Северный (Каринский) округ

Далеко от основной территории распространения эпиграфических памятников Казанского ханства находятся надгробия из с. Нохрат (Карино) Слободского района Кировской области. Немногочисленные памятники Карино, хотя и близки памятникам Казанского ханства, все же имеют существенные отличия, позволяющие выделить их как одно из локальных вариантов татарских эпиграфических памятников XV - I половины XVII вв.

В Каринском округе сохранилось 3 надгробия XVI века, самый ранний из которых датируется 909 г.х. (1504 г.). Данное надгробие в виде прямоугольной плиты со стрельчатым верхом имеет примитивную полукруглую арку: в тимпане арки - орнамент в форме бутона. После первой строчки надписи идет орнаментальная полоса, состоящая из ломаной линии. Между строками текста имеются разделительные рельефные полосы. В тексте отсутствуют характерные для текстов казанских памятников XVI в. изречения из Корана.

Другие два памятника, относящиеся к 1522 и 1555 гг., идентичны друг другу. Орнаментом в виде побега, близкого к разорванному меандру, украшен только бордюр эпитафии. Шрифт обеих памятников простой врезанный. Своеобразен и текст эпитафий, начинающийся с обращения «О Мухамед, О Али». Далее следуют три коранические формулы, обычные для булгарских эпитафий. На боковых частях надписи или орнамент не имеются. На обороте третьей эпитафии вырезано лирическое обращение к умершему.

По текстам надгробий можно установить, что здесь погребены члены одной семьи: жена Али Суфия - Ай Бикач, его сын Сейтяк и его внук Джиганша. Памятник самого Али - Суфия отсутствует.


Эпитафии Нохрата по своему оформлению, орнаменту и структуре текста более архаичны, чем памятники Казанского округа. По многим параметрам данные памятники напоминают надгробия XV в. из Тат. Ходяшева.

Исследование эпиграфических памятников XV - I половины XVII вв. показывает, что самые ранние из них происходят из тех местностей, где в XIII - XIV вв. существовала крупные административные центры Улуса и от эпитафий XIII - XIV вв., ни по оформлению, ни по структуре текста существенно не отличаются, хотя намечаются некоторые новые черты. Эти эпитафии, относящиеся к первому типу, хронологически не выходят за пределы 60-х годов XV века. Черты, связывающие стильные эпитафии Булгара и Казани, развиваются сильнее во втором типе эпиграфических памятников, относящихся к 70-80-м гг. XV в., и в третьем типе, изготовленные в конце XV века.

В начале XVI века эпиграфические памятники появляются в Карино Слободского района Кировской области, а в середине XVI века в г. Касимове Рязанской области, где проживало татарское население, имевшее тесные экономические и культурные связи с Казанью.

Они представляют собой региональные разновидности татарских эпиграфических памятников XV - XVII вв. Образцом для подражания для всех трех округов выступали вышеотмеченные памятники XV века, включающие в себя упомянутые три типа.

Как было сказано выше, среди памятников Казанского округа XV - 1 половины XVI столетий, мы выделяем 6 типов. Хронологически они располагаются таким образом: 1-й тип - до 60-х годов XV в.; 2-й тип - 70-80-е годы XV в.; 3-й тип - конец XV - начало XVI вв.; 4-й тип - 30-40-е гг.

XVI в.; 5-й тип 30 - 50-е годы XV в.; 6-й тип - середина XVI - I половина

XVII вв.

Из них только 4-й и 5-й типы представляют стильные надгробия Казанского ханства, оказавшие сильное влияние на эпитафии Касимова и


на эпитафии второй половины XVII - XVIII вв. Если Али - Рахим отрицал преемственность булгарских и казанских надгробий, то открытие Г.В. Юсуповым первого, второго и третьего типов эпитафий Казанского ханства, имеющие переходной характер снимает это отрицание. Возникновение стильных эпитафий Казанского ханства (4-5-е типы) Али-Рахим связывал с влиянием Дагестана. Однако более ранние памятники Северного Кавказа, в том числе Дагестана, ни по оформлению, ни по структуре текста не могут быть источником влияния на татарские памятники. Отмеченный Али-Рахимом шрифт рельефный сульс был широко распространен на Востоке: мы даже его видим на Балканах, на строительной надписи из Болгарии 839 (1435) г. (Зайнчковский,1963. С. 79-81). По своему оформлению памятники 4-го и 5-го типов более близки к эпитафиям Старого Крыма, а если принять во внимание, что в 30-е rr.XVI в. в Казани воцарилась крымская династия Гиреев, то подобной общности были созданы все условия.

Говоря о схожести орнаментации, шрифта, структуре текста татарских эпиграфических памятников с памятниками Востока, нужно отметить, что здесь речь идет не о влиянии определенного региона (Кавказа, Средней Азии и другие) на казанские эпиграфические памятники, а об общих закономерностях развития орнамента и шрифта на памятниках Востока, самой северной провинцией которого в XV - XVI вв. оставалось Среднее Поволжье.

Переход от угловатого шрифта (куфи) к округлому (насх, сульс, талик) повсеместно проходит в XII -■ XIV вв. Последние булгарские эпиграфические памятники на шрифте куфи относятся к середине XIV века, Северного Кавказа - к XIV веку (Лавров, 1966.С.51), Кухистана - к рубежу XIII-XIV вв. (Мухтаров, 1978. С. 33), хотя в рукописных текстах на бумаге этот переход осуществляется еще в середине X столетия. Появление среди эпитафий Северного Кавказа и Средней Азии XV столетия памятников с надписью по бордюру, подобно Средне-


Атнинскому, приблизительная передача собственных имен и местных терминов, появление в композиции текста выражения «сказал бог» также показывает на общие пути развития мусульманских надгробий Восточной Европы XV - XVI вв. С другой стороны, татарские эпиграфические памятники имеют свои особенности, которые нужно рассматривать как продолжение традиционного развития Болгарской эпиграфической школы.

Топографическое сравнение эпитафий конца XIV, XV, XVI столетий показывает концентрации последних вокруг старых золотоордынских центров, отдельные из них впоследствии становятся административными центрами даруг Казанского ханства (карта 6-2).

Так, например, памятники из Б.Нырсы, Ст.Мичень указывают на административный центр Зюрейской даруги, да и в самой Зюри эпитафии появляются в начале XVI века. Памятники Чирши находятся в центре Алатской даруги. По Арской даруге большая концентрация памятников отмечается вокруг Иски (Старой) Казани. Можно полагать, что центр Ногайской даруги находился в среднем течении реки Меши, на что указывают памятники с. Урывкино и Тат. Ходяшева. К Ногайской даруге относился и Чаллынский город с эпиграфическими памятниками у сел Берсут Сукачи, Уразбахты, Бол. Салтаны. В Предволжье татарское население концентрируется в бассейне нижнего течения реки Свияги, где обнаружены памятники XV века у сел Тат. Танаева и Тат. Азелей, вероятно, там находился центр Галицкой даруги.

В первой половине XVI века география эпиграфических памятников значительно расширяется, однако топография их остается та же. Показательно, что в указанных выше центрах или рядом с ними сосредоточены эпиграфические памятники с титулами должностных лиц: Нурлаты, Молвино по Галицкой даруге, Малые Меретяки по Зюрейской даруге; Тат. Ходяшево по Ногайской даруге, Иски-Казань, Чепчуги, Куркачи по Арской даруге, Нижние Верески, Ст.Узюм, Б.Менгеры по Алтайской даруге (приложение 3-2). Кроме вышеуказанных пунктов, по


наличию значительного количества эпитафий к крупным поселкам, административным центрам можно отнести Старый; Узюм, Старые Менгеры, Серду, Средние Аты, Нижние Верески, Ст. Ашит, Ямашурму и другие. Некоторые из них имеют по 2 и более кладбищ с эпитафиями: 3 - в районе Иски-Казани, по 2 - в районе Кишит, Верхние Серды, Нижние Серды, Ст. Масра, Тямти - Метески, что также говорит о значимости этих населенных пунктов. Известные по письменным источникам городища Казань, Иски-Казань, Ст. Зюри, Утернясское, Чаллынское можно связывать с кладбищами XV - XVI столетий.

В самом городе Арске, известном по русским летописям с XVI столетия, эпиграфические памятники не сохранились. Нужно отметить и наличие небольшого количества эпитафий в Казани - столице ханства и около нее, где писцовые книги описывают густую сеть татарских селений. Это, очевидно, объясняется большими социально-этническими изменениями, происшедшими в Казанском крае и особенно в Казани в связи с христианизацией местного населения и запретом селиться около Казани и по берегам крупных рек с середины XVI в. Более ранние источники отмечают наличие эпитафий у с.Епанчино Лаишевского района и с. Кузембетьево около Казани и другие, ныне утраченные (Борисов, 1899. С.473).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: