Конфликтогенность общения

Большинство конфликтов в школе начинается именно на уровне общения. Многие конфликты возникают из-за неудачно сказанного слова, обидного сравнения, несправедливой оценки. В то же время общение — основной инструмент профилактики и завершения конфликтов. Рассмотрим 10 практических рекомендаций, направленных на предупреждение конфликтов за счет компетентного общения.

1. Почти в любом рабочем коллективе по основным проблемам обычно существует несколько точек зрения: одна —директора, остальные — неправильные. Это, конечно, шутка. Но известно, что многие руководители без энтузиазма относятся к людям, имеющим другую точку зрения, да еще и отстаивающим ее. Вместе с тем, логика подсказывает, что редко бывают абсолютно совпадающие взгляды на какую-либо проблему. То, что учителя могут иметь разное мнение по одной проблеме, совершенно естественно. У них разный возраст, пол, педагогический опыт, время проживания в данном городе или селе, состояние здоровья, ситуативное настроение, информированность, своеобразное мышление, семейное положение и т. д. У них все разное! Как же могут быть их мнения одинаковыми? Директора или учителя должно насторожить, если в руководимом ими коллективе все имеют одинаковую точку зрения на то или иное событие.

• Очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, даже тогда, когда они противоположны вашему.

2. В первой главе говорилось, что, пока спорящие люди не испытывают по отношению друг к другу негативных эмоций, между ними нет конфликта. То есть ситуация может быть только предконфликтной. Отсюда — правило: всеми силами боритесь с негативными эмоциями по отношению к другим людям или хотя бы с их внешними проявлениями. Будьте доброжелательны и великодушны по отношению к ученикам и учителям. Они вам отплатят тем же.

 

 

— Общение и профилактика конфликтов —

3. Представим, что вам удалось выявить мнение всех односельчан о нынешнем главе сельской администрации. Наверняка в селе найдутся несколько человек, которые главу администрации искренне уважают. В то же время, скорее всего, есть люди, которые относятся к нему негативно. Каков же на самом деле ваш глава администрации? Действительно, у главы вашей сельской администрации есть как положительные, так и отрицательные качества.

Дело в том, что крайние оценки — «абсолютно хороший» или «абсолютно плохой» — редко соответствуют действительности. Поэтому они порой могут стать причиной конфликтной ситуации. Избегайте в общении крайних, жестких и категоричных оценок. Они часто ошибочны. Жесткость и категоричность легко провоцирует противостояние и неприятие ваших оценок партнером по общению.

4. Есть люди, которые чаще обращают внимание на недостатки окружающих и на то, что они не сделали, но вполне могли бы сделать. Другие стараются видеть в людях в первую очередь достоинства и замечать то, что им все же удалось сделать, несмотря на определенные трудности. Конечно, у второй категории людей конфликтов с окружающими гораздо меньше, чем у первой. К сожалению, большинство составляют люди первой категории.

• Общаясь с окружающими, старайтесь видеть и опираться на положительное в них. Оценивайте людей в большей степени по тому, что они сделали, а не по тому, что они не сделали. Эта рекомендация вдвойне важна для педагогов, поскольку принцип опоры на положительное в процессе обучения и воспитания школьников проверен веками.

5. Д. Карнеги настоятельно рекомендует не критиковать других людей, дабы не провоцировать конфликты. Однако можно ли жить и работать, никого не критикуя? Можно, если ты миллионер, как Д. Карнеги, и то не очень долго. В чем он прав, так это в том, что критика действительно является мощным источником конфликтов. Следующие рекомендации помогут тем, кто стремится избежать конфликтов как реакции на критику.

• Критика воспринимается более конструктивно, если компенсировать ее конфликтогенность искренней и заслуженной похвалой, предваряющей критику. У любого человека, тем более сельского жителя, всегда можно найти

 

 

 

что-то такое, за что можно, искренне похвалить. Если вы увидели и оценили в человеке положительное, то последующая критика воспринимается им менее конфликтно, чем в том случае, когда вы указываете только на недостатки.

6. Говорят, что у СП. Королева в кабинете висел плакат: «Не согласен —критикуй! Критикуешь — предлагай! Предлагаешь — действуй!» С точки зрения психологии выдающийся советский конструктор сущность критики понимал абсолютно правильно.

• Критика — не самоцель, а способ улучшения жизни и деятельности. Если критика не способствует совершенствованию людей и дела, то она не только бесполезна, но и вредна. Поэтому, критикуя, необходимо обязательно указывать на возможные пути исправления ошибок. Критиковать легко, хорошо сделать намеченное — гораздо сложнее. Лучший способ критики — самому молча исправить те ошибки, которые допустил критикуемый. Если вы не уверены, что сможете это сделать, — лучше не критиковать.

• 7. Данная рекомендация основана на материалах, рассмотренных в шестой главе. Суть ее такова: критиковать можно конкретные поступки и конкретные результаты деятельности человека, а не его личность и работу в целом. Поэтому давать негативную оценку человеку или его работе в целом — это значит почти наверняка натолкнуться на несогласие критикуемого. Следовательно, критика не достигла цели, а только спровоцировала конфликт.

• 8. Критикуя одного человека, не следует сравнивать его с другими, более лучшими. У того, кого критикуют, чаще всего возникает чувство неприятия и критика «лучшего». Тем самым вы провоцируете конфликт между теми, кого ставите в пример, и критикуемым.

Особенно важно это учитывать в школе, поскольку и ученики, и учителя довольно чувствительны к критике. Критиковать, как, кстати, и хвалить учеников, учителей, лучше не сравнивая никого персонально.

• 9. Существует два вида критики: критика других и критика самого себя. Какой же из них является основным? Конечно же самокритика. Прежде чем учить, воспитывать и критиковать других, необходимо самому стать лучше тех, кого вы наставляете. Если очевидно, что вы критично от-

 

—Общение и профилактика конфликтов ——

носитесь к себе, то и ваша критика окружающих будет восприниматься менее конфликтно. При этом важно не забывать, что самокритика, как и критика, хороша в меру.

• 10. Однако напоминаем: не только вы можете критиковать окружающих, но и они могут позволить себе удовольствие покритиковать вас. В ваших же интересах, разумеется. Как относиться к людям, которые вас критикуют?

Давно сказано: «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее друга, который их не видит». Заметим: не приятнее, а именно полезнее. От критики, как и от холодного душа, трудно получить удовольствие. Однако польза ее несомненна. Люди, которые вас критикуют, менее опасны льстецов, которые всегда хвалят. «Ухо наше для лести — широко открытая дверь, для правды же — игольное ушко», — отмечал Б. Паскаль.

В критике всегда можно найти рациональное зерно. Потому очень важно научиться использовать потенциал критики и критикующего в интересах совершенствования дела и самого себя. Для этого необходимо выработать психологическую устойчивость к критике, реагировать на нее не эмоционально, а рационально.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: