Принципы развития физических способностей

Закономерности развития физических способностей.

Развитие физических качеств осуществляется через направленное разви­тие ведущих способностей человека, которые в свою очередь развиваются на основе определенных закономерностей. Среди этих закономерностей выделя­ют ведущие [4,5,7,11]: гетерохронность, этапность, фазность и перенос в раз­витии способностей.

Гетерохронность (разновременность).

Определяет, что в процессе биологического роста организма, присутст­вуют периоды интенсивных количественных и качественных изменений от­дельных органов и структур. Оказывая воздействия на опережающие в своем развитии органы и системы, в эти периоды, эффект в развитии соответствую­щих физических способностей превысит результат, достигаемый в периоды относительной стабилизации.

Подобные периоды называют сенситивными (чувствительными) перио­дами.

Периоды интенсивного развития той или иной физической способности у мужчин и женщин не совпадают. Как правило, девушки обгоняют подрост­ков на 1,5-2 года. Сенситивный период для каждого физического качества оп­ределяется по его ведущей способности (группе ведущих способностей).

Этапность.

По мере выполнения одной и той же нагрузки, эффект развития способ­ностей снижается. Необходимо изменять содержание нагрузки, условия вы­полнения. При длительном исполнении постоянной нагрузки выделяют три этапа: начального воздействия, углубленного и этап несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма.

Фазность

Эффект воздействия от состояния физической работоспособности орга­низма. Выделяют четыре фазы физической работоспособности организма: на­растающей работоспособности (врабатывания), относительной стабилизации, временного снижения и повышенной работоспособности (эффект последейст­вия).

Перенос.

Перенос физических способностей - процесс, при котором направлен­ное изменение в уровне развития одной способности влечет за собой измене­ние в уровне развития другой.

Наличие связи между уровнями развития нескольких физических спо­собностей, может осуществляться как внутри какого-либо качества, так и ме­жду отдельными физическими качествами. Между тем, может быть как поло­жительным, так и отрицательным. Может быть однородным и неоднородным, взаимным и односторонним [20].

Принципы развития физических способностей

Развитие физических способностей - целостный процесс, объединяю­щий в себе отдельные взаимосвязанные стороны совершенствования физиче­ской природы человека. Принципы раскрывают общие положения по управле­нию этим процессом, формулируют свои методические требования, основыва­ясь на закономерностях развития физических качеств [7].

Принципы развития физических способностей выражают закономерно­сти взаимосвязи состояния человека и физической нагрузки в зависимости от ее организации во времени [24].

Принцип регулярности воздействий предполагает необходимость по­стоянных занятий физическими упражнениями для развития физических спо­собностей человека. В результате многократного выполнения двигательных действий в отдельном занятии и повторяемость этих занятий - достигаются функциональные сдвиги в организме человека, характеризующиеся эффекта­ми:

- срочным (ближайший) - изменения, наступившие в организме после выполнения упражнения или на момент завершения занятия. Эффект сохраня­ется в течение некоторого времени;

- трансформированным (отставленный) - изменения, наблюдаемые по­сле окончания предыдущего занятия до начала очередного. Данный эффект может исчезнуть, если между занятиями присутствует слишком большой пе­рерыв;

- кумулятивным (накопительный) - суммирование эффектов от трениро­вочных занятий. «Следы» предыдущего занятия наслаиваются на эффект по­следующего.

Принцип прогрессирования и адаптационно - адекватной предель­ности в наращивании эффекта воздействий. Базируется на закономерностях этапности и неравномерности (фазности) развития физических способностей (постепенности и предельности).

Постепенность - прогрессивное нарастание величины нагрузки, повы­шение трудности ее выполнения, как в отдельном занятии, так и в системе за­нятий. Динамика повышения нагрузки, должна соответствовать динамике анатомо-морфологических и психофизиологических изменений. Величина на­грузки складывается из объема механической работы, выполняемой с разной интенсивностью. Вследствие этого, повышение нагрузки может быть за счет увеличения объема работы, за счет интенсивности ее выполнения (количество работы в единицу времени), или одновременного изменения первого и второго компонентов.

Принцип рационального сочетания и распределения во времени воз­действий различного характера. Требует соблюдения обоснованного, целе­сообразного способа взаимосвязи и порядка следования нагрузок. Основыва­ется на закономерностях переноса в развитии физических способностей.

В процессе развития физических способностей возможно использование нагрузок избирательного (однонаправленного) и комплексного характера. На­грузки избирательного характера предусматривают преимущественное разви­тие отдельных способностей (силовых, скоростных и др.), а комплексного обеспечивают последовательное и параллельное совершенствование разных способностей (скоростных возможностей и выносливости).

Однонаправленные нагрузки оказывают на организм человека локальное воздействие и более глубокое.

Комплексные нагрузки оказывают более широкое воздействие на орга­низм и при этом необходимо определить:

1. Последовательность (порядок) введения нагрузок, соответствую­щих развитию разных способностей.

2. Соотношение объема и интенсивности нагрузок.

Вопрос о соотношении объема и интенсивности нагрузок решается с учетом характера, направленности и последовательности применения, функ­ционального состояния и т.п.

Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздейст­вий. Формирование и совершенствование физических способностей основаны на механизмах долговременной адаптации человека к условиям деятельности. Нагрузки вызывают биологические, морфологические, физиологические и психологические изменения в организме, вызывающие развивающий эффект.

Принцип сопряженного воздействия. Опирается на закономерности переноса в развитии физических способностей и отражает необходимость в накоплении потенциала и формировании способностей его эффективной реа­лизации. Накопление потенциала характеризуется направленным развитием соответствующих способностей, а его эффективная реализация - максималь­ным проявлением этих способностей в конкретном двигательном действии. Это достигается путем подбора специальных упражнений.

Принцип опережающих воздействий и развития физических способ­ностей, а также принцип возрастной адекватности воздействий [20].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: