Бактериологическое исследование кала на патогенную кишечную флору

Показания. Обследование детей с подозрением на острую ки­шечную инфекцию (ОКИ), а также контактных с больным ОКИ, бактерионосителей после санации; обследование детей до 2 лет, госпитализируемых в стационар и вновь поступаю­щих в детские дома, школы-интернаты, специализированные учреждения для детей с поражением ЦНС и туберкулезом.

Общие сведения. Существует два основных метода взя­тия материала на патогенную кишечную флору (ПКФ): с помощью ректального тампона и нативного материала. Кал для бактериологического исследования собирают из горш­ка, у детей младшего возраста — с пеленки. Для повыше­ния высеваемости возбудителей кишечных инфекций кал на посев рекомендуется брать до начала этиотропной тера­пии, лучше в первые часы заболевания. У детей с дисфун­кцией кишечника взятие материала производят из свеже-выделенных испражнений, выбирая слизисто-гнойные ко­мочки, содержащие наибольшее количество возбудителя, без крови, так как она содержит бактериостатические вещест­ва, которые задерживают рост микробов. Рекомендуется брать 3—5 г испражнений из последней более жидкой пор­ции — в них находится больше возбудителей. При заборе материала в суднах и горшках не должно содержаться ос­татков дезинфицирующих средств. После взятия материала хранение его допустимо в течение 2 ч в холодильнике. Окончательный результат посева получают на 4—5-е сутки.

Материальное обеспечение: 1) герметично закрытые стерильные пробирки с ватными тампонами на деревян­ном (металлическом) стержне в биксе или крафт-пакетах; 2) флакон или пробирка с консервантом (30 % раствор глицерина и 70 % физиологический раствор); 3) стериль­ный флакон с крышкой; 4) чашка Петри с питательной средой; 5) шпатель в крафт-пакете; 6) бикс для транспор­тировки, штатив, пеленка; 7) стеклограф; 8) перчатки; 9) инструментальный столик; 10) бланк-направление; 11) фантом ротоглотки.

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

2. Поставить на инструментальный столик необходи­мое оснащение.

3. Поставить стеклографом номер на пробирке (флако­не), соответствующий номеру в направлении.

I метод взятия материала методом ректального тампона.

Основной этап выполнения манипуляции. 4. Устано­вить пробирку в штатив. Извлечь из пробирки стериль­ный тампон.

5. Налить в пробирку 3—5 мл консерванта. Смочить тампон в консерванте, избыточное количество его отжать о стенку пробирки.

6. Уложить ребенка раннего возраста на спину, старше­го — на левый бок. Пальцами левой руки раздвинуть яго­дицы, правой рукой осторожно, без насилия, вращательно-поступательными движениями ввести тампон в пря­мую кишку, детям раннего возраста на глубину 3 —4 см, старшим детям на глубину 6—8 см.

7. Извлечь тампон и поместить его в стерильную про­бирку с консервантом, не касаясь ее краев.

II метод взятия нативного материала.
Основной этап выполнения манипуляции. 4. Взять

испражнения стерильным тампоном или шпателем.

5. Поместить их в стерильный флакон.

6. Залить кал консервантом в объеме, в 2—3 раза пре­вышающем объем кала.

7. Закрыть стерильным колпачком флакон.
Заключительный этап выполнения манипуляции.

8. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять перчатки, вымыть и просушить руки.

9. Оформить направление.

10. Транспортировать взятый материал в биксе в бакте­риологическую лабораторию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: