double arrow

Тема 2. Случайно-вероятностные выборки

практическое занятие, 2 часа

Цель занятия: отработка методов случайно-вероятностного отбора (случайного простого бесповторного и случайного повторного отбора); формирование навыков работы с карточкой Киша.

 

Описание занятия: занятие проходит в форме выполнения в аудитории заданий на отработку методов случайно-вероятностного отбора.

Практические задания, выполняются в аудитории:

1. Объект исследования – населения г. Уфы, предложите предмет исследования.

Предложите, как можно сформировать случайную выборку.

2. Объект исследования – ученики школы, в которой учились. Предложите предмет исследования. Предложите, как можно сформировать случайную выборку.

3. В исследовании генеральной совокупностью выступают постоянные покупатели торговой сети «Матрица» («Магнит», «Пятерочка» или др.). Предмет исследования: частота покупок в сети. Предложите все возможные типы выборок, в том числе и случайную выборку.

Оборудование и материалы:

1) Датчик случайных чисел.

2) Карточка Киша.

 

Вопросы теории для повторения дома к темам 2,3,4,5:

1. Понятие выборки. Генеральная и выборочная совокупности.

2. Единицы наблюдения и единицы отбора.

3. Основа выборки. Наиболее распространенные основы, используемые в исследованиях социологических центров.

4. Основные типы выборок: случайные (вероятностные), систематические и неслучайные; одноступенчатые и многоступенчатые, простые и сложные.

5. Квотная выборка

6. Стратифицированная выборка.

7. Основные этапы и процедуры работы с выборкой.

Основная литература:

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. 2-е изд. - М., 2012. – Гл. 14., Приложение 7.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Кн.дом «Университет», 2006.

Процедуры и методы социологического исследования. Практикум. Книга 1. Классическое социологическое исследование./ Под общ. ред. А.С. Готлиб. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. – Гл.3.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега-Л, 2007.

 

Дополнительная литература:

Ноэль-Нойман Э., Петерсон Т. Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии. Пер. с нем. – М.: МГУКИ, 2007. – Гл.4.

Тема 3. Систематическая выборка

практическое занятие, 2 часа

Цель занятия: отработка процедуры описания опросного участка, создания основы для систематической или случайно-вероятностной выборки; освоение метода шага как метода отбора в систематической выборке.

 

Описание занятия: занятие проходит в форме обсуждения выполненного дома задания. Студенты представляют его в форме компьютерных презентаций.

 

Практическое задание на дом на тему: «Систематическая выборка домохозяйств на основе натурного обхода и описания опросного участка».

1) Провести описание условного опросного участка, внести данные о домохозяйствах в таблицу 1.

2) Рассчитать шаг для отбора домохозяйств, если на опросном участке необходимо отобрать 20 респондентов и в одном домохозяйстве отбирается один респондент. Домохозяйства отобрать с запасом (50% от основной выборки) на случай недостижимости респондентов. Данные обо всех домохозяйствах внести в таблицу 2., где отметить отобранные шагом домохозяйства.

3) Написать инструкцию интервьюеру по работе с выборкой (отбор респондента осуществляется по карточке Киша).

Оборудование и материалы:

Формы таблиц 1, 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: