Языковое общение в определённой степени организовано, упорядочено, хотя подобное мы скорее наблюдаем в формальных ситуациях, в институциональных коммуникативных событиях. Но тем не менее и в обычной, непринуждённой обстановке участники общения вольно или невольно, сознательно или интуитивно следуют тем или иным правилам и принципам ведения разговора.
С наборами таких принципов члены того или иного социума знакомятся либо в процессе обучения, либо в своей коммуникативной практике. Философы и лингвисты стремятся эти принципы инвентаризировать и эксплицировать. Наиболее известен предложениый Г.П. Грайсом Принцип Кооперации (1975).
В соответствии с ним ожидается, что его требований придерживаются все участники диалога, если их целью является максимально эффективная передача информации. Основное его требование звучит так:
Твой вклад на данном шаге диалога должен быть таким,
Какого требует совместно принятая цель (направление)
Этого диалога.
|
|
Принцип Кооперации включает 4 постулата (или максимы), которые могут содержать в себе частные постулаты (или субмаксимы). Вот эти предписания, входящие в Принцип Кооперации:
Постулат Количества:
1). Твоё высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога).
2). Твоё высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.
Постулат Качества:
1). Не говори того, что ты считаешь ложным.
2). Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.
Постулат Отношения:
Не отклоняйся от темы.
Постулат Способа:
Выражайся ясно, а именно:
1). Избегай непонятных выражений.
2). Избегай неоднозначности.
3). Будь краток (избегай ненужного многословия).
4). Будь организован.
Несоблюдение или намеренное нарушение этих постулатов ведёт к необходимости для слушающего постараться понять, что означает данное отклонение и какую информацию говорящий передаёт в отличие от того, что содержится в буквальном значении полученного высказывания. Слушающий, осуществляя процедуру интерпретации данного высказывания, вычисляет скрытый в нём смысл — импликатуру. Об этом в последующем (гл. 8) будет вестись особый разговор.
Большую роль в регулировании процесса языкового общения играет Принцип Вежливости. В трактовке Дж. Лича вежливость характеризует отношения между лицами, которые противостоят другу другу как сам (self) и другой (other). Сам — это Я, т.е. говорящий, а другой — адресат либо третье лицо (как присутствующее, так и отсутствующее).
Дж. Лич называет 6 максим, которые тоже формулируются в виде предписаний. Они приводятся попарно, каждое второе наставление по существу повторяет сказанное в первом предписании, но задаёт обратное направление.
|
|
Вот они:
Такт | Сведи к минимуму издержки для другого. | Сделай максимальной пользу для другого |
Великодушие | Сведи к минимуму пользу для себя. | Максимально увеличь потери для самого себя. |
Одобрение | Сведи к минимуму порицание другого. | Сделай максимальной похвалу другого. |
Скромность | Сведи к минимуму восхваление себя самого. | Доведи до максимума порицание в адрес самого себя. |
Согласие | Сделай минимальным несогласие между собой и другим. | Добейся максимального согласия между собой и другим. |
Симпатия | Сведи к минимуму антипатию между собой и другим. | Добейся максимальной симпатии между собой и другим. |
В последующем я ещё буду говорить о том, как эти максимы и Принцип Вежливости в целом “работают”.
Принцип Поллианны рекомендует при разговоре с собеседником исходить из того, что в общем люди более склонны ожидать и воспринимать положительную, приятную информацию.