Говорящий как носитель коммуникативной силы

Языковое общение есть одна из форм человеческой деятельности. Со структурой деятельности вообще, деятельности общения (знакового и незнакового взаимодействия) и коммуникации (общения, опосредованного знаками) его объединяет наличие таких элементов, как субъект и объект деятельности (или взаимодействующие субъекты), цель, используемые средства и способы, предполагаемый результат, уместность действия в данной обстановке, наличие или отсутствие успеха.

В речевом общении как основном виде языкового общения контактируют в принципе два субъекта со своими коммуникативными ролями. Между ними распределяются две основные роли — Говорящий и Слушающий. В текстовом общении им соответствуют тоже две коммуникативные роли — Пишущий и Читающий. В более общем плане это роли Отправителя сообщения (Адресанта, Продуцента) и Получателя сообщения (Адресата, Реципиента).

Выполняемые субъектами речевого взаимодействия коммуникативные роли неодинаковы по своему статусу, они образуют иерархию, возглавляемую ролью Говорящего. Нижестоящая (вторая) ступень отводится для роли Слушающего. Если в данном коммуникативном событии присутствует некое постороннее лицо, то ему отводится ещё более низкая (третья) ступень.

Господствующий статус коммуникативной роли Говорящего не случаен. Именно Говорящий в своём произносительном акте создаёт в качестве продукта тот объект, который адресован другому субъекту — Слушающему и который опосредствует их общение, будучи носителем смысловой информации. Это высказывание.

В высказывании объективируется в звуковой форме предложение (или аналогичное языковое образование), обладающее лексико-грамматическим и семантическим планами. Но в то время как предложение не привязано именно к данной коммуникативной ситуации и к данному Говорящему, то высказывание обрастает в речевом акте дополнительными субъективными смыслами.

Высказывание — это уже не лексико-грамматический, а прагматический феномен. В него Говорящим заложено определённое коммуникативное намерение (интенция). Слушающий должен не только воспринять высказывание, но и осуществить его смысловую интерпретацию (обработку, как выражаются в компьютерной лингвистике), раскрыть заложенную говорящим в высказывание субъективную авторскую интенцию. Значение предложения как конструктивной синтаксической единицы служит лишь одним из ключей к успешной смысловой интерпретации высказывания, другие же ключи обнаруживаются в контексте.

Создавая высказывание, Говорящий тем самым творит вокруг себя коммуникативно-прагматическое пространство. Данное пространство организовано как силовое (энергетическое) поле, центром которого является автор. Так называемой коммуникативной (иллокутивной, прагматической) силой обладает не предложение и не высказывание. Это Говорящий вкладывает в данное высказывание именно сейчас и здесь свою коммуникативную энергию. Силой наделён Субъект высказывания.

Речевое действие однократно, сиюминутно, как и речевое событие в целом, в состав которого оно включено. Каждый речевой акт предполагает создание Говорящим именно на данный конкретный случай коммуникативно-прагматического пространства с конкретным составом его элементов. Это силовое поле с Говорящим как своим энергетическим центром, вокруг которого строится периферия. С завершением текущего речевого события поле прагматического напряжения перестаёт существовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: