Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети

Интернет, необходимых для освоения дисциплины:

Сайты крупных российских центров социологических и маркетинговых исследований (ВЦИОМ, ЦЕССИ, Фонд «Общественное мнение», РОМИР-Мониторинг, Левада-Центр и других); сайты социологических журналов

Информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме
  http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm Журнал «Социологические исследования»
  http://journal.socio.msu.ru/ Журнал «Социология»
  http://www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm «Социологический журнал»
  www.soc.pu.ru/publications/jssa/ Журнал «Социология и социальная антропология»
  www.ecsoc.msses.ru Журнал «Экономическая социология»
  http://www.nir.ru/socio/scipubl/nauchn.htm Социологические журналы в Web
  http://www.nir.ru/socio/scipubl/nauchn.htm Российские социологические журналы
  http://lib.socio.msu.ru/l/library Электронная библиотека социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
  www.soc.pu.ru Электронный ресурс социологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
  www.ecsocman.edu.ru Портал по социологии, экономике и менеджменту
  http://www.sociology.ru/ Центр социологического образования
  http://sociology.extrim.ru/bibl.htm Библиотека социолога  

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

Общие указания

 

Дисциплина «Практикум по методологии и методам социологического исследования» рассчитан на два семестра. Практикум проводится в форме практических занятий, лабораторных и лабораторно-полевых работ, на которых отрабатываются навыки по работе с выборкой, методами социологических исследования, измерению и анализу данных.

При подготовке к занятиям следует обращаться к Программе дисциплины «Методология и методы социологического исследования» (см. РПД данной дисциплины), Планам семинарских занятий (см. РПД). Основной материал для подготовки к занятиям на практикуме изложен в разделе 10.2. План практических занятий на практикуме.

Каждое занятие включает: описание проведения занятия; практические задания; список вопросов для повторения; список основной и дополнительной рекомендованной литературы. В качестве основной литературы указываются учебники и учебные пособия. Это тот минимум, без которого не возможно более глубокое освоение темы, с которого должна начинаться подготовка к занятию. Далее можно переходить к списку дополнительной литературы по теме, в который включены монографии, статьи из периодических изданий и сборников.

Вопросы методологии, методики и техники социологических исследований освещаются в ряде журналов: «Социология: 4 М», «Социологические исследования», «Социологический журнал», «Вопросы социологии», «Журнал социологии и социальной антропологии», а так же в специализированных периодических изданиях ряда исследовательских центров России. Это, например, «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень» (ВЦИОМ), «Социальная реальность», журнал Фонда Общественное мнение (ФОМ). В свежих номерах этих изданий могут оказаться необходимые Вам статьи.

Социологические журналы имеют свои сайты в Интернете. Некоторые из них дают полные электронные версии опубликованных номеров, что делает их широко доступными для читателей. Рекомендуем регулярно обращаться к этим сайтам, а также сайтам исследовательских социологических и маркетинговых центров.

Самостоятельная работа студентов по данному курсу включает: работу с учебной и научной литературой; подготовку к практическим аудиторным занятиям; выполнение индивидуальных и групповых домашних практических заданий с презентацией их в аудитории.

Практические задания для выполнения дома рекомендуется выбирать и разрабатывать таким образом, чтобы в конце практикума их можно было собрать в единый проект прикладного исследования и представить его в виде презентации.

Проект должен включать: а) полное техническое задание; б) инструментарий (что-либо: анкету, вопросник, план наблюдения, план фокус-группы, бланк контент-анализа); в) собранные данные; в) краткое описание результатов исследования.

Для этого целесообразно с самого начала выбрать одну тему исследования, по которой будут делаться разработки домашних заданий на занятиях по темам: разработка элементов программы; вопрос как инструмент получения эмпирической информации, построение вопроса; социологический инструментарий, анкета (вопросник); качественное интервью; фокус-группа; наблюдение; контент-анализ.

 

Планы практических занятий на Практикуме

Вводное занятие

2 часа

Рассказ преподавателя о целях и задачах практикума, о том, как он будет построен. Знакомство с содержанием Практикума, рекомендации по выполнению домашних заданий. Ориентация студентов в основной и дополнительной литературе. Ответы на вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: