double arrow

На основе теста К. Томаса (тест адаптирован Н.В. Гришиной)


Внимательно прочитайте каждое из двойных высказываний. Вспомните, как вы обычно ведете себя в спорных и конфликтных ситуациях. Выберите тот вариант высказываний — а) или б), который в большей степени соответствует тому, как вы обычно действуете в подобных ситуациях. Если выбор затруднен, уточните содержание вариантов высказываний у проводящего тестирование. Свой выбор по каждому из двойных высказываний записывайте на чистом листе бумаги, например: 1, б); 2, а).

1 (а) Иногда я представляю возможность другим взять на себя

ответственность за решение спорного вопроса.

(б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2 (а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

(б) Я стараюсь уладить спорный вопрос с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3 (а) Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего.

(б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4 (а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

(б) Я стараюсь не задеть чувство другого человека.

5 (а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти




поддержку у другого.

(б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6 (а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

(6) Я стараюсь добиться своего.

7 (а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со

временем решить его окончательно.

(б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться главного.

 

— Приложения —

8 (а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

(б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9 (а) Я думаю, что не всегда нужно волноваться из-за каких-то

возникающих разногласий.

(б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10 (а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

(б) Я стараюсь найти компромиссное решение.

11 (а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

(б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12 (а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может

вызвать споры.

(б)Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13 (а) Я предлагаю среднюю позицию.

(б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14 (а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его

взглядах.

(б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15 (а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

(б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать

напряжения.

16 (а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

(б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.



17 (а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

(б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18 (а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

(б) Я дам ему возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

 

19 (а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все

затронутые интересы и вопросы.

(б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20 (а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

(б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21 (а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.

(б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22 (а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине

между моей и позицией другого человека.

(б) Я отстаиваю свою позицию.

23 (а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания

каждого из нас.

(б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя

ответственность за решение спорного вопроса.

24 (а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь

идти ему навстречу.

(б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс. ,

25 (а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

(б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26 (а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

(6) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого



из нас.

27 (а) Зачастую я стремлюсь избежать споров.

(б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28 (а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

(б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29 (а) Я предлагаю среднюю позицию.

(б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30 (а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

(б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

 

Приложения

КЛЮЧ К тесту К. Томаса

Приложения

Ключ к тесту К. Томаса

№ п/п Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
      а б
  б а    
а       б
    а   б
  а   б  
6 . б     а  
    б а  
а б      
б     а  
а   б    
  а     б
    б а  
б   а    
б а      
      б а
б       а
а     б  
    б   а
  а   б  
  а б    
  б     а
б   а    
  а   б  
    б   а
а •       б
  б а    
      а б
а б      
    а б  
  б     а
Баллы          
S          
%          
В среднем   -      

 

 

Список литературы

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учеб. для вузов. — М., 1999.

Анцупов AM., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. — М., 1996.

Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. —М., 1997.

Баныкина СВ. Конфликтологическая компетентность педагога. — Астрахань, 1997.

Вердников В.А. Эволюция и прогресс. —Новосибирск, 1991.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1995.

Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб., 2000.

Гурьянова М.П. Сельская школа и общество // Сборник научно-методических материалов. — М., 2000.

Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. — М., 1995.

Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие. — М., 1999.

Педагогический конфликт: теория и технология / Общ. ред. А.С. Гусевой. — М., 1997.

Плюснин Ю. Проблема биосоциальной эволюции: теоретико-методологический анализ. — М., 1990.

Состояние сельской школы России и перспективы ее устойчивого

развития: Методическое пособие // Под ред. М.П. Гурьяновой, Г.В. Пичугиной. — М., 2000.

Съедин СИ. Основы управления. — М., 1996.

 

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Российская конфликтология о конфликтах 7

1. Предмет конфликтологии и ее значение как науки 7

2. Краткая история отечественной конфликтологии 15

3. Проблема эволюции конфликтов 17

4. Эволюционно-междисциплинарная теория конфликтов ... 28

Глава 2. Особенности конфликтов в школьных

коллективах 33

1. Особенности конфликтов между школьниками 33

2. Специфика конфликтов между учителями и учениками ... 39

3. Особенности конфликтов между учителями 45

Глава 3. Типичные причины межличностных конфликтов

в школьных коллективах 51

1. Основные объективные факторы возникновения конфликтов 51

2. Организационно-управленческие причины

конфликтов 57

3. Социально-психологические причины конфликтов 60

4. Личностные причины конфликтов 65

Глава 4. Диагностика взаимоотношений и конфликтов

в школе с помощью модульного социотеста 70

1. Общая характеристика модульного социотеста 70

2. Возможности модульного социотеста 75

3. Методика опроса школьников с помощью

модульного социотеста 81

4. Оценка индивидуальных особенностей учеников,

взаимоотношений и конфликтов в классе 84

Глава 5. Профилактика и конструктивное разрешение

конфликтов в школе 94

1. Условия профилактики межличностных конфликтов — 94

2. Способы и приемы профилактики конфликтов 103

3. Особенности профилактики конфликтов в школе 110

4. Способы конструктивного разрешения межличностных конфликтов 114

 

Глава 6. Как оценить ученика или учителя

без конфликта 121

1. Пять способов оценки результатов учебы школьника

или деятельности учителя 121

2. Как оценить ученика вне конфликта 131

3. Психология неконфликтной оценки деятельности учителя 139

Глава 7. Профилактика конфликтов и стресса жизни 148

1. Психологические факторы нормализации стресса

жизни у педагогов и учащихся 149

2. Расширение границ мировосприятия как условие профилактики стресса и конфликтов 154

3. Здоровье учителей и стресс повседневной жизни 162

Глава 8. Общение и профилактика конфликтов 165

1. Как грамотно определить содержание общения 165

2. Оптимальная манера общения 174

3. Как снизить конфликтогенность общения 178

4. Психология конструктивной дискуссии и спора 181

Заключение 186

Приложения

1. Методика оценки особенностей учеников,

их взаимоотношений в классе 188

2. Методика оценки особенностей учителей,

их взаимоотношений в коллективе 191

3. Памятка учителю по профилактике конфликтов 194

4. Памятка директору школы по профилактике конфликтов 196

5. Памятка работнику школы. Как избавиться

от любого стресса 199

6. Определение стиля своего поведения

в предконфликтных и конфликтных ситуациях 201

Литература — 205

 

 

Учебное издание

Анцупов Анатолий Яковлевич

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Зав. редакцией В. А. Салахетдинова

Редактор В. В. Хромченко

Зав. художественной редакцией И. А. Пшеничников

Художник обложки МЛ. Уранова

Компьютерная верстка М. В. Смирнова

Корректор ТЛ. Кокорева

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953.Д.005750.08.02 от 21.08.2002.

Сдано в набор 22.11.02. Подписано в печать 17.03.03.

Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 13,0.

Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1-5 000 экз.).

Заказ № Я-352.

Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

119571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.

E-mail: vlados@dol.ru

http://www.vlados.ru

Государственное унитарное предприятие

Полиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс».

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, 2.


 







Сейчас читают про: