Акты, косвенно влияющие на судебную реформу

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.

Долгое время закон, регулирующий правовое положение адвокатуры, не принимался (хотя попытки предпринимались еще в середине 90-х годов), поскольку само адвокатское сообщество не могло внутри себя договориться о том, какой концепции организационных форм адвокатуры нужно следовать. Одна предполагала жесткую структурированность адвокатуры, строгий корпоративный контроль за отбором адвокатов и качеством их профессиональной деятельности. Другая – свободу регистрации адвокатских объединений, создаваемых группами юристов. Первая из названных концепций поддерживалась приверженцами так называемой «традиционной» адвокатуры, которая существует в России уже многие десятилетия и берет начало от дореволюционных Советов присяжных поверенных, а вторая – представителями «альтернативных» коллегий, возникших в девяностые годы по решению Министерства юстиции РФ в качестве эксперимента, и затем бурно развивавшимся.

23 мая 2001 г. Президентом РФ был внесен в Государственную Думу проект закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», который попытался в некоторой степени примирить две концепции, т.е. соединить централизацию адвокатуры с некоторыми проявлениям свободной организации. Этот Закон и был принят.

В соответствии с ним, формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. В Законе также формулируются и определенные профессиональные требования к адвокатам, призванные обеспечивать квалифицированный характер оказываемой ими юридической помощи и порядок приобретения лицом статуса адвоката.

Отделение адвокатуры от государства, придание ей статуса добровольной профессиональной ассоциации юристов, не оплачиваемой государством, но и не преследующей коммерческих целей, гарантируют независимость адвокатуры, ее способность противостоять необъективному ведению предварительного следствия и судебного разбирательства. Статус адвокатуры и эффективность ее деятельности находятся в прямой зависимости от незыблемости свободы личности, высокого статуса прав человека в стране, их реальной защиты. В этом плане адвокатура выступает как один из важных элементов обеспечения реализации субъективного права гражданина на юридическую помощь, а также на доступ к правосудию. Только независимая, со свободным выбором форм своей организации и деятельности адвокатура может быть высокопрофессиональной и эффективной в вопросах защиты прав и интересов граждан и организаций.

И все же принятие названного Закона не решило основных проблем функционирования адвокатуры, и, прежде всего, обеспечения доступности квалифицированной юридической помощи для населения. На деле доступность профессиональной юридической помощи основной массе российского населения оставляет желать лучшего. Юридические услуги адвокатских образований дороги, а потому в большинстве случаев граждане и организации предпочитают обходиться своими силами при решении тех или иных юридических вопросов, не прибегая к профессиональной помощи адвокатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: