Замороженный картофель

ПОДСЕКЦИЯ
Секция Д - Продукция перерабатывающей промышленности

Две цифры кода
РАЗДЕЛ
Подсекция ДА - Пищевые продукты, напитки и табачные изделия

Раздел 15 - Пищевые продукты и напитки

Одна цифра кода
ГРУППА
Группа 15.3 - Приготовленные и консервированные фрукты и овощи

Одна цифра кода
Класс 15.3.1 - Переработанный и консервированный картофель

КЛАСС
Категория 15.3.1.1 - Приготовленный и консервированный картофель

Одна цифра кода
КАТЕГОРИЯ
Подкатегория 15.3.1.1.1 - Замороженный картофель

       
 
   
Одна цифра кода

 

 


Рис.3. Пример кодирования в системе ОКП

К торгово-товароведной классификации относят торговую классификацию и учебную.

Торговая классификация применяется в торгово-оперативном процессе.

В торговой классификации товаров традиционно выделяют непродовольственные и продовольственные товары.

Непродовольственные товары подразделяют на следующие группы: изделия из пластических масс; товары бытовой химии; стеклянные, керамические, строительные; мебельные, металлохозяйственные, электротовары; бытовые машины и приборы; текстильные, швейные, трикотажные, обувные; меховые, галантерейные, парфюмерно-косметические; ювелирные товары и часы; культтовары; товары сельскохозяйственного назначения.

Продовольственные товары подразделяют на хлебобулочные, плодоовощные, кондитерские, винно-водочные, молочно-масляные, мясные, рыбные, яичные, пищевые жиры, табачные изделия.

Учебная классификация товаров предназначена для удобного и последовательного изучения курса товароведения.

Стандартная классификация товаров представлена в Международной классификации стандартов (МКС), разработчиком которой является Международная организация по стандартизации (ИСО).

Объекты классификации - стандарты и другие нормативные документы по стандартизации.

Назначение классификации: упорядочение, гармонизация и распространение систем международных, региональных и национальных стандартов и других нормативных документов.

Международная классификация стандартов - МКС (International Classification for Standards - ICS) является самой распространенной и широко одобренной структурой систематизации международных, региональных и национальных стандартов, а также других нормативных документов.

МКС предназначена для использования при построении каталогов стандартов, для классификации стандартов и нормативных документов по стандартизации, содержащихся в базах данных, и т.п.

Данная классификация направлена на достижение гармонизации представления информации и, следовательно, способствует распространению международных и национальных стандартов в мире.

МКС рекомендован ИСО как базовый классификатор для разработки национальных классификаторов стандартов.

МКС обладает иерархической трехуровневой структурой. 40 разделов охватывают области деятельности, осуществляемой в сфере стандартизации (например, авиационная и космическая техника, здравоохранение, упаковка и размещение грузов и т.п.), и обозначаются двумя цифрами.

Все разделы разбиты на группы, обозначения которых состоят из обозначения раздела и номера группы, состоящего, в свою очередь, из трех цифр. Группы далее разбиваются на подгруппы.

Структура кода: используется семизначный цифровой десятичный код с точками между вторым и третьим, пятым и шестым знаками.

Структура кодового обозначения товара по ОКП представляется в следующем виде:

XX. XXX. XX Пример представления кода: 31.060.70

Раздел 31 Электроника

Группа 31.060 Конденсаторы

Подгруппа 31.060.70 Силовые конденсаторы

 

Код подгруппы

Код группы

Код раздела (области стандартизации)

 

Рис. 4. Структура кодового обозначения товара в системе МКС

 

Каждая из разновидностей классификации имеет свои достоинства и недостатки.

С точки зрения автоматизации торговых операций наиболее предпочтительна классификация в кодах ОКП. Однако в торговой сфере её применение затруднено, так как товары аналогичного назначения находятся в различных группах. Здесь уместнее торгово-товароведная классификация.

В международной торговой практике широко используются свои классификации товаров, так называемые международные товарные номенклатуры - подробные перечни товаров, распределённые по какой-либо классификационной схеме.

Для классификации товаров, обращающихся в мировой торговле, применяют в основном номенклатуры:

Международную стандартную хозяйственную классификацию всех видов экономической деятельности ООН (МСОК);

Международную стандартную классификацию товаров и услуг (МСКТУ);

Стандартную международную торговую классификацию ООН (СМТК);

Номенклатуру гармонизированной системы описания и кодирования товаров (НГС),

Рассмотрим данные классификации подробнее.

Международная стандартная хозяйственная классификация всех видов экономической деятельности ООН.

Она представляет собой классификацию всех видов экономической деятельности. Эта классификация является основой для сравнения в международном плане статистических данных развития отдельных стран. В ней используется десятичный код, построенный с применением иерархического метода классификации.

Классифицируемое множество видов экономической деятельности имеет четыре уровня деления:

Всего

Разделы (один знак) 10

Подразделы (два знака) 34

Группы (три знака) 73

Подгруппы (четыре знака) 159

При разработке классификации учитывались следующие критерии: характер производимых товаров и услуг и процесс технологии и организации производства.

ПРИМЕР кодирования товаров

7 - Транспорт, складское хозяйство, связь

71 - Транспорт

711 - Сухопутный транспорт

7112 - Городской, пригородный и международный дорожный пассажирский транспорт.

 

Международная стандартная классификация товаров и услуг.

Группировка этой классификации на уровне первых четырёх знаков полностью соответствует МСОК. Данная классификация предназначена для сбора и обработки разнообразных статистических данных о товарах и услугах, представляемых странами-членами ООН.

 

Стандартная международная торговая классификация ООН.

Объектом этой классификации являются все товары международной торговли, передаваемые в виде безвозмездной помощи. В неё не входят товары, поставляемые на коммерческой основе.

С использованием СМТК публикуются также обзоры внешней торговли стран-членов ООН. Большинство промышленно развитых стран приняли СМТК за основу построения национальных внешнеторговых классификаций. Структура СМТК пятизначная, она включает в себя следующие группировки:

Всего

X - Укрупнённые разделы 10

XX - Разделы 63

XXX - Группы 233

XXXX - Подгруппы 786

XXXXX - Позиции 1573

ПРИМЕР классификации и кодирования в СМТК

73 - Средство транспорта

732 - Средства автодорожного транспорта

7321 - Автомобили легковые

Отличительной особенностью построения СМТК является то, что в основу классификации положен признак последовательности обработки продукта (сырьё, полуфабрикаты, готовое изделие), а не отраслевая классификация.

Наиболее широко используемой в настоящее время является номенклатура гармонизированной системы описания и кодирования товаров. НГС представляет собой товарную номенклатуру, отвечающую потребностям статистических служб, таможенных органов и коммерческой деятельности.

НГС, как и любой классификатор, имеет свою структуру. К основным её элементам относят систему классификации и систему кодирования. Объектом классификации в данном случае являются все товары, обращающиеся в международной торговле.

НГС имеет шесть уровней классификации:

Количество группировок

Разделы 21

Группы 96 (в рамках разделов)

Подгруппы 33 (в рамках групп, могут и отсутствовать)

Товарные позиции 1241(в рамках групп)

Подпозиции 3558 (в рамках позиций)

Субпозиции 5019 (в рамках подпозиций)

Высшим уровнем классификации являются разделы.

При построении НГС используется совокупность различных признаков товаров. Так, основой для формирования разделов служит происхождение материала, из которого изготовлен товар, назначение, химический состав. Здесь заложен принцип последовательности обработки товаров от сырья до полуфабрикатов и затем до готовых изделий. При построении товарных позиций и субпозиций в каждой группе выделяются свои характерные признаки: степень обработки, назначение, вид материала, из которого изготовлен товар, значение товара в мировой торговле и т.д.

В НГС строго соблюдается принцип однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам.

Ни один из имеющихся в мире товарных классификаторов не детализирован так подробно и однозначно, как НГС. Это значительно облегчает единое толкование и определение терминов при назначении ставок таможенных пошлин, сопоставлении данных по внешней торговле различных стран, проведении экономико-статистического анализа.

Система кодирования НГС позволяет однозначно представлять классифицируемый объект в виде цифровой информации, удобной для её сбора, передачи и обработки с помощью ЭВМ.

Для кодирования разделов и подгрупп используются римские цифры, а для товарных групп, позиций и субпозиций - арабские. Коды разделов и подгрупп не взаимосвязаны друг с другом, также как и с кодами групп, товарных позиций и субпозиций. Для товарных подпозиций не предусмотрены цифровые коды, они обозначаются знаком “¾”. Структура шестизначного кодового обозначения построена по десятичной системе и включает в себя:

Количество группировок

XX - Код товарной группы 96

XX.XX - Код товарной позиции 1241

XXXX.XX - код товарной субпозиции 5019

Для установления единой разрядности цифрового кода дополняют нулями коды классификационных группировок, которые в дальнейшем не детализируются.

Таким образом, 5019 товарных субпозиций НГС состоят из 311 товарных субпозиций, имеющих четырёхзначный код с добавлением в конце двух нулей; 2450 товарных субпозиций, имеющих перед наименованием один дефис “-“, означающий, что данная субпозиция детализирована до пятого уровня классификации, а шестая цифра заменена на нуль, что указывает на возможность детализации на уровне шестого знака от 1 до 9; 2258 товарных субпозиций, перед которыми проставлены два дефиса “- -”, это значит, что данная субпозиция детализирована полностью в пределах шестизначного кода.

Система кодирования НГС допускает более глубокую детализацию номенклатуры товаров на уровне подсубпозиций. В странах ЕС НГС детализируется до 14 знаков, в США - до 11, в Японии - до 9 знаков. В данной системе предусмотрена возможность последующего расширения номенклатуры товаров без нарушения системы классификации. Например, в ней есть три резервные группы: 77, 98, 99, которые могут быть использованы не только при расширении номенклатуры товаров, но и в национальной практике отдельных стран для выделения специфических товаров.

НГС признана около 160 странами. Она удобна при автоматизации учёта, гибка в использовании, способствует тесной увязке внешнеторговой, промышленной и транспортной статистики, наиболее рациональна во внешнеэкономической деятельности.

НГС в настоящее время является в международной торговой практике единым классификатором товаров на базе которого построены национальные товарные номенклатуры, в частности, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (ТН ВЭД РБ).

ТН ВЭД РБ введена в действие с 1 января 1993 и предназначена для сбора статистических данных о внешнеэкономической деятельности субъектов торговых операций и решения задач государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, к числу которых относится: регистрация участников внешнеэкономических связей (с указанием объекта торговли); декларирование товаров, перемещаемых через государственную границу; нетарифное регулирование экспорта отдельных товаров (лицензирование и квотирование); тарифное регулирование.

Структура ТН ВЭД состоит из кодового обозначения товара - девяти цифровых десятичных знаков, из которых 1-6 разряды соответствуют кодовому обозначению товаров по НГС; 7-8 разряды соответствуют кодовому обозначению товаров по КН ЕС; 9 разряд (пока нулевой) предназначен для выделения национальных товаров. Наименование товара используется в соответствии с наименованием, принятым в НГС или КН ЕС.

Пример кодирования товара в соответствии с ТН ВЭД представлен на рис. 5.

 
 

 


Шампанское

ГРУППА
Раздел IV - Продукция пищевой промышленности

ПОДГРУППА
Группа 22 - Напитки алкогольные и безалкогольные, уксус

Позиция 22.04 - Вина виноградные, натуральные, включая крепленые

ПОЗИЦИЯ
Подпозиция - Вина игристые

Субпозиция 22.04.10 - Крепостью менее 8,5%

ПОДПОЗИЦИЯ
Подсубпозиция 22.04.10110 -Шампанское

 


Рис. 5. Схема и пример кодирования товара в соответствии с ТН ВЭД

 

В связи с необходимостью кодирования товаров в ОКП и НГС разработаны ключи перехода из одной системы в другую.

Для координации действий в международной сфере стран содружества независимых государств (СНГ) разработана «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ» (ТН ВЭД СНГ), которая построена по тем же принципам, что и ТН ВЭД РБ.

 

 

3. Кодирование товаров, назначение, принципы, виды кодирования.

 

Кодирование представляет собой образование и присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации.

Кодирование производится по определенным правилам, завершается присвоением кода объекту или группе объектов, что позволяет заменить несколькими знаками (символами) наименования этих объектов.

Код - знак или совокупность знаков, принятых для обозначения классификационной группировки или объекта классификации.

Стремление к минимизации количества знаков, идентифицирующих объекты, способствует повышению эффективности сбора, учета, хранения, обработки информации.

Кодовое обозначение характеризуется алфавитом кода, его структурой, длиной (числом знаков), а также методом кодирования.

Коды должны удовлетворять следующим основным требованиям:

· однозначно идентифицировать объекты и (или) группы объектов;

· иметь минимальное и достаточное число знаков для кодирования признаков заданного множества;

· иметь резерв для кодирования вновь возникающих объектов кодируемого множества;

· быть удобными для ручной и компьютерной обработки закодированной информации;

· обеспечивать возможность автоматического контроля ошибок.

Кодирование информации о товарах связано с широким внедрением электронно-вычислительной техники в коммерческую деятельность. В свою очередь это обязывает торговых партнёров на взаимосогласованной основе применять одни и те же методы описания товаров, что позволяет избежать лишних документов, экономит время, финансовые средства, расходуемые на переработку информации о товарах.

В системах кодирования товаров используются цифры, штрихи, квадраты или иные знаки, каждый из которых является носителем определённой информации, а расшифрованный код - это точное и однозначное описание товара.

Наибольшее применение для кодирования товаров нашёл штриховой код, нанесение которого на товар достаточно дёшево, код износоустойчив, надёжен, его можно считывать с некоторого расстояния, без непосредственного прикосновения.

Штриховой код - это совокупность штрихов и промежутков различной толщины, расположенных в строго определённой последовательности. Декодер считывающего устройства преобразует эту последовательность в информацию о товаре. Штриховые коды применяются с начала 70-х годов, однако отсутствие стандартов кодирования привело к тому, что сейчас используют более 30 типов кодов.

Использование информации, получаемой считыванием штриховых кодов, - на сегодняшний день самая быстро развивающаяся форма технологии автоматической идентификации. Объясняется это низкой стоимостью нанесения штрихового кода, а также возможностью наносить и считывать его практически с любого предмета.

Штриховой код - символ, состоящий из чёткого рисунка полос и пробелов между ними, иллюстрирующий машинный код букв и чисел в двоичной системе.

По мнению специалистов, системы штрихового кодирования имеют значительную перспективу, поскольку ЭВМ легче “считывает” широкие и узкие штрихи и промежутки между ними, чем буквы и цифры. Такая система почти полностью исключает ошибки (одна на несколько десятков миллионов считываний).

Наличие штриховых кодов на товарах и упаковках даёт возможность организовать эффективный контроль за прохождением товаров, начиная с упаковочной линии, заканчивая складом. Применение штриховых кодов позволяет значительно улучшить и оптимизировать следующие процессы:

· производителям - сортировку, подсчёт, контроль над запасами, подборку и отгрузку товаров;

· оптовикам - получение товаров, контроль над запасами, отгрузку, расчёт за товары;

· транспортным службам - получение товаров, отбор и отгрузку;

· розничной торговле - получение товаров, отгрузку со складов и контроль над запасами.

Каждый товар имеет свой индивидуальный штриховой код, который присутствует во всех документах, фиксирующих товарные операции.

Штриховое кодирование применяется для идентификации различных объектов в следующих основных областях деятельности:

n промышленное производство;

n оптовая и розничная торговля;

n материально-техническое снабжение;

n транспорт;

n медицина, здравоохранение;

n сельское хозяйство;

n банковское хозяйство;

n книгоиздательская деятельность;

n издание периодики и т.д.

Штриховое кодирование было изобретено молодым инженером Давидом Коллинзом, который впервые предложил его использование на товарных вагонах. Таким образом, в 60-е гг. штриховое кодирование стало впервые применяться в США для идентификации железнодорожных вагонов, а в 1973 году появился “Универсальный код для изделий” (UPC - Universal Product Code) предназначенный для использования в розничной торговле.

В Европейском Союзе для идентификации потребительских товаров с 1977 г. стала применяться похожая система под названием “Европейский нумерационный артикул” (EAN - European Article Numbering), которая и является на данный момент наиболее распространённой в мире.

К сожалению, отсутствие единых подходов и стандартов при разработке штриховых кодов привело к тому, что к настоящему времени используется более 30 типов кодов.

В международной практике наибольшее распространение получил код EAN (European Article Numbering).

Для распространения в Европе и мире унифицированной кодовой системы EAN основана Международная ассоциация кодирования товаров (IANA) со штаб-квартирой в Брюсселе. Чтобы получить право пользоваться кодом EAN, страна должна вступить в ассоциацию, после чего она получает идентификационный номер (“флаг” страны).

Международная ассоциация кодирования товаров IANA отвечает следующим основным принципам:

Þ каждому объекту (товару, продукции и т.д.), информация о котором может поступать в автоматизированные системы управления различного уровня, прежде всего в автоматизированную торговую сеть, на автоматизированные склады, базы оптовой торговли и т.д., с целью учета его движения от производителя к потребителю, присваивается номер, структура которого соответствует единым международным правилам и который однозначно идентифицирует данный объект;

Þ товарный номер отображается в виде штрихов и пробелов и наносится на объект;

Þ штриховое изображение товарного номера во всех странах мира автоматически однозначно распознается с помощью совместимых сканирующих систем;

Þ распознанный товарный номер может использоваться в системах автоматизации любого уровня и назначения.

Каждый продукт имеет свой собственный однозначный номер. Этот номер представлен серией параллельных полос (штрихов) и промежутков (пробелов) между ними различной ширины и может быть прочитан оптическим распознавателем. Крайние полосы с левой и правой стороны, а также в середине длиннее остальных и играют вспомогательную роль.

Ассоциация товарной нумерации ЕАН Беларуси создана в 1998 г. в целях координации деятельности, обеспечения защиты прав и представления общих интересов пользователей средств и систем автоматической идентификации и штрихового кодирования потребительских товаров машиночитаемыми кодами стандартов EAN, разработанных Международной ассоциацией товарной нумерации (IANA).

Ассоциация товарной нумерации ЕАН Беларуси является некоммерческой организацией.

Основной целью Ассоциации является создание в республике обмена данными на основе международных стандартов, а также оказание практической (технической, методической, консультационной) помощи белорусским промышленным, сельскохозяйственным, торговым, транспортным и иным предприятиям и организациям во внедрении и эксплуатации этой системы.

Основными задачами Ассоциации являются:

n разработка и выдача предприятиям и организациям всех форм собственности и хозяйствования, действующим на рынке Республики Беларусь, по их заявлениям, идентификационных номеров в системе EAN;

n проведение научных исследований и инновационной деятельности по созданию в республике системы автоматизированной идентификации на основе международных стандартов EAN, а также по вопросам применения штрихового кодирования при решении внутрипроизводственных задач, связанных в необходимостью однозначной идентификации различных объектов;

n представление интересов субъектов хозяйствования республики по вопросам автоматизированной идентификации и электронного обмена данными в «EAN International» и в других международных организациях;

n разработка и внедрение международных и национальных стандартов в области использования штриховых кодов EAN, разработка и распространение национальных требований и методик по вопросам товарной нумерации;

n создание и ведение депозитария штриховых кодов;

n осуществление деятельности по внедрению и контролю за соблюдением на территории Республики Беларусь международной системы идентификации и штрихового кодирования EAN.

В зависимости от области применения выделяют 3 группы товарных кодов EAN:

- международные, используемые как внутри, так и за пределами страны;

- национальные, используемые в пределах одной страны, преимущественно для розничной торговли разновесными товарами;

- локальные коды, используемые только в системах управления конкретного предприятия.

Наиболее оптимальным является штриховой код EAN-13.

XX XXXXX XXXXX X

“Флаг” страны

 

Унифицированный номер предприятия-изготовителя товара в пределах страны

 

Номер товара в пределах ассортимента предприятия-изготовителя

 

Контрольное число

Рис. 6. Схема идентификации кода EAN-13 в случае двузначного

идентификационного номера страны-изготовителя

Он состоит из 13 штрихов и пробелов, которые сформированы в 2 сегмента. Первые 2-3 цифры кода идентифицируют страну-производителя либо страну, в которой находится материнская компания, если данный продукт произведён одним из её филиалов. Эти первые 2-3 цифры называются EAN-префиксом или “флагом” страны. Возможны ситуации, когда фирма регистрируется и получает код не в своей стране, либо когда товар изготавливается по лицензии фирмы другого государства. В таком случае штриховой код должен сопровождаться надписью “Сделано в …” (“Made in …”). Следующие 9-10 цифр называются полем идентификации. Первые 4-5 цифр этого поля являются кодом предприятия-производителя в рамках страны, оставшиеся идентифицируют товар в рамках ассортимента предприятия. Последняя цифра является контрольным числом, которая при считывании штрихового кода сканером подтверждает, что штриховой код был прочитан верно.

Код EAN-13 обеспечивает достаточно высокую надёжность считывания: с его помощью можно закодировать миллиард разных наименований товаров. Вероятность, что ошибочно считанный код окажется точно таким же, как код какого-либо другого товара составляет одну миллионную.

XXХ XXXX XXXXX X

“Флаг” страны

 
 


Унифицированный номер предприятия-изготовителя товара в пределах страны

 

Номер товара в пределах ассортимента предприятия-изготовителя

 

Контрольное число

 

Рис. 7. Схема идентификации кода EAN-13 в случае двузначного

идентификационного номера страны-изготовителя

 

Для товаров, где невозможно использовать EAN-13, разработан 8-разрядный код EAN-8. Сокращённое обозначение, состоящее из 8 цифр, как правило, применяется для кодирования небольших товаров.

Разрешается печать цифры кода EAN-8 и за существующей на штриховом поле рамкой. Размер символа EAN-8 по сравнению с EAN-13 сокращается на 42 %.

В соответствии с типовым соглашением, принятым европейскими странами, код “EAN”, считываемый автоматически, отвечает следующим требованиям:

· имеет международную значимость;

· не зависит от требований отдельных пользователей

· идентифицирует любую товарную единицу на мировом уровне с помощью однозначного кода;

· удобен по структуре для считывания ЭВМ;

· пригоден для сбора и обмена информацией о товарах как в пределах страны, так и в международной торговле;

· удобен для потребителей при расчёте за приобретённые товары.

При использовании сокращённого кода товара “EAN-8” прибегают к так называемому принципу ликвидации нулей, как показано на схеме:

           
     
 


XX XXX 00 000 XX X = XX XXX XX X

 

XX XXX XX X

“Флаг” страны

 
 


Сокращенный номер предприятия-изготовителя товара

 

Номер товара в пределах ассортимента предприятия-изготовителя

 

Контрольное число

 

Рис. 8. Схема идентификации кода EAN-8.

 

Перечень “флагов” стран, т.е. первые 2-3 цифры кода, соответствующие стране, приведен в табл. 1.

 

Таблица 1 Коды, присвоенные странам Международной ассоциацией кодирования товаров

       
00 - 13 США, Канада 62.6 Иран
20 - 29 Резерв для розничной торговли   Финляндия
30 - 37 Франция 69.0-69.2 Китай
38.0 Болгария   Норвегия
38.3 Словения 72.9 Израиль
38.5 Хорватия   Швеция
38.7 Босния и Герцеговина 74.0 - 74.5 Гватемала, Сальвадор, Панама
40 - 44.0 Германия   Никарагуа, Гондурас, Коста-Рика
46.0 - 46.9 Россия 74.6 Доминиканская республика
47.1 Тайвань 75.9 Венесуэла
47.4 Эстония   Швейцария
47.5 Латвия 77.0 Колумбия
47.7 Литва 77.3 Уругвай
47.9 Шри-Ланка 77.5 Перу
48.0 Филиппины 77.7 Боливия
48.1 Беларусь 77.9 Аргентина
48.2 Украина 78.0 Чили
48.4 Молдова 78.4 Парагвай
48.5 Армения 78.6 Эквадор
48.6 Грузия 78.9 Бразилия
48.7 Казахстан 80 - 83 Италия
48.9 Гонконг   Испания
  Япония 85.0 Куба
  Великобритания 85.8 Словакия
52.0 Греция 85.9 Чехия
52.8 Ливан 86.0 Югославия
52.9 Кипр 86.9 Турция
53.1 Македония   Нидерланды
53.5 Мальта 88.0 Южная Корея
53.9 Ирландия 88.5 Таиланд
  Бельгия, Люксембург 88.8 Сингапур
56.0 Португалия 89.0 Индия
56.9 Исландия 89.3 Вьетнам
  Дания 89.9 Индонезия
59.0 Польша 90 - 91 Австрия
59.4 Румыния   Австралия
59.9 Венгрия   Новая Зеландия
60.0 - 60.1 ЮАР 95.5 Малайзия
60.9 Маврикий 95.9 Папуа Новая Гвинея
61.1 Марокко 97.7 Регулярные печатные издания
61.3 Алжир   (ISSN)
61.9 Тунис 97.8 - 97.9 Книги (ISBN)
62.2 Египет 98 - 99 Купоны
62.5 Иордания    

 

Рассмотрим принципы кодирования в системе EAN.

Носителем информации является ширина штрихов и пробелов (штрих обозначается цифрой “1”, а пробел - “0”).

Основная единица информации штрихового кода - цифровой знак. Каждый знак состоит из 2-х штрихов и 2-х пробелов. Ширина штрихов и пробелов всегда кратна модулю, равному по ширине самому узкому из них.

В системе EAN один знак состоит из 7 модулей.

пробел штрих пробел   штрих    
    модуль        
             

 

Рис. 9. Схема кодирования в системе EAN.

 

Штриховой код одного сообщения с его цифровыми выражениями составляет символ кода EAN. Краевые знаки (удлинённые штрихи) - знаки начала и конца символа; делится символ разделительным знаком.

Отметим, что сканер считывает цифру, стоящую на 13-ой или 8-ой позиции не по её отдельному знаку (2 штриха и пробела), а по комбинации предыдущих знаков, при этом проверяя контрольное число.

Порядок расчёта контрольной цифры EAN-13:

1. Складываем цифры, стоящие на чётных позициях кода.

2. Результат умножает на 3.

3. Складываем цифры, стоящие на нечётных позициях кода.

4. Складывает результаты 2-го и 3-го действий.

5. Контрольное число представляет собой разность между окончательной суммой и ближайшим к ней высшим числом, кратным 10.

Порядок расчёта контрольной цифры EAN-8:

1. Складываем цифры на нечётных позициях.

2. Результат умножаем на 3.

3. Складываем цифры на чётных позициях.

4. Складываем результаты 2-го и 3-го действий.

5. Контрольная цифра представляет собой разность между окончательной суммой и ближайшим к ней высшим числом, кратным 10.

Несколько слов о правилах размещения кода EAN. На каждой упаковке размещается лишь один код EAN. По возможности его размещают в правом нижнем углу упаковки, причём на расстоянии от краёв не менее 20 мм.

Обычно код размещают на задней стороне упаковки, если лицевой считать сторону с названием продукта. Если же это невозможно, то код размещают на лицевой стороне, справа.

Если по каким-либо причинам и это невозможно, то код размещают на другой стороне.

На пластмассовых упаковках и пакетах код размещают на наиболее ровной поверхности.

Размеры штрихового кода EAN могут варьироваться в зависимости от размеров и формы упаковки, при этом минимальный размер кода по горизонтали должен составлять 25 мм, максимальный - 70 мм. Высота штрихов на скорость и качество прочтения информации не влияет, поэтому размер кода по вертикали жестко не регламентируется, но должен быть не менее 5 мм.

Печатают штриховой код на упаковке при её изготовлении. Штрихи можно печатать чёрным, синим, тёмно-зелёным или тёмно-коричневым цветом. Красный и цвета его содержащие, например, светло-коричневый, а также жёлтый применять нельзя, так как оптическое считывающее устройство их не различает.

В качестве фона штрихов рекомендуется применять белый цвет, но можно применять жёлтый, оранжевый и светло-коричневый. Фон должен быть светлым и на нём не должно быть ни рисунков, ни текста, ни перфорации, ни линии резки.

Если в групповой упаковке имеется несколько индивидуальных потребительских упаковок, штриховой код следует нанести таким образом, чтобы считывающее устройство смогло считать только код групповой упаковки. Код следует размещать так, чтобы нанесение впоследствии, например, даты выпуска, не испортило его.

Для упаковочных материалов разработаны коды, которые можно использовать наряду с кодами EAN. Самым распространённым из них является 14-разрядный код AVM-14. Цифры у него те же, что и у EAN-13, но дополнительная четырнадцатая цифра, стоящая на первой позиции, кодирует вид транспортной упаковки. Место расположения кода AVM-14 на транспортной упаковке определено таким образом, чтобы код считывался автоматически, например, на конвейере после упаковки готового изделия.

 

UPC (Universal Product Code) коды - это символы, которые сканируются преимущественно при выходе из предприятий розничной торговли. Вопреки распространённому мнению они не содержат цену товара. Код UPC состоит из четырех частей:

* системное число или стартовый знак (обычно 0), которое расположено в нижнем левом углу;

* 5-значный номер производителя, присвоенный ему советом UPC;

* 5-значный номер продукции, присвоенный ей производителем; номер идентифицирует каждый товар единственным образом;

* контрольная цифра или стоповый знак, который находится в правом нижнем углу.

Когда с товара считывается штриховой код, то числа (штрихи и пробелы) штрихового кода UPC являются справочной информацией для инвентарной базы данных предприятия торговли. Именно таким образом на табло кассового аппарата отображается цена и выбитый чек “знает”, какой товар вы купили и сколько он стоит. Изменение цены на товар будет, безусловно, подразумевать изменение центральной базы данных. (В противном случае, изменение цены повлекло бы повторное нанесение кода на каждую единицу данного товара).

Код UPC, обладая фиксированной длиной, обязателен в розничной торговле США. Существует две разновидности UPC: UPC версии А (12- или 11- значный) и UPC версии Е (8-значный). Первый отличается полным размером, а последний более сжат и не содержит контрольного числа. Версия Е используется там, где очень мало места для нанесения версии А.

Добавочный код с 2 или 5 цифрами иногда используется вместе с UPC. Добавочные коды находятся справа от основного символа и имеют цифры сверху добавочного кода, которые воспринимаются человеком. Например, добавочный код с 2 цифрами используется для обозначения месяца выпуска и располагается на обложке журнала.

 

Штриховые коды Bookland основываются на системе регистрации книжной продукции ISBN и проставляется на книжных обложках. Их относят к штриховым кодам ISBN, что, в принципе, не совсем точно. Bookland - это EAN-13 с цифрами 978 вместо “флага” страны.

Остальные 10 цифр строго соответствуют цифрам кода ISBN, присвоенного конкретному представителю книжной продукции. Кроме основного тринадцатиразрядного кода, каждая книга снабжается дополнительным кодом, состоящим из 5 цифр, в который закладывается розничная цена книги. Добавочный код начинается с “5” в США, “6” - в Канаде, “9” - в Англии. Цена представлена со 2-й по 5-ю цифры. Если розничная цена меньше 4 цифр, то 2-я цифра - 0. Поэтому на книге, которая стоит 4.01 фунта-стерлинга в Великобритании будет стоять добавочный код - 90401.

Штриховые коды системы регистрации журнальной и газетной продукции ISSN основываются на ISBN и используются на периодических изданиях. Это по сути EAN-13 с 977 вместо “флага” страны. Они включают также добавочный код с 2 цифрами, который показывает дату выпуска (01 - январь, 02 - февраль и т.д.). В принципе, ISSN - это альтернатива UPC с добавочным 2-значным кодом.

Код 39 - это алфавитно-цифровой штриховой код, в состав которого включены 44 знака: цифры, латинские буквы A-Z, 6 специальных знаков, пробел (Space), старт-стопный знак (*).

Код 39 своим названием обязан тому, что является кодовой комбинацией 3 и 9. Каждый отображаемый символ в этом коде представлен с помощью 9 элементов (5 тёмных штрихов и 4 пробела между ними). Три элемента из 9 - широкие, шесть - узкие.

Для синхронизации считывания и определения направления движения в этом коде используется одинаковый старт-стопный знак *, наносимый в начале и в конце набора символов.

Штрихи и пробелы в коде имеют два уровня по ширине. Минимальное отношение ширины широкого элемента к ширине узкого составляет 2:1. Максимальное отношение - 3:1. Постоянство относительных размеров широких и узких элементов должно выдерживаться в пределах считываемых символов на одном носителе штрихового кода.

Код 39 (Code 39) имеет несколько преимуществ:

· он может быть считан всеми известными видами сканеров;

· его стандартный вид включает как буквы, так и цифры;

· он может быть считан в прямом и обратном направлениях;

· возможность кодирования цифробуквенных данных различной длины.

 

Код Postnet используется для того, чтобы закодировать почтовый индекс в рамках почты США. В перспективе на каждом конверте должен будет присутствовать штриховой код Postnet.

Символы Postnet отличаются от других символов из-за индивидуальной высоты, которая выступает основным носителем информации, нежели ширина между штрихами. Каждое число представлено 5-ю штрихами. Высокие единичные штрихи используются в качестве старт-стопных знаков.

Каждый штрих-код Postnet включает контрольную цифру, которая должна быть добавлена к сумме всех остальных цифр, для того чтобы общая сумма была равна большему числу, кратному 10 (принцип такой же, как у EAN).

Например, для 98116 контрольная цифра будет 5, т.к. 9+8+1+1+6=25 и 25+5=30.

 

В отличие от EAN-13 штрих-код ITF-14 (Interleaved Two of Five - чередующийся 2 из 5) имеет большие размеры и не требует высококачественной печати при нанесении. Этот код используется только для отображения цифровых данных. Знаки кодируются парами: чтобы представить первый знак, используют штрихи, а промежутки, чередующиеся между штрихами - чтобы представить второй знак и так далее - отсюда и название кода. Этот код имеет строго фиксированную длину. Специальные «стартовые» и «стоповые» знаки предназначены для идентификации начала и конца кода считывающим устройством (сканером). При выборе символа необходимо руководствоваться следующими правилами:

· если есть основания полагать, что та или иная упаковка когда-либо будет поступать в розничную торговлю и может быть в таком виде приобретена покупателем, необходимо наносить EAN-13, поскольку сканирующие устройства, установленные в расчётных узлах магазинов, могут не считывать код ITF-14;

· если невозможно обеспечить необходимое качество печати, следует использовать ITF-14;

· если размер упаковки не позволяет нанести ITF-14, то применяют EAN-13;

· если кодируется разновесный товар (мясо и т.д.), код ITF следует дополнить шестизначным кодом, который отражает вес продукта. При этом вместо 0 в качестве первого знака ITF-14 ставится цифра 9, которая свидетельствует о наличии добавочного кода.

Оборудование, применяемое для считывания, позволяет, как правило, сканировать как EAN-13 так и ITF-14. Стационарные сканирующие системы могут быть установлены на конвейерных линиях. При этом штриховые символы считываются автоматически при прохождении упаковки перед сканером. Портативные сканеры позволяют вручную считывать коды с упаковок, например, прямо в магазине.

ITF-14 уникален, т.к. ширина как штрихов так и пробелов варьируется. Штрихи и пробелы чередуются. В основном ITF-14 применяется при транспортировке и хранении товаров, в медицине. Широкое применение нашел код ITF-14 и в производственной деятельности для учета и контроля за процессом производства и складирования продукции.

 

Code 128 (Код 128) используется при транспортировке и на этикетках. Он становится всё более популярным, особенно в Европе. Набор для каждого элемента включает символы ASCII (American Standart Code For Information Interchange - Американский код для обмена информацией) (числа, прописные и строчные буквы, пунктуационные знаки и т.д.) и выгоден тем, что является очень компактным.

Кодабар - цифровой штриховой код, используемый в библиотеках и медицинских учреждениях. Одной из отличительных черт Codabar’а является то, что он имеет 4 различных старт-стопных штриха, выбирая из которых нужную комбинацию, можно закодировать информацию. Также Codabar широко применяется для маркировки фотоматериалов при их обработке. Кодабар может включать шесть специальных знаков в дополнение к десяти цифровым. Поскольку этот код обеспечивает самоконтроль и способен кодировать поля данных различной длины, то, в принципе, контрольные цифры не нужны.

 

Двумерные штриховые коды (The New 2D Symbologies). Сейчас появилось новое поколение чрезвычайно плотных по записи, нелинейных штриховых кодов, которые называются 2D. Некоторые из них выглядят как линии штрихового кода, расположенные один поверх другого, другие напоминают медовые соты, или матрицы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: