практическое занятие, 4 часа
Занятие 1.
Описание занятия: проходит в форме представления преподавателем одного-двух технических заданий на проведение прикладного исследования по конкретным темам. Объясняется домашнее задание.
Практическое задание, выполняется дома:
1) Разработать элементы программы (техническое задание) по теме прикладного исследования (описать проблемную ситуацию, определить объект, предмет, цели, задачи, гипотезы исследования).
2) Разработку представить в виде компьютерной презентации.
Элементы программы разрабатываются по теме на выбор, могут использоваться данные проведенных исследований (по журналам).
Оборудование и материалы:
1) Примеры технического задания на исследование.
2) Список тем для разработки элементов программы (технического задания):
Распределение домашней работы между мужьями и женами;
Затраты времени мужей и жен на различные виды деятельности в семье (домашнюю работу, уход и воспитание детей, уход за собой, отдых и др.)
|
|
Практики участия в домашней работе несовершеннолетних детей или взрослых, не состоящих в браке детей, проживающих совместно с родителями;
Практики участия старшего поколения (бабушек и дедушек) в уходе и воспитании детей в семье;
Старшие братья и сестры: практики участия в уходе и воспитании младших детей в семье;
Межпоколенные отношения в семье;
Супружеские конфликты в семье;
Конфликты между родителями и подростками в семье;
Практики заботы о старшем поколении (о бабушках и дедушках) в современной семье;
День семьи: анализ каждодневных практик.
Выбор брачного партнера (ценности и практики современной молодежи).
Занятие 2.
Описание занятия: проходит в форме обсуждения выполненного дома практического задания. Студенты представляют свои технические задания в форме компьютерной презентации.
Вопросы теории для повторения дома:
1. Особенности количественной и качественной стратегий социологического исследования, и их выбор исследователем.
2. Общая характеристика программы социологического исследования. Цель ее разработки, значение для проведения исследования. Структура программы. Методологический раздел программы.
3. Проблемная ситуация и формулирование проблемы, целей и задач исследования.
4. Объект и предмет исследования.
5. Интерпретация понятий: теоретическая, эмпирическая, операциональная.
6. Выдвижение рабочих гипотез и работа с ними в исследовании.
7. Методический раздел программы.
Основная литература:
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. 2-е изд. - М., 2012. – Гл. 2., Приложение 1.
|
|
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Кн.дом «Университет», 2006.
Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М., 1998. - Введение, гл.1, 4
Готлиб А.С. Качественное социологическое исследование. - Самара, 2004. – Гл. 4.
Процедуры и методы социологического исследования. Практикум. Книга 1. Классическое социологическое исследование./ Под общ. ред. А.С. Готлиб. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. – Гл.2.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега-Л, 2007.