Кирменско - Джукетауский округ

Кирменско - Джукетауский округ охватывает земли в Закамье междуречья Малого Черемшана и Зая в Предкамье, к востоку по линии рек Ошняк, среднее течение Меши до реки Вятки (карта №1). Наибольшая концентрация памятников отмечается в районах крупных булгарских городов Джукетау и Кирменчук, Тубулгутау и у села Старое Ромашкино. На этой территории выявлено 37 кладбищ с более чем 90 эпитафиями.

Некоторое своеобразие в орнаментации и оформлении эпиграфических памятников этого региона было отмечено еще Г.В.Юсуповым (Юсупов, 1960.С. 62) и Ф. X. Валеевым (Валеев, 1975. С. 157). Ф.Х. Валеев выделял их как второй тип и связывал с периферийными по отношению к Болгарам районами Булгарского Улуса. Однако в его


работе нет характеристики памятников и выделения своеобразия эпитафий этого района от общей массы татарских эпиграфических памятников.

Надгробные камни XIV в. Кирменско - Джукетауского округа имеют форму плоского параллелепипеда с чуть закругленными верхними углами, как правило, богато орнаментированы. Многие эпитафии этого района без арки, а у имеющихся она приземистая, крутизна подъема равняется 2:1. Почерк надписей эпитафии с элементами «куфи» и «насх». Некоторые надписи А. Б. Булатов считал возможным отнести к стилю «шикаете» (Булатов, 1967.С. 210). Язык подавляющего большинства надписей -булгарский.

По своему оформлению, языку и структуре текста памятники Кирменско - Джукетауского округа разделяются на две группы:

1 группа - эпитафии с надписями на арабском и тюркском литературном языках и II группа - эпитафии с богатой и разнообразной орнаментацией и с надписью на булгарском языке.

Наиболее широкое распространение, во всем многообразии типов, в округе имеют памятники II группы (около 95 процентов всех памятников). К тому же многие памятники первой группы по своему оформлению и почерку очень близки памятникам II группы. Поэтому, для лучшего понимания эпитафий этого региона, описание памятников считаем нужным начать со II группы.

Среди эпиграфических памятников II группы выделяются три типа:

1-й тип - эпитафии с трехчастной композицией в тимпане и формулой «Суд Аллаха всевышнего, великого» на первой строке;

2-й тип - памятники без арки с многолепестковой розеткой в верхней части;

3-й тип - памятники без орнаментации и без даты.

Первый тип включает памятники из Ст. Ромашкино (№2,3,4,5), Ст. Сауруши (№1,2), Новое Демкино (№1,2,3), Барское Енарусскино (№2,3,4,5). Формы верхней части их прямоугольные, арки приземистые.


По сравнению с Болгарским округом отмечается некоторое увеличение толщины (до 31 см) и ширины (до 72 см) памятников.

Орнаментация верхней части памятников первого типа состоит из двух маленьких и одной большой розеток: центральной, состоящей из нескольких кругов, и ломаной линии между кругами, и двух боковых, состоящих из радикальных линий (рис.5-4). Орнамент памятников из Старого Ромашкино, кроме №4, представляет собой многолепестковую розетку в двойном круге (рис.5-4). Возможно, здесь отражается многолепестковая полевая ромашка, которая характерна для византийско-восточного орнамента XI - XIV вв. Изображение подобных розеток имеется на ковше из Византии (Византийское искусство, 1966. Рис. 69) на золотоордынской поливной керамике и на многочисленных бронзовых и золотых изделиях из Болгар (Федоров-Давыдов,1976.Рис.107,108,112). На памятнике №4 изображен вышеупомянутый орнамент, а две маленькие розетки расположены на нижней части надписи.. Подобные розетки украшают также нижнюю часть надгробия из Н. Демкино (№2), Ст. Ромашкино, Болгары (фундамент колокольни).

Некоторые памятники этого типа - Ст. Ромашкино (№2,4), Н. Демкино (№1,2), Ильдеряково (№3) - отмечены орнаментальной полосой между основным текстом и тимпаном. В отличие от памятников Болгарского округа, где орнаментальная полоса, состоящая из растительного побега, во всех случаях одинакова, здесь нет определенного выработанного типа, хотя все эти полосы состоят из мотива завитков и треугольников. Бордюр памятников представляет рельефную полосу. Кроме памятников из Н. Демкино, надписи всех эпитафий вырезаны рельефным шрифтом насх. Пространство вне арки, кроме одного случая, где оно представляет волнистую линию, не орнаментировано. По характеру надписи, наличию приземистой арки и орнаментальной полосы к этому типу нужно отнести и эпитафию из Ново - Чув. Адама, хотя по заполнению арки она отличается от первых.


Ко второму типу мы относим памятники из Ошняка (№2), Ст. Ромашкино (№2), Тат. Кирмени (№2,5,6,8), Н. Яки (№1,2,3), Сухие Курнали (№3) и некоторые другие. Орнамент верхней части эпитафий из Ст. Балыкуля (№1), Ст. Ромашкино (№2), Н. Яки (№1) напоминают ромашку. Своеобразен орнамент, представляющий собой две розетки с ромбовидными лепестками, наложенными друг на друга в двойном кругу. Близок к этому орнамент надгробия №3 из Н. Яки. Подобная розетка встречается в орнаментации среднеазиатских изделий, в частности, на серебряной чаше из Афрасиаба (Даркевич, 1978 Табл. 16). Интересен орнамент памятников из окрестностей Кирменского городища -многолепестковая розетка в двойном кругу. В большинстве случаев пространство между двумя кругами не орнаментировано (Кирмени №6,7,8), на эпитафии №2 оно заполнено ломаной линией. Подобную орнаментацию имеет также эпитафия из Нижние Яки №3, но внутренний кружочек последней представляет собой самостоятельную розетку.

Орнамент «солнце» без внутреннего кружочка встречается на поливной керамике золотоордынского времени, например, на фрагменте чаши из Сарая-Бату (Селитренного), (Юсупов, 1960.С. 66).

Розетки памятников Тат. Кирмени (№5), Сухие Курнали (№3) очень примитивного исполнения. Эпитафии второго типа без традиционной арки не имеют бордюрных и других орнаментов. Лишь надгробие №6 из окрестностей Кирменского городища имеет примитивную арку и бордюрное украшение, что сближает его с надгробиями третьего типа Болгарского округа. Г. В, Юсупов описывает этот орнамент как «цепочку маленьких параллелограммов, вписанных в бордюрную ленту, отделенных друг от друга наклонными черточками», и отмечает как наиболее близкие аналоги бордюры надгробий села Моштаги Азербайджанской ССР, не упоминая третьего типа камней Болгарского округа (Юсупов, 1960.С.66).

Надгробия третьего типа с полукруглым или остроконечным верхом без орнаментации соответствуют четвертому типу эпитафий Болгарского


округа. К третьему типу мы относим надгробия из Ст. Ромашкино (№10), Тат. Кирмени (№1,3,4), Нижней Яки (№4,5), Клятли, Подлесная Шентала, Старое Ибрайкино, В. Кибя-Кози. Они небольшого размера: толщина 17-18 см, ширина 31-46 см, длина 75-90 см. У некоторых памятников этого типа (Ст. Ибрайкино) толщина достигает 27 см.

Шрифт надписей эпитафий - врезанный, некаллиграфический, переходящий в скоропись, резко отличается от шрифтов памятников Болгарского округа.

По структуре текста и языку памятники Кирменско -Джукетауского округа имеют существенные различия, хотя в тексте памятников мы находим те же лексические части. Характерной чертой памятников этого региона является отсутствие заглавной формулы в тимпане, поэтому коранические формулы открывают основной текст эпитафии. Чаще всего встречается формула «Суд Аллаха всевышнего, великого"»(29 памятников). В надписях, кроме вышеназванной, встречаются такие формулы: «Каждая душа вкусит смерть, после вы к нам вернетесь» - на 8-и памятниках и «Смерть есть врата и все люди войдут в них» (Ошняк №2, Ст. Ромашкино №2).

Формула «Он живой, который не умирает» встречается только в семи случаях. Эти надгробия имеют вверху приземистую арку. Они (Ново-Чув. Адам, Таутермен, Измя и некоторые другие) топографически расположены на границе двух округов, в силу чего, в них сочетаются характерные черты Болгарского и Кирменско - Джукетауского округов. В некоторых случаях (Урмандеево, Новое Демкино №3, Ишалкино) на таких камнях встречается и перефразировка вышеуказанной формулы.

Большинство памятников Кирменско - Джукетауского округа имеет по 2-3 коранические формулы, часто на втором месте стоят формулы «Каждая душа вкусит смерть» (на 7-й памятниках) и «Именем бога милостивого, милосердного» (на 6 памятниках).


Второй компонент текста занимает небольшое место, особенно во 2-м и 3-м типах. Родословия и титулы погребенного, в отличие от эпитафий Болгара, где родословная перечисляется до девятого колена, приводятся редко. Например, Муса сын Бахши (Старое Ромашкино), Белах сын Хасана (Ниж. Яки) и другие.

Третья текстологическая часть в 1-ми 2-м типах представлена терминами - «место погребения» или «памятник» а в 3-м типе употребляется только последний термин.

Четвертый компонент, как и в Болгарском округе, представляет благожелательную формулу «Да, будет милость бога, милостью обширною», однако в ее написании имеются разночтения: (Кирмени №6), (Ниж. Яки №5), (Ст. Ромашкино). Обычно этой четвертой частью завершаются эпитафии 3-го типа.

В силу этого пятый компонент в 3-м типе отсутствует. Отсутствует он и в надписи большинства памятников 1-2-го типов, в которых он имеет лишь в надписях наиболее пышно оформленных и массивных надгробий в виде термина «умер».

Шестая часть текста Кирменско - Джукетауского округа отличается подробностью, где, кроме года и месяца, нередко указываются число, месяц, дни недели и другие подробности даты. Например, на памятнике из Ст. Ромашкино (№8) дата приведена так: по летоисчислению 733 году было, месяца раджаб, 23 дня было, в день празднования сабантуя (джийн) было.

Седьмой компонент отмечен только у 2 памятников. В надписи надгробия из Ильдерякова (№2) он представляет собой известную по болгарским памятникам формулу «Смерть есть врата и все люди войдут в них». В другом случае формула оригинальная - «Смерть - есть чаша, и все люди выпьют из нее». В камнях из Ст. Ромашкино (№3 и 1) употребляется булгаризированная форма арабской формулы «Да будем милости бога милостию обширною» - «алла рахмат итынтыма», которая встречается и в


Болгарском округе (Батраки, Болгар) с разными вариациями и дополнениями.

По языку памятники этого региона отличаются заменой фонемы «Т» фонемой «Ж» (Юсупов, 1960.С.66), то есть, они относятся к Ж -диалектику. Ф. Хакимзянов указывает, что «носители отраженного в них диалекта в основном жили вблизи устья реки Шешмы и несколько севернее ее, то есть в бывшем Жукотинском округе» (Хакимзянов, 1978. С. 20)..

Немногочисленные надгробия I группы известны с Балынгузского, Барско-Енарускинского, Ново-Демкинского и Тат. Шапкинского кладбищ. Но на них нет ярко выраженных типологических особенностей, как в Болгарском округе. По своему оформлению и шрифту они близки к соответствующим типам II группы: к 2-му типу (Балынгуз, №2), к 1-му типу (Ново-Демкино №1, Барское Енарускино №1). Однако по некоторым чертам все же их надо отделять от эпитафий 2 группы. Например, употребление углубленного и рельефного шрифтов в надписи одного и того же надгробия (Балынгуз №2), отсутствие бордюрного орнамента, более каллиграфический почерк.

Надписи эпитафий из Балынгуза (№2), Барского Енарускина (№3,4) выполнены на арабском языке и можно было бы их сопоставить с 1 типом первой группы памятников Болгарского округа. Однако употребление коранических формул «Суд Аллаха, всевышнего, великого» и «Именем бога милостивого, милосердного», нехарактерного для типа 1 группы и отсутствие 2-го,3-го и 6-го структурных компонентов текста 1 группы, не позволяет нам делать этого. Скорее всего, это самобытные памятники, хотя и в их изготовлении наблюдается значительное влияние Болгарской школы. В этом отношении наиболее выразительны эпитафии из Новое Демкино (№1) и Тат. Шапкино. Текст памятника из Новое Демкино, судя по сохранившимся частям, относится к 3-му типу 1 группы Болгарского округа. Дату этого памятника Г. В. Юсупов читал так: тарих джите йуз


илли сигизда - в семьсот пятьдесят восьмом. (Архив ИЯЛИ

им.Г.Ибрагимова,ф.72). В почерке надписи этой эпитафии ощущаются элементы сульса. Наиболее четко влияние Болгарской школы заметно в камне из Тат. Шапкино. Это видно по близкой к срезанной пирамиде верхней части, восьмигранной арке с плечиками, рельефному шрифту сульс, заполнению тимпана, характерной для Болгарского округа формуле «Он живой, который не умирает», наличию надписи на боковых и оборотной сторонах - все это говорит о том, что это памятник Болгарской школы. С другой стороны, тяжеловесность памятника, не совсем правильная каллиграфия, тяготеющая к простому шрифту Старо-Ромашкинских надгробий, своеобразная орнаментальная полоса говорят, скорее всего, только о влиянии Болгарской школы. Тат. Шапкинский камень уникален еще тем, что он является наиболее полно сохранившимся надгробием с двуязычной надписью (Хакимзянов,1978.С. 158-161). Арабский текст надписи лицевой стороны эпитафия повторяется, правда, не в полном объеме, в надписи на обратной стороне, но уже на булгарском языке. Однако оба текста посвящены одной и той же Шекер - Элчи, поэтому вопрос, поставленный Г. В. Юсуповым (Юсупов, 1960.С.66) о наличии под одним камнем двух погребенных остается открытым.

Памятники Кирменско - Джукетауского округа хронологически относятся к более позднему периоду, чем эпитафия Болгарского округа, очевидно, возникли под влиянием болгарской школы. Однако очень скоро в Кирменах, Старом Ромашкино и Тубулгутау возникают свои школы резьбы по камню. Наиболее ярко это влияние, очевидно, отразилось на надгробиях из Джукетау, но, к сожалению, они почти не сохранились, кроме надгробия, находящегося в экспозиции Государственного Исторического музея в Москве, и памятника, хранящегося в Национальном музее РТ, проявляющих в себе характерные черты болгарской школы.

Известно, что три памятника из Джукетау в конце прошлого столетия/ было привезены в Казань, тексты которых были прочитаны Готвальдом.


Текст одного из них и текст надгробия, находящиеся в экспозиции ГИМ, совпадают, кроме одного слова: числительное «шестнадцать» было ошибочно прочитано Готвальдом как «шестьдесят». Есть все основания считать их одним и тем же памятником. У камня, находящегося в Национальном музее РТ, с текстом другого камня, прочитанного Готвальдом, совпадают заглавная формула и имя погребенного, возможно, и этот камень так же происходит из Джукетау. §3 Восточный округ.

Восточный или Чишминский, округ охватывает земли между средними течениями рек Ик и Белая. На этой значительной территории расположено 7 кладбищ с 17 надгробиями (карта 6-1). Центром этого региона является с. Чишма в Башкирии, где обнаружены остатки булгарской фактории с мавзолеями и эпиграфическими памятниками, проявляющими близость к надгробиям Болгарской школы.

Размеры памятников Восточного округа - от 15x48x85 см до 27x67x150 см; последние, то есть большие размеры, характерны для эпитафий из мавзолея Хусейн-бека из пос. Чишма. Папятник Хусейн-бека вырезан из простого серого известняка, тогда как для остальных памятников региона использован песчаник или песчаниковый известняк.

Немногочисленные памятники Восточного (Чишминского) округа нами разделяются на три группы: I - эпитафии, оформленные шрифтом рельефным сульс на арабском языке (1 памятник); II - эпитафии, оформленные шрифтом куфи на булгарском языке (2 памятника) и III -эпитафии, оформленные простым врезанным шрифтом на татарском языке.

Первые две группы эпитафий полностью идентичны соответствующим типам памятников из Болгарского округа. Мы их считаем если не привезенными из Болгар, то, по крайней мере, изготовленными мастерами из Болгар, поэтому подробно останавливаться на них нет необходимости.


В III группе памятников выделяется 2 типа: 1-й тип - эпитафии с прямоугольной верхней частью с трехчастной композицией и текстом надписи, выполненным некаллиграфическим углубленным почерком; 2-й тип - эпитафии с полукруглой верхней частью без орнаментации.

1-й тип эпитафии (Урсаева №1, Ст. Шарашлы №2) представляют большой интерес своей орнаментацией. В верхней части этих памятников вырезан орнамент, состоящий из трехчастной композиции. На центральном большом: круге надпись; маленькие боковые кружочки разделены на 2 части: в верхнє - орнамент в виде исходящих лучей солнца, в нижней - надпись. Из-за фрагментарности трудно представить содержание надписей, вероятно, это коранические формулы.

Трехчастная композиция, состоящая из розеток и радиальных линий, имеется и среди памятников Кирменско -Джукетауского округа (1-й тип), однако эпитафии Восточного округа отличаются заполнением розеток, а также наличием бордюрного орнамента в виде ломаной линии с точками. Три розетки, как отмечает Ф.Х.Валеев, вероятно, символизировали три мира—небесный, земной и подземный, где отбывают три души покойника (Валеев, 1987. С. 156). Каждый отдельно взятый круг близок картушам серебряных дирхемов XIII века чекана города Болгара.

Памятники 2-го типа (Урсаева №1,2, Ст. Шаршады №1, Мавлютова, Ст. Калмашево) выделяются своей небольшой толщиной (10-15см.) при сравнительно большой длине (до 170). Отличительной чертой этого типа является наличие на памятнике наряду с надписью различных знаков. Так, на надгробиях из Ст. Калмашова их более двухсот. По Г. В. Юсупову, мнение которого мы поддерживаем, знаки нанесены на поверхности камня намного позднее - во время посещения могилы паломниками. Мы не отрицаем, нанесение отдельных знаков одновременно с текстом (Ст. Шаршады №1, Урсаева №1, Болгары №31), однако в данном случае они нацарапаны позднее основной надписи, о чем говорит занятие ими лишь свободного от основного текста пространства, не нарушив последнего, и


другой почерк. Время их нанесения следует отнести к рубежу XVII-XVIII веков, когда возрождается традиция установления надгробий с надписями в этом регионе. На одной из эпитафий из Мавлютова рядом с тамгой отмечена надпись «дуванайского рода тамга парная» и обозначена тамга.

Тексты * памятников третьей группы Чишминского округа характеризуются наличием большого количества коранических формул, которые, как правило, занимают от 3-х до 7 строк текста. Открывает текст обычно формула «Именем бога милостивого, милосердного», на втором месте в обязательном порядке идет формула «Каждая душа вкусит смерть, после вы к нам вернетесь». Встречаются и другие формулы (Мавлютова). Показательно, что кораническая формула «Именем бога милостивого, милосердного» в Закамье встречается только на трех памятниках Кирменско - Джукетауского округа (Ст. Ромашкино №7, Барское Енарускино, Клятли), хотя в предкамской части данного округа их предостаточно.

2-й компонент текста на чишминских камнях может быть кратким: (Урсаево №1, Старое Калмашева), но за счет включения родословной покойного, может быть и значительным (Мавлютова).

3-й компонент характеризуется обоими терминами - памятник и место погребения. Интересно употребление в тексте Старо-Калмашевского памятника, относящегося по языку к 1-му стилю по классификации Н. Ф.Калинина и Г.В. Юсупова, слова "балук" - памятник, что более типично для текста эпитафий 2-й группы. Это лишний раз доказывает, что деление на два стиля, разработанное в основном на базе памятников Болгарского городища, не может быть распространено на всю территорию Булгарского Улуса.

4-й компонент, состоящий из благожелательной формулы "Да будет милость бога, милостью обширною", имеется в текстах памятников Ст. Шарашлы (№1), Урсаева (№1). В тексте Старо - Калмашевского камня употреблена своеобразная формула.


5-й компонент также, как на памятниках предыдущего округа, отсутствует, по крайней мере на вышеуказанных надгробиях (Ст.Калмашево и Мавлютова), у которых сохранилась дата, он не отмечен. Однако дефектность надписи не позволяет нам утверждать это окончательно.

6-й компонент текста на памятнике из Мавлютова стоит на второй позиции между кораническими формулами, что отмечено лишь на одном памятнике из Кирменско - Джукетауского округа (Нижние Яки).

Одной из характерных черт текста надгробий округа, является наличие в них языческих имен, хотя они и отличаются от языческих имен надгробий других округов, таковы имена Кунджи, Баиш, Фаяджа, Джабак, Кармак, Таваккаль-Буга, Куклар и другие.

Северный округ

В отрыве от основной территории булгарских эпитафий стоит памятник из села Гордино (Гурья Кала) Балезинского района Республики Удмуртия. Памятник остроконечной формы, с примитивной стрельчатой аркой и формулой в тимпане, что сближает его с памятниками Кирменско -Джукетауского округа. Почерк эпитафии - врезанный, простой, бордюр -одна врезанная линия. Между заглавной формулой и основным текстом имеется полоса, состоящая из орнамента, близкого к тройному плетению и похожего на орнамент надгробия из Ст. Ромашкино №8.

Текст памятника отличается своей заглавной формулой, расположенный в тимпане и представляющей символ веры: «Нет бога, кроме аллаха, Мухамед пророк аллаха». Подобная формула не встречена ни на одном эпиграфическом памятнике Булгарского Улуса. Основной текст надписи открывает формула «Смерть есть врата, и все люди войдут в них», которая на памятниках Болгарского округа стоит на седьмой позиции. Дата эпитафии - 723 г.х. (1323 гг.). Палеография надписи близка к шрифту памятников Ст. Ромашкино, Кирмени, особенно в написании букв «м», «ж», «х» и других. Таким образом, сочетая в себе характерные черты


Болгарского и Кирменско - Джукетауского округов, этот памятник остается оригинальным произведением булгарского народа, проживающего в отрыве от основной территории Булгарского Улуса, но связанного с ней генетическими узами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: