Представительным органам субъектов РФ

а также Конституционному, Верховному, Высшему Арбитражному судам РФ по вопросам их компетенции.

Вместе с тем, никто, кроме Федерального Собрания РФ, не имеет права принимать федеральные законы, которые вслед за Конституцией РФ имеют высшую силу и прямое действие на всей территории РФ, им должны следовать все без исключения государственные органы, общественные организации, должностные лица, граждане.

Из двух палат парламента именно Государственная Дума играет основополагающую роль в законодательном процессе.

Законодательный процесс — установленный законами и регламентами порядок, этапы, процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимодействие всех участников законотворчества (рис. 10.2).

 

 

Рис. 10.2. Стадии законодательного процесса

 

Начальной точкой законодательного процесса является законодательная инициатива — в процессуальном праве она определяется как совокупность форм, процедур, операций, сопровождающих и обеспечивающих внесение в Государственную Думу проектов законов.

Второй этап после внесения законопроекта в Государственную Думу — рассмотрение законопроекта этой палатой. Регламентом Государственной Думы детально определен порядок рассмотрения законопроектов. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждается концепция, оцениваются положения, отдельные статьи законопроекта, определяется необходимость принятия, вносятся поправки и т.п.

Третий этап законодательного процесса — принятие закона Государственной Думой. Согласно Конституции РФ и Регламенту Государственной Думы федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (450) и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам: СТ.106

1) федерального бюджета;

2) федеральных налогов и сборов;

3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

4) ратификации и денонсации международных договоров РФ;

5) статуса и защиты государственной границы РФ;

6) войны и мира.

В случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон вновь подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

При повторном голосовании в случае несогласия Государственной Думы с Советом Федерации федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов этой палаты (ст. 105, ч. 5.).

Заключительный этап законодательного процесса — промульгация состоит в том, что принятый палатами парламента закон направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит исполнению. Вместе с тем, этап промульгации дает главе государства возможность выразить несогласие с законом или его отдельным положением и вернуть закон в парламент на новое рассмотрение. Опубликование, т.е. официальное обнародование закона, является необходимым условием его вступления в силу (в действие).

Конституция РФ термин «промульгация» не использует: в ней говорится (ст. 107) о том, что принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования; если в течение 14 дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и, если он будет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию. Таким образом, квалифицированным большинством Федеральное Собрание имеет возможность преодоления президентского вето.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый обеими палатами федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом и в течение 14 дней подлежит подписанию им и обнародованию (ст. 108, ч.2).

Следует подчеркнуть, что федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией:

- об условиях и порядке введения чрезвычайного положения (ст. 56),

- о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта (ст. 65, ч. 2),

- о референдуме (ст. 84, п. «в»),

- о режиме военного положения (ст. 87, ч. 3) и др.

Принятие бюджета и иные финансовые полномочия — важное направление законодательной деятельности Федерального Собрания.

Федеральный бюджет — это роспись государственных доходов и расходов, принимается парламентом ежегодно. Бюджет разрабатывает и вносит в Государственную Думу в виде проекта Правительство РФ. Государственная Дума бюджет принимает, Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает бюджет и одобряет, Президент РФ подписывает и тем утверждает бюджет. Принимая бюджет, парламент уполномочивает Правительство РФ расходовать государственные средства в соответствии с установленными приоритетами и сметой, возлагает на правительство обязанность собрать необходимые для обеспечения доходов налоги и иные поступления. В компетенцию Государственной Думы входит обсуждение отчетов Правительства об исполнении бюджета. К числу иных финансовых полномочий относятся: налоговые полномочия (установление налогов, сборов имеет место в законах, принятие которых является прерогативой парламента), принятие решений о внутренних и внешних займах, создание различных внебюджетных фондов и т.п.

Контроль за деятельностью Правительства — это функция не закреплена за Федеральным Собранием Конституцией РФ, в отличие от законодательства большинства парламентских республик Европы и Азии, однако осуществляется совокупностью контрольных полномочий.

Контроль за исполнительной властью носит политический характер, хотя и осуществляется в юридических формах. Это означает, что предметом контроля выступает политическая деятельность правительства. Согласно Конституции РФ (ст. 117, ч. 3) Правительство РФ ответственно перед Федеральным Собранием, а именно перед Государственной Думой, которая решает вопросы о назначении Председателя Правительства РФ и выражении недоверия Правительству. По поводу этих решений предусмотрена специальная процедура урегулирования противоречий между Президентом РФ и Государственной Думой. В соответствии со ст. 109 Государственная Дума может быть распущена Президентом в случае, если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ, при этом Президент РФ назначает Председателя Правительства. Президент имеет право распустить Государственную Думу и в случае своего несогласия с принятым ею решением о недоверии Правительству (ст. 117).

Контрольные полномочия парламента реализуются и в таких формах,

как запрос к Правительству (обращение, интерпелляция) относительно мотивов его деятельности, его дальнейших действий по вопросам, относящимся к определенным аспектам правительственной политики: вопросы (устные и письменные) парламентариев, обращенные к Правительству или отдельным министрам:

кадровые назначения на высшие государственные должности, которые осуществляются по представлению Президента РФ (ст. 83, п. «е»), в том числе при формировании состава Счетной палаты — специального органа, призванного оказывать помощь федеральному Собранию в осуществлении контроля за исполнением федерального бюджета.

Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров — важная часть компетенции Федерального Собрания.

Ратификацияэто утверждение высшим органом государства международного договора, после чего он приобретает юридическую силу. И напротив, денонсация — в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора.

Полномочия в области обороны и безопасности Федерального Собрания РФ реализуются как его право решать вопросы войны и мира.

Квазисудебные полномочия Федерального Собрания РФ предусматривают обязательное участие обеих палат в процедуре отрешения Президента от должности (импичмент президента). Процедура, регламентированная ст. 93 Конституции РФ, только по названию процедурных операций имеет определенное сходство с судопроизводством, но не может считаться судом. Отрешение, импичмент президента — это политический процесс, форма политической ответственности, что не освобождает его от обычной судебной ответственности в дальнейшем.

Организация деятельности Федерального Собрания РФ предусматривает различные полномочия Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации на основании статьи 102 Конституции РФ имеет следующие полномочия.

• Утверждение изменения границ между субъектами Федерации. Такие изменения (ст. 67, ч. 3) могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов РФ. Роль Совета Федерации в данном случае состоит в санкционировании договоренностей соответствующих субъектов Федерации.

• Утверждение Указа Президента РФ о введении военного положения, Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 88 Президент РФ имеет право вводить на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, а в соответствии со ст. 87 — и военное положение в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии. В этих случаях Президент должен немедленно сообщить о своих указах по этим вопросам Федеральному Собранию.

• Решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории Федерации.

Назначение выборов Президента РФ (как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения).

Отрешение Президента РФ от должности. Окончательное решение об импичменте Президента отнесено к компетенции Совета Федерации ввиду того, что Президент не вправе распускать верхнюю палату Федерального Собрания.

Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ. Указанные кадровые назначения, как уже отмечалось, осуществляются по представлению Президента РФ.

• Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палат ы и половины состава ее аудиторов.

По вышеперечисленным вопросам Совет Федерации принимает постановления простым большинством голосов. Однако в ряде случае, предусмотренных Конституцией (решение об отрешении Президента от должности, пересмотр положений Конституции), постановления принимаются в ином порядке (см. ст. 93, ч. 2; ст. 134-137).

 

Порядок формирования государственной думы — выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы — прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.

Выборы

Основная статья: Выборы в Государственную думу

Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет.

Согласно федеральному закону от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избирались все 450 депутатов. Избрание происходило пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

24 февраля 2014 года вступил в силу федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому выборы депутатов Государственной думы созывов, избираемых после его вступления в силу, будут проводится по смешанной системе: 225 депутатов Государственной думы будут избираться по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), а другие 225 депутатов — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

Структура Госдумы

Аппарат Госдумы

Основная статья: Аппарат Государственной думы

Аппарат Государственной думы — постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: