Функциональная модель языка

Таковы некоторые предпосылки деятельности говорящего, уже заложенные в него биологической природой и поддерживаемые технической цивилизацией. Вместе с тем он как отправитель информации — это не техническое устройство, не животный организм, а Человек.

В своей деятельности любого рода говорящий / пишущий выступает как неповторимая личность (индивидуальность). В речевом и текстовом общении любой его субъект предстаёт как Языковая личность. Именно по произведениям языковых личностей мы можем судить о том или ином языке как языке данного народа, данного социального слоя и данной региональной группы. Из них мы черпаем знания об особенностях языка той или иной исторической эпохи.

Во многом деятельность говорящего предопределяется принадлежностью к определённому сообществу людей, к определённой расовой, этнической, языковой, поло-возрастной, конфессиональной, социально-имущественной, профессиональной, политической группе.

Она характеризуется также его индивидуальными анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, местом длительного проживания, уровнем образования и квалификации, родом занятий, его личной ориентацией на социально-значимые культурные ценности и этические нормы.

При всей своей неповторимости говорящий неразрывно связан с тем этносоциокультурным целым, частью которого он является. Он говорит на языке своего коллектива.

Главное требование к участникам общения — они должны в достаточно хорошей степени владеть языком как набором конвенциональных правил кодирования — декодирования смыслов и набором прагматических принципов, обеспечивающих взаимодействие и взаимопонимание коммуникантов. Это относится и к родному, и к неродному языку.

Тот или иной язык дан в единстве его конкретных строевых и функциональных свойств. Не стоит настаивать на приоритете либо формального, либо функционального подхода к языку. Их разграничение является скорее методическим приёмом.

С уровневыми моделями языковой системы читатели могли познакомиться ещё во многих университетских учебниках по курсу Введение в языкознание. В моделях структурной лингвистики предложение относится к верхнему, синтаксическому уровню. В генеративных моделях предложение рассматривается как продукт работы синтаксического компонента языка, который потом подвергается семантической и фонетической интерпретации.

Функциональное описание языка предполагает обращение к иным теоретическим моделям в отличие от тех, которые используются представителями формального (уровневого) подхода. Высказывание не строится путём нанизывания слов, как и слова не строятся из фонем.

Более предпочтительным будет другой порядок характеристики частных систем, образующих язык в целом, а именно в направлении от тех подсистем (компонентов), которые обеспечивают получение коммуникативного задания и первоначальную обработку смысловой информации, к компонентам, которые отвечают в конечном итоге за реализацию высказывания в звуковой форме.

Автором предлагается вариант функциональной (“работающей”; лат. functio означает ‘исполнение, совершение’) модели, по сути дела, модели говорящего (“активная грамматика”, по Л.В. Щербе).

Предлагаемая модель включает в себя компоненты: прагматический (если в данной теории принято считать этот компонент частью языковой системы), семантический, синтаксический, номинативный (лексический), морфологический, фонолого-фонетический.

В языке как функциональной системе сперва работают семантический и прагматический компоненты. Они отвечают за формирование исходной смысловой структуры высказывания,

(а) описывающего соответствующее положение дел и

(б) выражающего определённую коммуникативную интенцию говорящего с ориентацией на особенности контекста данного конкретного речевого акта.

Затем информация, обработанная семантическим и прагматическим компонентами, поступает на вход синтаксического и номинативного компонентов. Они предоставляют возможность подбора соответствующей синтаксической конструкции и заполнения в ней позиций соответствующими лексическими единицами.

Далее включается морфологический компонент. На него ложится задача образования соответствующих словоформ путём трансформации исходных словоформ.

На заключительной ступени включается фонолого-фонетический компонент, который отвечает за интонационную, слоговую, фонемно-аллофоническую проработку и звуковое исполнение высказывания.

Данная модель производит не предложения, а высказывания.

В построении предложения участвуют средства грамматические (синтаксические и морфологические), лексические, фонологические (а именно просодические, интонационные) и семантические. Значение предложения складывается из значений слов и значений грамматических средств, образующих синтаксическую структуру предложения.

А высказывание для простоты можно представить формулой «предложение плюс прагматическая функция, заданная ему говорящим».

Языковая система работает поэтапно. Предшествующие компоненты передают задания на вход следующих компонентов.

Но между компонентами возможна прямая, непосредственная связь (независимо от их контактного или дистантного расположения относительно друг друга). Так, команда о подборе средств для выражения прагматического значения времени в той или иной временной грамматической форме передаётся прагматическим компонентом непосредственно морфологическому (если данный язык обладает грамматической формоизменительной категорией времени). Команда о воплощении значения вопроса может быть передана прагматическим компонентом непосредственно фонологическому. См. схему 3-2:

 

Схема 3-2. Модель языка как формально-функциональной системы

 

Итак, описание языкового употребления в деятельностном, прагматическом ключе предполагает использование следующих групп понятий:

а) деятельность, действие, общение, коммуникация, языковое общение, речевое общение, текстовое общение;

б) единицы языкового общения и их ансамбли; высказывание, дискурс, разговор;

в) субъекты (говорящие / пишущие и слушающие / читающие, посторонние соучастники коммуникации); их практические и коммуникативные цели (намерения, интенции);

г) средства и способы (коммуникационные системы, каналы связи, языковая система и языковые образования);

д) условия общения (контекст — формальный и содержательный);

е) практические и коммуникативные результаты; практический и коммуникативный успех или же неуспех (неудача);

ё) правила и принципы общения.

Добавлю сюда ещё понятие среды общения, вкладывая в его содержание представление о социальной реальности, об этносоциокультурном окружении.

__________

Литература к теме 3 «Языковое общение как форма деятельности»

Арутюнова, Н.Д., Падучева, Е.В. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16: Лингвистическая прагматика. М., 1985. С. 3—47.

Безменова, Н.А., Герасимов, В.И. Введение // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. М., 1984. С. 5—24.

Богданов, В.В. Деятельностный аспект семантики // Семантика и прагматика синтаксических единиц. Калинин, 1984. С. 12—23

Богданов, В.В. Речевое общение: Прагматические и семантические аспекты. Л., 1990.

Богданов, В.В. Текст и текстовое общение. СПб., 1993.

Бюлер, Карл. Теория языка: Репрезентативная функция языка. М., 1993.

фон Гумбольдт, Вильгельм. Избранные работы по языкознанию. М., 1984.

Звегинцев, В.А. Язык и лингвистическая теория. М., 1973.

Звегинцев, В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. М., 1976.

Звегинцев, В.А. Прагматика, семантика и естественный язык // Звегинцев, В.А. Мысли о лингвистике. М., 1996.

Зернецкий, П.В. Речевое общение на английском языке: Коммуникативно-функциональный анализ дискурса. Киев, 1992.

Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж, 2000.

Клюканов, И.Э. Единицы речевой деятельности и единицы языкового общения // Языковое общение: Единицы и регулятивы. Калинин, 1987. С. 41—47.

Кобозева, И.М. «Теория речевых актов» как один из вариантов теории речевой деятельности // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. М., 1986. С. 7—21.

Кравченко, А.В. Что такое коммуникация? (очерк биокогнитивной философии языка) // Международная конференция "Когнитивное моделирование в лингвистике". Сб. докладов. September 1-7, 2003. Varna. C. 229—37.

Леонтьев, А.А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности. М., 1974. С. 21—28.

Леонтьев, А.Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. М., 1974. С. 5—20.

Львов, М.Р. Основы теории речи. М., 2002.

Макаров, М.Л. Основы теории дискурса. М., 2003.

Огурцов, А.П., Юдин, Э.Г. Деятельность // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 151—152.

Постовалова, В.И. Язык как деятельность: Опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта. М., 1982.

Ромашко, С.А. Язык как деятельность и лингвистическая прагматика // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. М., 1984. С. 137—145

Сусов, И.П. Коммуникативно-прагматическая лингвистика и её единицы // Прагматика и семантика синтаксических единиц. Калинин, 1984. С. 3—12.

Сусов, И.П. Проблемы языкового общения, его единиц и правил // Всесоюз. науч. конф. “Коммуникативные единицы языка”. М., 1984. С. 113—116.

Сусов, И.П. Деятельность, сознание, дискурс и языковая система // Языковое общение: Процессы и единицы. Калинин, 1988. С. 7—13.

Сусов, И.П. Языковое общение и лингвистика // Прагматические и семантические аспекты синтаксиса. Калинин, 1985. С. 3—12.

Сусов, И.П. Введение в языкознание. М., 2006.

Сухих, С.А. Личность в коммуникативном процессе. Краснодар, 2004.

Тарасов, Е. Ф. Введение: Методологические основания исследования (речевого) общения // Речевое общение: Проблемы и перспективы. М., 1983. С. 5—15.

Тарасов, Е. Ф. Деятельность, общение, речь: К формированию деятельностной концепции языка // Всесоюз. науч. конф. «Коммуникативные единицы языка». М., 1984. С. 116—119.

Шарков, Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2003.

Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

Якобсон, Р. Избранные работы. М., 1985.

Buddemeier, Heinz. Kommunikation als Verständigungshandlung. Sprachtheoretische Ansätze zu einer Theorie der Kommunikation. Frankfurt/M., 1973.

Leech, Geoffrey N. Principles of Pragmatics. London and New York, 1986.

Moeschler, Jacques et Reboul, Anne. Dictionnaire encyclopédique de pragmatique. Paris, 1994.

Reboul, Anne et Moeschler, Jacques. La pragmatique aujourd’hui: Une nouvelle science de la communication. Paris, 1998.

Schulz von Tun, Friedemann. Miteinander reden. 1. Störungen und Klārungen. Allgemeine Psychologie der Kommunikation. 34. Aufl. Reinbek bei Hamburg, 2001.

 

Глава 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: