Деятельность и её структурные компоненты

Под деятельностью принято понимать специфически человеческую форму осознанного и целенаправленного активного отношения к окружающему миру. Её цель заключается в изменении и преобразовании существующего положения дел (в равной степени, будет ли это положение дел по своим масштабам вселенским или же относится к каким-то моментам частной жизни). Деятельность — одна из общих категорий, которая включена в категорию ещё более высокого уровня общности — бытие, т.е. реальность, существующую вне нас и независимо от нас. Иногда деятельность противопоставляют поведению как неинтенциональной, нецеленаправленной активности.

Деятельность протекает в виде бесконечного множества конкретных, единичных действий. Деятельность во временном плане представляет собой континуум, а действия выделяются как дискретные величины. Любое действие предполагает, что оно совершается конкретным субъектом (индивидом или группой людей как источником активности). Внимание субъекта направлено на конкретный объект как на материал для целенаправленного действия с ним.

Субъект выступает как носитель намерения (интенции), его цель заключается в достижении определённого результата, для чего используются необходимые средства (инструменты) и способы.

Представим себе ряд эпизодов из обыденной жизни.

 

(3-1) Действие: Наташа достаёт из сумки ключ.

Объекты действия: сумка, где лежит ключ, и сам ключ.

Цель: (чтобы) достать ключ.

Результат: ключ извлечён из сумки.

(3-2) Действие: Наташа открывает ключом дверь.

Цель: (чтобы) войти в квартиру.

Объект: дверь (дверной замок).

Инструмент: ключ.

Способ: вставление ключа в соответствующее отверстие замка и однократное или многократное проворачивание ключа.

Результат: дверь для входа в квартиру открыта.

(3-3) Действие: Наташа берёт из шкафа книгу.

Объект: книга.

Цель: (чтобы) прочесть книгу.

(3-4) Действие: Наташа читает книгу.

Объект: книга.

Цель: (чтобы) подготовиться к экзамену.

Наша жизнь по существу представляет собой огромное множество цепочек действий и их целей, цепочек “решений проблем”.

Действие осуществляется в какой-то конкретной обстановке (место и время, различные способствующие или же препятствующие его осуществлению факторы). Иногда для её обозначения употребляют довольно неконкретный термин контекст. (всё то, что находится вне данного высказывания, — словесное окружение, условия протекания действия). Сюда же могут быть также включены знания субъекта о данной обстановке (фоновые знания), о правилах действия и вообще знания о мире.

Можно в числе структурных элементов действия или цепочки действий упомянуть также потребность, мотив, замысел, схему действия, план, стратегии, тактики и т.д., но пока такой необходимости не возникает. А вот о правилах и принципах как социально принятых регулирующих механизмах деятельности говорить придётся неоднократно. Их соблюдение ведёт к успешному результату, несоблюдение обусловливает неудачи и иногда ведёт к поиску обходных путей достижения результата. Успех и неуспех (неудача) осуществлённого действия — важные понятия теории деятельности.

Действие может быть чувственно-предметным, т.е. материальным, либо духовным, мыслительным.

Результатами (продуктами) материальных действий могут быть какие-то вещи (например, сделанные на уроке труда табуретки, сваренный суп, собранный из деталей компьютер). Результатами (продуктами) мыслительных действий могут быть стихи, сценарий фильма, открытие в мыслительном эксперименте какой-то истины, отказ от убеждения в справедливости какого-то положения, новая научная теория.

Объектом физической деятельности какого-то субъекта может стать другой субъект (например, как объект для нанесения удара кулаком или нежного поцелуя). Другой субъект может оказаться объектом для духовного воздействия (информирование о каких-то событиях, передача знаний).

При наличии двух или большего числа субъектов деятельность часто приобретает характер общения (т.е. взаимообмена, взаимодействия, интеракции, нем. Verkehr, англ. intercourse, interchange). Общение любого вида по своей природе диалогично, интерактивно, межсубъектно.

Общение может быть материальным (драка, купля-продажа, любовные ласки) и духовным (обмен знаниями, мнениями, оценками). Лингвистику интересует как раз духовное, информационное общение.

Общение иногда отличают от коммуникации, которая предполагает использование для передачи информации конвенциональных знаковых систем (вербальных / языковых и невербальных / неязыковых). Коммуникация — это знаковое общение (как вербальное, так и невербальное).

На практике различие между общением и коммуникацией проводится далеко не всеми учёными. Так, Р.О. Якобсон пользуется термином коммуникация для обозначения самых разнообразных актов физического и духовного, вербального и невербального общения, актов обмена предметами и деятельностями.

В данной книге будут различаться понятия общение и коммуникация как его частный вид. Драку вряд ли уместно отнести к коммуникации (пусть и невербальной). Здесь нет знаковых действий, кодирования смыслов в сообщения и декодирования сообщений. Передача информации не является целью драки.

Но с коммуникативными (знаковыми) действиями мы имеем дело, наблюдая несловесные акты, сопровождающие официальные церемонии и ритуалы (вручение юбиляру цветов, разбивание бутылки шампанского о борт спускаемого на воду судна, обмен брачными кольцами при венчании, чокание бокалами с вином при провозглашении тоста, забивание футбольного мяча в ворота противника, разрезание ленты при открытии выставки, аплодисменты, возмущённый топот или свист болельщиков и пр.). Это знаковые информативные действия. Знаковым действием может быть молчание, включённое в контекст дискурса. В контексте оно значимо, информативно и интерпретируемо.

Деятельность любого иерархического уровня (деятельность вообще, деятельность общения, коммуникация, языковое общение) и входящие в их структуру отдельные действия могут рассматриваться как на уровне философском (онтологическом и эпистемологическом), так и на более конкретных уровнях (физическом, биологическом, психологическом, лингвистическом, этнокультурном, социологическом, этическом, эстетическом, инженерно-техническом и т.д.).

Языковое общение

В коммуникации особая роль принадлежит языку. Вербальное общение — это одна из важнейших форм деятельности.

Можно говорить о языковой деятельности, языковом общении или языковой коммуникации, противопоставляя эту форму невербальной коммуникации, осуществляемой такими средствами, как жесты, мимика, позы, фонация (т.е. те явления звукопроизводства, которые не укладываются в инвентарь конвенционализованных в данном языке единиц интонации и качеств голоса).

Языковое общение протекает по той же схеме, как любая другая форма деятельности. Специалист по лингвистической прагматике тоже говорит о языковом действии, его субъекте (или субъектах) и объекте, цели и результате, средствах и способах, обстановке (условиях, контексте), правилах и конвенциях, успехе или неудаче и т.п. А поскольку в языковой коммуникации происходит обмен сообщениями как структурами значения, возникают вопросы о том, как функционируют значения разных типов, какие из них относительно константны, а какие возникают именно в конкретных актах коммуникации, порождаются контекстами.

Продуктами и вместе с этим объектами языкового общения как носителями информации, смыслов являются высказывания и содержащиеся в них сообщения.

Есть две формы языковой коммуникации. Первичной формой является речевое общение. В данном случае для кодирования сообщений используются звуковые (акустические) знаки, и передаются они по аудитивно-вокальному каналу связи.

Другую форму, вслед за В.В. Богдановым, можно именовать текстовым общением. Сообщения в этом случае кодируются посредством графических знаков, которые передаются по визуально-оптическому каналу связи. Текстовым в основном является общение с использованием факса и особенно в интернете (например, в переписке по электронной почте). Правда, надо оговорить, что сегодня возможна уже и голосовая связь (voice mail). В текстовом общении появилась и такая форма, как передача с помощью мобильных телефонов так называемых SMS.

Субъекты речевого общения — говорящий (Г) и слушающий (С). Субъектами текстового общения выступают пишущий и читающий. Можно пользоваться более общими обозначениями: отправитель — получатель, продуцент — реципиент. Подчас учитывается возможное наличие посторонних лиц, которым передаваемая информация не предназначается. Поэтому говорят об адресате, чтобы отличить его от постороннего слушающего или читателя.

Единицы речевого общения отнюдь не элементарны. Они включают в себя три совершающихся одновременно акта:

(а) акт говорения (речевой акт в узком смысле, высказывание как процесс; англ. utterance, speech act, нем. Äußerung, Sprechakt; фр. énonciation; в теории речевых актов они как раз и являются объектами анализа);

(б) акт слушания, аудитивный акт;

(в) а также подчас производимый слушателем акт обратной связи, подтверждающий наличие внимания и интереса (ага, мгм, ну и ну, невербальные знаки).

В диалогическом общении, где наблюдается мена коммуникативных ролей (англ. turn taking, нем. Sprecherwechsel) и происходит обмен речевыми вкладами (речевыми ходами) коммуникантов, в качестве минимального целостного образования выступает пара смежных ходов (англ. adjacency pair, нем. Paarsequenz) типа приветствие — акт приветствия, вопрос — ответ, приглашение — принятие приглашения или отказ его принять, упрёк — извинение или оправдание и т.п.

Диалог — основная, первичная форма языкового общения. Один из его ходов может быть неязыковым и даже незнаковым (так, ответным ходом в паре просьба — выполнение просьбы является и безмолвная передача просимого, например, книги).

Думается, что вполне достаточно обойтись термином диалог. Я не склонен употреблять термин полилог. Во первых, в слове диалог компонент диа - отнюдь не значит ‘два’ или ‘двойной’. Скорее подчёркивается взаимность действий, обмен актами говорения (dialègomai ‘пере-говариваюсь, разговариваю, беседую’; diálogoV ‘разговор, беседа’). Во-вторых, участие в диалоге более чем двух субъектов говорения предполагает в нормальных условиях членение этого коммуникативного события на ряд следующих друг за другом фрагментов, в каждом из которых один из субъектов выступает в роли говорящего, а все другие в роли совокупного адресата.

По существу, и одиночное речевое действие представляет собой высказывание, предполагающее наличие или своего консеквента (любого, не только языкового ответного действия партнёра по общению), или своего антецедента (мотивирующего его любого действия другого партнёра).

Изолируется же речевое действие в “интересах чистоты исследования”. В реальном общении одиночное высказывание, если оно наблюдается, сочетается с нулевым речевым антецедентом и нулевым речевым консеквентом. Роль “предтекста” и “посттекста” выполняют в этом случае невербальные коммуникативные акты или же даже выполняемые партнёрами по общению чисто практические действия.

Представим себе такой эпизод:

(3-5) На уроке ученик скорчил учительнице рожу.

Учительница: Иванов, будь добр покинуть класс!

Иванов выходит из класса.

Для демонстрации инструментальной роли речевых действий нередко пользуются (в частности, и Дж. Лич) сопоставлениями следующего рода:

(3-6) Кому-то стало в помещении прохладно (Ситуация 1). →

Этот некто закрывает форточку (Ситуация 2). →

В помещении становится теплее (Ситуация 3).

(3-7) Кому-то стало прохладно в помещении (Ситуация 1).→

Этот некто обращается к своему собеседнику: А здесь что-то не тепло (Ситуация 2). →

Собеседник закрывает форточку (Ситуация 3). →

В помещении становится теплее (Ситуация 4).

В эпизоде (3-7) вторую фазу образует речевое действие (действие косвенной просьбы) одного из присутствующих, адресованное другому и побуждающее его совершить физическое действие — закрыть форточку.

Как мы видим, высказывание (в зависимости от точки зрения на него) выступает:

(1) как продукт деятельности говорящего,

(2) как объект, предназначенный для передачи слушателю какой-то информации,

(3) как инструмент / средство воздействия говорящего на партнёра по общению и

(4) как объект восприятия и интерпретации слушателем.

Итак, выстраивается следующая иерархия категорий (верхняя включает в себя нижеследующую):

 

Деятельность (отдельные действия и их совокупности)

Общение / интеракция (отдельные знаковые и незнаковые интерактивные ходы и их совокупности)

Коммуникация (отдельные и связанные коммуникативные акты — как языковые, так и неязыковые)

Языковое общение (отдельные акты и совокупности актов речевого или текстового общения)

Дискурс представляет собой прежде всего относительно завершённое и связное коммуникативное событие в рамках языкового общения (как речевого, так и текстового). Он строится из вербальных речевых или текстовых действий. Но в его описание могут включаться также невербальные коммуникативные действия и даже некоммуникативные действия неконвенционального характера (например, во время разговора закуривание сигареты, глоток из бокала с соком или вином). Дискурс есть, таким образом, сложная деятельностная (акциональная) структура..

Речевое и/или текстовое общение включено в деятельность более высокого уровня, а в конечном итоге в социальную реальность. Для этого языковое общение и предназначено. Деятельность — способ существования индивида и общества. И использование языка играет в этом весьма важную роль, обеспечивая необходимые для жизни общества как единого целого информационные связи.

Как для теории деятельности вообще, так и для лингвистической прагматики, имеющей дело с языковыми действиями, немаловажен учёт двух планов рассмотрения исследуемых объектов: плана конкретной данности этих объектов и плана их абстрактной репрезентации. Так, в лингвистике с позиций структурного анализа принято различать единицы-события или единицы-экземпляры, с одной стороны (tokens), и единицы-типы, с другой (types).

Единицами-экземплярами являются, например, фоны, противостоящие фонемам как единицам-типам. Набор единиц-типов образуют закрытые подсистемы, содержание каждой из них раскрывается в перечнях различительных (дифференциальных) признаков. Набор различительных признаков той или иной фонемы реализуется в бесконечном множестве фонов. Фоны являются индивидуальными, однократными по своей природе представителями фонемы в речи. По отношению к ним фонема выступает и как единица-тип, т.е. “пучок” дифференциальных признаков (в логике в таких случаях говорят об интенсионале), и как единица-класс, которому соответствует в качестве элементов класса множество фонов / фонемных сегментов (в логике говорят тогда об экстенсионале).

Прагматика имеет дело прежде всего с индивидуальными действиями (единицами-событиями). Она сосредоточивает своё внимание на данном индивидуальном речевом акте, индивидуальных его участниках, индивидуальном контексте этого акта. Но исследователь не может работать только с частными фактами. Необозримое множество совершающихся речевых актов неоднородно, их подмножества подводятся под те или иные классы речевых актов, объединяясь в эти классы с опорой на определённые перечни различительных признаков данных типов речевых актов.

Мы должны, таким образом, различать высказывания-события, с одной стороны, и высказывания-классы и высказывания-типы, с другой стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: