Потребительские и естественные свойства товаров

 

Потребительскими свойствами товаров являются свойства, проявляющиеся при их использовании и обуславливающие ценность и полезность товаров.

Свойства продукции формируются при её изготовлении и не изменяются для определённых видов материалов и изделий. От исходных свойств сырья зависят свойства готовых изделий, их надёжность и долговечность при эксплуатации, а также поведение при транспортировании и хранении.

В товароведческой практике потребительские свойства товаров делятся на функциональные, ресурсосберегающие, природоохранные, социальные.

Первые три из них определяются теми же показателями, что и показатели качества товара, о которых говорилось раньше.

Социальные свойства товара определяются показателями социального назначения, среди которых следует выделить степень удовлетворения запросов потребителей, целесообразность выпуска и сбыта товара, соответствие товара оптимальному ассортименту, показатель скорости морального износа.

В основе потребительских свойств любого товара или материалов, из которых сделан товар, лежат естественные свойства: физические, химические, механические, технологические (рис.15).

Рисунок 15 - Естественные свойства товаров

Физические свойства товара определяются его природой, происхождением, строением веществ, его составляющих. К физическим свойствам относят плотность, температуру плавления, температурное расширение, теплоёмкость, теплопроводность, электропроводность, электрическое сопротивление, магнитные, акустические, оптические, сорбционные свойства и т.д.

Знание показателей физических свойств сырья и материалов необходимо для определения возможности эксплуатации товара в тех или иных условиях. Для многих видов материалов и изделий показатели физических свойств нормируются стандартами.

Химические свойства товара характеризуют отношение материалов и изделий, из которого он сделан, к действию различных химических веществ и агрессивных сред.

К химическим свойствам относят устойчивость к действию воды, кислот, щелочей, окислителей, восстановителей, органических растворителей, масел, света и погоды.

Под воздействием реагентов изделия могут растворяться, набухать, изменять цвет, прочность, окраску и т.д.

Химическая устойчивость материалов и изделий обуславливает способ их обработки, отделки, определяет их назначение, поведение в эксплуатации, методы ухода, упаковки, транспортировки, хранения.

Для многих товаров химическая устойчивость также нормируется соответствующими ТНПА.

Механические свойства товаров проявляются при воздействии на них внешних силовых нагрузок. К ним относят прочность, твёрдость, деформируемость, ударную вязкость.

Прочность - это способность изделия не разрушаться под действием статических нагрузок: сжимающих, растягивающих, изгибающих, крутящих, сдвигающих.

Твёрдость - способность изделия сопротивляться внедрению в него других тел при вдавливании, царапании и т.д.

Деформируемость характеризует способность изделия обратимо или необратимо изменять свою форму под воздействием внешних сил. Различают обратимую (упругую и эластичную) и необратимую (пластическую) деформации.

Ударная вязкость - это способность изделия выдерживать динамические знакопеременные нагрузки.

Механические свойства изделий регламентируются ТНПА в качестве функциональных, они определяют надёжность и долговечность изделий.

Технологические свойства материалов и изделий характеризуют их способность подвергаться различным видам обработки.

Основными технологическими свойствами промышленной продукции являются ковкость, свариваемость, склеиваемость, обрабатываемость, спекаемость, жидкотекучесть, прокаливаемость, способность к высыханию, затвердеванию, слёживанию и т.д.

Знание показателей технологических свойств необходимо для определения режимов технологической обработки, хранения и транспортирования.

Основные показатели технологических свойств промышленной продукции нормируются соответствующими ТНПА.

Потребительские свойства продовольственных товаров определяются такими показателями полезности продуктов, как пищевая, физиологическая, энергетическая ценности.

Пищевая ценность характеризует всю полноту полезных свойств продукта, т.е. доброкачественность (безвредность), усвояемость, содержание питательных веществ (белков, жиров, углеводов).

Физиологическая ценность продукта определяется способностью оказывать влияние на нервную, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы человека.

Биологическая ценность характеризуется наличием в продуктах биологически активных веществ: витаминов, микроэлементов, аминокислот. Эти вещества не синтезируются организмом и поэтому не могут быть заменены другими пищевыми веществами.

Энергетическая ценность продуктов определяется содержанием в них жиров, белков, углеводов и их усвояемостью. При окислении в организме 1 г жира выделяется энергия, равная 37,7 кДж, 1 г белка - 16,7 кДж, 1 г углеводов - 16,7 кДж.

Теоретически энергетическую ценность продуктов питания определяют по их химическому составу. Средняя усвояемость продуктов следующая: белки усваиваются на 84,5 %, жиры - на 94 %, углеводы - на 95,6 %.

Потребительские достоинства пищевых продуктов в значительной степени зависит от свойств и качества перерабатываемого сырья.

Разработка и определение номенклатуры потребительских свойств и их показателей зависят от технического уровня выпускаемой продукции, от изменения общественных потребностей и требований потребителей к качеству товаров.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: