые рекомендации, он, находясь в тех же материальных условиях, сможет более успешно управлять собой и находить правильный стиль в отношениях с окружающими и в решении непростых проблем, которых так много в современной школе.
Разумеется, в книге нет единых рецептов решения всех проблем, связанных с профилактикой конфликтов в коллективах школ. Проблем слишком много, а объем работы ограничен. Вместе с тем автор надеется, что на основе данного пособия заинтересованный учитель, директор, сможет без больших усилий научиться комплексно оценивать взаимоотношения и выявлять конфликты в коллективе учеников или учителей. Вторая большая и важная практическая проблема, которая может быть решена с помощью предлагаемого пособия, — профилактика стресса, повышение качества жизни учителя, старшеклассника за счет работы над собой, расширения границ мировосприятия. Главное — использовать полученные после прочтения этой работы знания на практике! Необходимо сразу решить, что вы можете улучшить в работе и жизни, используя полученную информацию. Ради этого собственно и написана данная книга. Совершенствование грамотнее всего начинать с себя, с изменения своего взгляда на мир, отношения к окружающим, с улучшения собственной деятельности и поведения.
Автор с благодарностью примет все отзывы, пожелания, критические замечания относительно этого учебно-методического пособия. Он особенно надеется на то, что педагоги поделятся с ним опытом практического использования тех рекомендаций, которые даны в книге.
Приложение 1
Методика оценки особенностей учеников,
их взаимоотношений в классе
МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ АНЦУПОВА
ВАРИАНТ для УЧЕНИКОВ
С целью изучения взаимоотношений просим вас оценить своих одноклассников. Оценка дается по шкале от +5 до —5 или от 0 до 10. При оценивании можно использовать любой балл, например: +7;+4;+2; 0;-1;-З и др.
1. Оцените ваше отношение к каждому ученику (ученице) вашего класса по шкале от +5 до -5, где:
+5 — отношение в высшей степени положительное; 0 — отношение нейтральное; -5 — отношение в высшей степени отрицательное; т.о. — трудно оценить.
2. Оцените, как к вам, на ваш взгляд, относится каждый ученик (ученица) вашего класса по шкале от +5 до —5, где:
+5 — отношение в высшей степени положительное; 0 — отношение нейтральное; -5 — отношение в высшей степени отрицательное; т.о. — трудно оценить.
3. Оцените качество учебы каждого ученика (ученицы) вашего класса, где:
10 — умница, блестяще разбирается в учебных предметах, обладает обширными знаниями по большинству дисциплин, лучший ученик (ученица) в классе, один из лучших в школе; 5 — качество учебы у него (нее) среднее; 0 — самый слабый ученик (ученица) из всех, кого я знаю, худший ученик в классе, один из худших в школе; т.о. — трудно оценить.
4. Оцените поведение в школе каждого ученика (ученицы) ваюго класса по шкале от 0 до 10, где:
10 — отлично соответствует всем требованиям к поведению ученика (ученицы) на уроках, переменах, в школе и на ее территории; 5 — поведение в школе среднее; 0 — не выполняет никаких требований, заслуживает отчисления из школы из-за плохого поведения; т.о. — трудно оценить.
5. Оцените нравственные качества каждого ученика (ученицы) вашего класса по шкале от 0 до 10, где:
10 — человек исключительно порядочный, честный, никогда не подведет, всегда готов помочь; 5 — нравственные качества не имеют ярко выраженной положительной или отрицательной окраски; 0 — человек исключительно непорядочный, нечестный, может подвести, бескорыстно никогда не поможет; т.о. — трудно оценить.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ПОМОЩЬ!
БЛАНК ОЦЕНКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Выделите выбранный вами вариант работы с бланком:
а) работаю по списку, моя фамилия в списке под №;
б) работаю по списку, но не подписываюсь.
Себе выставьте оценки, близкие к нейтральным.
Список учащихся | ||||||||||||||
№ | ||||||||||||||
1. Мое отношение | ||||||||||||||
№ | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | т.о | |||
"2 | ||||||||||||||
— Приложения
2. Отношение ко мне | 3. Качество учебы | ||||||||||||||||||||||||||
№ | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | т.о. | № | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | то. | ||||
4. Поведение в школе | 5. Нравственные качества | ||||||||||||||||||||||||||
№' | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 | +5 | т.о. | № | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | т.о. | |||||
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА РАБОТУ
Приложение 2
Методика оценки особенностей учителей,
их взаимоотношений в коллективе
МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ АНЦУПОВА
ВАРИАНТ для УЧИТЕЛЕЙ
С целью изучения взаимоотношений просим вас оценить своих коллег.
Оценка дается по шкале от +5 до -5 или от 0 до 10.
При оценивании можно использовать любой балл, например:
+7;+4;+2; 0;-1;-З и др.
1. Оцените ваше отношение к каждому вашему коллеге по шкале от +5 до —5, где:
+5 — отношусь в высшей степени положительно; 0 — отношусь нейтрально; -5 — отношусь в высшей степени отрицательно; т.о. — трудно оценить.
2. Оцените, как к вам, на ваш взгляд, относится каждый ваш
коллега по шкале от +5 до —5, где:
+5 — относится в высшей степени положительно; 0 — относится нейтрально; -5 — относится в высшей степени отрицательно; т.о. — трудно оценить.
3. Оцените профессиональные знания каждого члена вашего
коллектива,где:
10 — обладает отличными профессиональными знаниями, блестяще владеет предметом, который преподает; 5 — обладает средним уровнем профессиональных знаний; 0 — совсем не знает предмет, который преподает; т.о. — трудно оценить.
4. Оцените качество выполнения должностных обязанностей каждым членом вашего коллектива, где:
10 — практически идеально выполняет все свои должностные обязанности; 5 — качество выполнения должностных обязанностей среднее; 0 — польза и ущерб, приносимые ею в целом примерно одинаковы; т.о. — трудно оценить.
5. Сравните важность для каждого члена вашего коллектива интересов дела (школы) и личных интересов, где:
10 — если личные интересы сталкиваются с интересами дела (школы), то он (она) всегда пожертвует личным в пользу дела, поскольку любит свою работу; 5 — личные интересы и интересы
Приложения
дела (школы) имеют для него (нее) примерно одинаковую важность; 0 — если личные интересы сталкиваются с интересами дела (школы), то он (она) всегда пожертвует интересами дела в пользу личных интересов, поскольку не любит свою работу; т.о. — трудно оценить
.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ПОМОЩЬ!
БЛАНК ОЦЕНКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Выделите выбранный вами вариант работы с бланком:
а) работаю по списку, моя фамилия в списке под №
б) работаю по списку, но не подписываюсь.
в) список не соблюдаю, фамилию не подписываю.
Себе выставьте оценки, близкие к нейтральным.
Список учителей | 1. Мое отношение | ||||||||||||||
№ | № | -5 | -1 | -3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 | +5 | т.о | ||||
t | с | ||||||||||||||
18_, | |||||||||||||||
3. Профессиональные знания | |||||||||||||
№ | ха. | ||||||||||||
2. Отношение ко мне | |||||||||||||
№ | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 | +5 | т.о | |||
|