Акты, косвенно влияющие на судебную реформу

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.

Новый УК РФ воплотил в себе многие достижения современной отечественной юридической науки и позитивные элементы зарубежного уголовно-правового опыта.

Особенная часть Кодекса теперь открывается разделом о преступлениях против личности, тогда как ранее на первом месте стояли преступления против государства. В структуре УК появились новые нормы и целые законодательные институты (например, преступного сообщества, обоснованного риска и т.д.). В нем были впервые предусмотрены ранее не знакомые отечественному праву составы преступлений, отражающие изменившиеся социально-экономические реалии, появление новых видов и форм преступности. Соответственно в Кодекс введены новые главы — об ответственности за преступления в сфере компьютерной информации, за деяния, совершаемые в частном секторе, за преступления против семьи и молодежи и др.

Наибольшее число новых составов содержится в главе о преступлениях в сфере экономической деятельности: впервые введена ответственность за незаконное предпринимательство, незаконную банковскую деятельность, лжепредпринимательство, получение кредита путем обмана, заведомо ложную рекламу, принуждение к сделке или к отказу от совершения сделки и т.д. В то же время из Кодекса исключены многие составы преступлений, утратившие в новых условиях общественную опасность (за тунеядство, бродяжничество и попрошайничество и т.д.).

В УК появились новые видов наказаний, не связанные с лишением свободы (обязательные работы, ограничение свободы), и значительно расширено число составов преступлений, предусматривающих штраф в качестве альтернативного вида наказания. До минимума было сокращено количество видов преступлений, за совершение которых может применяться смертная казнь.

Год

 

38. Указ Президента РФ «О продлении срока полномочий народных заседателей верховных судов республик, краевых, областных судов, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, суда автономной области, судов автономных округов, районных и военных судов» от 23 января 1997 г.

Появление данного Указа вызывает некоторые вопросы. Дело в том, что еще в Указе Президента РФ от 25 декабря 1993 г. говорилось, что народные заседатели краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов и военных судов временно осуществляют свои полномочия впредь до принятия соответствующего федерального закона, а в рассматриваемом Указе говорится о том же. Возможно, появление этого Указа объясняется тем, что в 1993 году не было ничего сказано о народных заседателях судов автономной области, автономных округов и районных судов.

39. Указ Президента РФ «Об увеличении должностных окладов судей судов Российской Федерации» от 25 января 1997 г.

Как можно судить по названию, речь в Указе шла о решении неотложных проблем. Действительно, должностные оклады судей увеличивались в 1,65 раза. Стоит отметить, что это был лишь первый Указ из череды аналогичных актов с тем же названием.

Нет сомнений в том, что денежное содержание судей во многом свидетельствует об их реальном месте в государственном организме. И думается, что должностные оклады судей вообще должны превышать оклады соответствующих должностных лиц в иных властных институтах. Однако, на наш взгляд, учитывая наличие других линий зависимости судебной власти от главы государства, подобные указы неизбежно воспринимаются как «подарки» от Президента и соответственно усиливают зависимость от него судебной власти в целом. Решения об увеличении денежного содержания судей, как и иных расходов на судебную власть должны приниматься только в форме закона и наиболее целесообразно, чтобы это был закон о федеральном бюджете на очередной год.

40. Федеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г.

Название Закона говорит само о себе. Это было довольно существенное продвижение по пути судебной реформы, поскольку без гарантированного исполнения решений судебная власть несостоятельна.

Раньше образ судебного исполнителя связывался с человеком (обычно – женщиной), которого встречают довольно агрессивные должники. Закон ввел разделение судебных приставов «на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов […], и судебных приставов – исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов» (ст.4), а судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов получили право применения физической силы и даже огнестрельного оружия. Причем они обязаны осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу – исполнителю, а также, что наиболее существенно, по указанию старшего судебного пристава участвовать в совершении исполнительных действий (ст.11). Соответственно, намного повысилась безопасность как обычных судебных исполнителей, так и сами судей, которые получили мощную физическую защиту. Причем такая защита является не одной из других функций соответствующего ведомства, как это было раньше, когда такую защиту осуществляли сотрудники МВД (за ними осталась внешняя охрана зданий судов), а основной задачей.

Но хотя возросли и степень безопасности судей и судебных помещений, повысился уровень исполнения судебных решений, тем не менее, появление новой структуры принесло и новые проблемы, прежде всего, проблему злоупотребления служебными полномочиями со стороны судебных приставов.

41. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г.

Этот Закон установил процедуру деятельности судебных приставов и регулирует, среди прочего, какие документы считаются исполнительными, сроки в исполнительном производстве, стадии исполнения судебных решений и проч. Уровень исполнения судебных решений был существенно поднят.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: