Г.В.Ф. Гегель о свободе

В основе всех построений Гегеля лежит субстанция-субъект, называемая им абсолютной идеей. Абсолютная идея находится в процессе самопознания. Самопознание, самооткровение абсолютной идеи и составляет, по Гегелю, “всемирную историю”, в ходе которой как раз и осуществляется преобразование необходимости в свободу, а свободы в необходимость. Будучи диалектиком, Гегель стремится к соединению противоположных определений свободы: “свобода как познанная необходимость” и “свобода как самоосуществление”. Это соединение становится понятным, если рассматривать гегелевский процесс “всемирной истории”, начиная с субъективного духа. Другими словами, история человечества совершается разумно. Только поверхностному взгляду история представляется гигантской совокупностью произвольных (субъективно свободных) действий людей, стремящихся удовлетворить свои страсти и движимых собственными интересами. Более глубокий – философский – взгляд прозревает за игрой интересов и страстей действие “Разума”, осуществляющего свою цель, использующего деятельность людей лишь как средство для достижения этой цели. Всемирная история, резюмирует Гегель, есть “прогресс в сознании свободы, – прогресс, который мы должны познать в его необходимости”.

В качестве несомненного достижения Гегеля в контексте познания антиномичности свободы выступает методологически осознанное рассмотрение свободы и необходимости в качестве неразрывно связанных друг с другом противоположностей. Эту их неразрывную связь Гегель подчеркивает постоянно. Итак, по Гегелю, свобода человека состоит, прежде всего, в познании необходимости. Момент самоосуществления, самоопределения человека, хотя и не отрицается им вовсе, является у него вторичным, неосновным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: