ТЕМА 5. Индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности

Вопросы.

  1. Индивидуальные предпосылки функционирования личности.
  2. Общее представление о половых различиях.
  3. Общее представление о конституциональных различиях.
  4. Способности.
  5. Характер.

Индивидуальные предпосылки функционирования личности

 

Индивидные свойства присущи человеку как представителю вида homo sapiens. Эти свойства биологически заданы и служат фундаментом, на котором строится психологическое здание личности. В последнее время для объяснения роли индивидных свойств часто прибегают к «компьютерной метафоре», сравнивая психоло­гическую систему, называемую личностью, с программным обеспе­чением (software), а организм человека тогда видится аналогом ма­териального носителя, на котором функционируют компьютерные программы (hardware). А.Г. Асмолов дает следующую классифика­цию индивидных свойств человека (табл. 4).

Таблица 4

Индивидные свойства человека, по А.Г. Асмолову

Индивидные свойства человека
Возрастно-половые свойства Индивидуально-типические свойства
Возрастные стадии инди­видуального развития Половые особенности Конституция Нейродинами-ческие свойства нервной системы Функциональ­ная асиммет­рия мозга
         

 

Петухов В. В.: Выделение закономерностей сочетания индивидуальных черт конкретных людей имеет в научной психологии различные стратегии и результаты. С одной стороны, индивидуальностью человека можно считать именно совокупность, набор его психических свойств и качеств как отдельных элементов, составляющих в сумме определенный класс. Результатом классификации индивидуальностей будет собрание различных наборов индивидуальных черт, объединенных по законам статистики и наблюдаемых в эмпирии с той или иной частотой (пример, Рубинштейн С. Л.). С другой стороны, индивидуальность определяется как тип – целостная структура, внутри которой каждое конкретное свойство и качество человека получает закономерное объяснение. В результате построения типологии выделяются качественно своеобразные типы индивидуальностей, соотнесенные между собой и принципиально отличные друг от друга.

Способы выделения классов или типов индивидуальностей различаются также по характеру используемых критериев. Это могут быть эмпирические критерии, полученные при анализе и обобщении конкретных опытных данных. Как правило, эмпирическая классификация индуктивно, путем закономерного перехода от частных случаев к общим. Дедуктивный же способ построения типологии индивидуальностей – от общего к частному – предполагает теоретическое выделение ее основных принципиальных признаков, различений и затем – проверку, и обоснование полученных типов на эмпирическом материале.

Общие подходы к типологии индивидуальности определяются основными познавательными и практическими задачами ее изучения.

Первый из них связан с поиском объективных основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств и качеств конкретных людей. Такова собственно познавательная задача изучения индивидуальности. Как правило, попытки ее объяснения выходят здесь за пределы собственно психических свойств и направлены на установление их соответствия особенностям организма – аналитическим и физиологическим – данным природой. Наличие психотелесных соответствий, если только оно доказано статистически, получает свое практическое значение: знание о них может стать хорошей опорой успешных профессиональных и межличностных отношений.

Второй подход дифференциально-психологического исследования заключается в том, чтобы описать все возможные сочетания индивидуальных психических черт. Ведь знание о конкретных поведенческих реакциях человека в тех или иных социально-житейских ситуациях необходимо для правильной организации взаимодействия и общения между людьми. Признание своеобразия и уникальности каждой человеческой индивидуальности – характерная черта данного подхода. Конечно, оба эти подхода являются эмпирическими, основанными на непосредственном опыте, который и определяет выделение индивидуальных типов.

Третий подход отвечает задаче осознания, осмысление человеком собственной индивидуальности. Он является теоретическим и состоит в дедуктивном выделении принципов построения типологии индивидуальностей, отвлекаясь от обилия эмпирических деталей. По существу, этот подход может быть также назван философским, ведь здесь возникает вопрос о том, почему эмпирически определенные типы индивидуальности складываются именно так, а не иначе. Однако чистая теория едва ли имела бы смысл при отражении постоянно меняющейся психической жизни. Поэтому результаты третьего подхода – знания о принципиальных типах человеческой индивидуальности – обретают статус тех реальных средств, с помощью которых люди могут представлять себе свои психические особенности, типологические отличия от индивидуальности других людей.

Каждый из названных подходов связан, главным образом, с изучение одного из трех основных уровней индивидуальности: организма, социального индивида, личности.

 

Выявление роли индивидных свойств в общем строе психиче­ской деятельности представляет собой трудную научную задачу: их влияние «замаскировано» (продолжим компьютерную аналогию) теми управляющими воздействиями, которые идут с уровня лично­стной регуляции. Индивидные свойства можно обнаружить только в снятом виде, если исключить из рассмотрения весь содержатель­ный аспект жизни личности, поскольку он формируется, как мы уже знаем, в социально-культурном пространстве и зависит от деятель­ности. Поэтому, говоря дальше об этой проблеме, мы будем основы­ваться на общепринятом в психологии утверждении, что индивид­ные свойства человека характеризуют формально-динамические особенности функционирования личности. Можно сказать, что тен­денции ядра личности, образуя конкретную периферию, воплоща­ются во внешние и внутренние формы активности, используя ту конфигурацию индивидных свойств, которой располагает человек. Совокупность динамических индивидных свойств называется темпераментом. К динамическим свойствам относится темп (скорость), чувствительность, энергетические характеристики (выносливость, утомляемость), инерционность или пластичность, эмоциональность и др. Темперамент определяется свойствами нервного субстрата психики.

В этом разделе мы сначала рассмотрим, что известно науке о вли­янии отдельных индивидных свойств — пола, конституции, а затем перейдем к анализу таких системных образований, как способнос­ти, характер, индивидуальный стиль деятельности, где также про­слеживается роль индивидных свойств.

Общее представление о половых различиях

Принято думать, что различия между мужчинами и женщинами в психологическом плане носят фундаментальный характер. Пред­определенность «мужского» или «женского» способа жизни порой принимает статус догмы (например, в классическом психоанализе 3. Фрейда). Однако непредвзятый анализ показывает, что большин­ство черт, традиционно трактовавшихся как типично мужские или типично женские, на самом деле статистически независимы. Поэто­му шкалы маскулинности (мужественности) и феминности (жен­ственности) в современных личностных тестах являются не бипо­лярными (или-или), а дополнительными (и-и). Более того, показа­но, что высокий уровень феминности у женщин при отсутствии маскулинных черт связан с повышенной тревожностью и понижен­ным самоуважением. Высокий уровень маскулинности у мужчин при отсутствии феминных черт также связан с высокой тревожно­стью, низкой уверенностью в себе и слабой выраженностью лидер­ского потенциала. Наиболее психологически благополучными ока­зываются люди, имеющие высокие баллы как по маскулинным, так и по феминным свойствам (так называемые «андрогинные личнос­ти»). Они отличаются богатым поведенческим репертуаром и высо­ким уровнем творческих способностей. Э. Маккоби и К. Джеклин (1973) критически проанализировали и обобщили большой массив психологических исследований о половых различиях. Установлены достоверные различия между полами по некоторым психологиче­ским свойствам:

1) мальчики после двухлетнего возраста демонст­рируют более высокий уровень агрессии в речи, играх и фантазиях;

2) девочки проявляют более выраженные эмоциональные реакции;

3) девочки демонстрируют более высокий уровень речевых способ­ностей как в плане применения речевых навыков, так и в плане сложности используемых речевых конструкций; 4) начиная с под­росткового возраста юноши более успешно справляются с задача­ми, требующими пространственного мышления.

Несмотря на устойчивость выявленных различий, многие авто­ры считают, что основной вклад в них вносят не индивидные свойства, присущие полам биологически, а специфика воспитания. На­пример, установлено, что родители больше разговаривают с ново­рожденными девочками, а мальчиков чаще поощряют к занятиям точными науками. В последние годы в массовых исследованиях на­блюдается постоянное уменьшение психологических различий, об­наруживаемых между полами.

Общее представление о конституциональных различиях

В обыденном знании взаимосвязь между внешностью человека и его личными характеристиками не подвергается сомнению. Нам часто кажется, что толстяк, например, обязательно должен быть добродушным человеком, худой - обидчивым, а брюнет — более эмоциональным, чем блондин. «По внешнему виду не судят только самые непроницательные люди», — остроумно заметил Оскар Уайльд. Установить взаимное соответствие между физиологиче­ской организацией человека и его личностью пытаются и ученые. Первый подход к решению данной проблемы можно назвать кон­ституциональным. Термином «конституция» в анатомии называют­ся морфологические и функциональные особенности организма животных и человека, сложившиеся на основе наследственных и приобретенных свойств, которые выражаются в определенных фор­мах телосложения и других признаках. Задача психолога, который хочет придать точный смысл понятию телесной конституции, сво­дится к установлению соответствия между определенными типами конституции и психологическими особенностями людей. Понятно, что для решения такой задачи одних бытовых наблюдений недоста­точно.

Поиском таких оснований для классификации индивидуальностей занимался еще Гиппократ. Помимо выделения типов темперамента, он впервые попытался связать конституциональные особенности, телосложение людей с их предрасположенностью к определенным заболеваниям. На основе эмпирических сопоставлений он показал, что люди невысокого роста, плотные, склонны к апоплексическому удару, люди же высокие и худые – к туберкулезу. Эти два типа строения тела являются, конечно, самыми общими, но именно их описания положили начало конституциональному подходу к анализу индивидуальности, развиваемому в современной психологии и психиатрии. Основной идеей этого подхода, первым шагом к классификации индивидуальных психических черт стало установление коррелиции между типами телесной конституции, с одной стороны, и конкретными психическими заболеваниями – с другой.

Под телесной конституцией понимается совокупность всех индивидуальных качеств человека, которые либо заложены генетически, либо формируются к моменту его рождения. Понятно, что эти качества – морфологические, физиологические, гормональные и др. – являются относительно стабильными. Поэтому их наиболее типичные совокупности могут быть выделены эмпирически, подобно составным фотографиям, т. е. путем объединения индивидуальных случаев, в результате которого их общие, совпадающие детали как бы усиливаются, составляя тип, а частные – устраняются.

Немецкий психиатр Э. Кречмер (1888—1964) в книге «Строение тела и характер» (1921) выделил четыре основных типа телосложе­ния (конституции), которые, по его мнению, тесно связаны с пред­расположенностью к определенным психическим заболеваниям. Первый тип был назван астеническим и характеризует хрупкое те­лосложение, узкие плечи, вытянутое лицо, длинные и худые ноги. Второй тип телосложения — атлетический — связан с сильным раз­витием мускулатуры, широкими плечами и узким тазом. Третий тип — пикнический — характеризуется округлой фигурой и выра­женной жировой прослойкой. Четвертый тип — диспластичный — представляет собой образец уродства с неправильным бесформен­ным строением тела. Типичным представителем астенического типа телосложения является знаменитый американский актер и режиссер Вуди Аллен, атлетического — кумир подростков Арнольд Шварцнеггер, а пикнического — российский актер Евгений Леонов.

Рис. 2. Астенический, атлетический и пикнический типы телосложения:

а) астенический тип телосложения. Актер и режиссер Вуди Аллен;

б) атлетический тип телосложения. Актер Арнольд Шварцнеггер;

в) пикнический тип телосложения. Актер Евгений Леонов

 

Кречмер исследовал 260 пациентов с различным типом тело­сложения и заключил, что существует связь между маниакально-депрессивным психозом и пикническим типом, шизофренией и астеническим типом, эпилепсией и атлетическим типом. Конеч­но, тем или иным типом телосложения обладают не только боль­ные, но и здоровые люди. Однако и у них наблюдаются черты, сходные со специфичными для данного телосложения патологи­ями. Так, шизотимики (психически нормальные люди с астеническим типом телосложения) погружены в себя, замкнуты, склонны к абстракт­ному мышлению, плохо адаптируются в социуме. Циклотимики (психически нормальные люди с пикническим типом телосложения) общи­тельны, страдают резкими перепадами настроения, открыты но­вым впечатлениям. Иксотимики (психически нормальные люди с атлетиче­ским типом телосложения) сдержанны, не склонны к открытой демонстрации эмоций, скрупулезны в мелочах, не обладают бо­гатым воображением.

У. Шелдон (1899—1977), отталкиваясь от концепции Кречмера, разработал более тонкие процедуры описания соматических типов человека и соответствующих им типов темперамента. Он был согла­сен с Кречмером в том, что структура тела — это важнейшая детер­минанта личности человека. Шелдон использовал технику фотографии, предполагавшую изображение человека в трёх проекциях: в фас, анфас, профиль. Проанализировав более 40 тыс. снимков, Шел­дон выделил три компонента классификации структуры тела. Пер­вый компонент получил название эндоморфность; второй — мезоморфностъ, а третий — эктоморфностъ. Содержание этих компо­нентов близко пикническому, атлетическому и астеническому типам соответственно.

Для оценки индивида по каждому из параметров было определе­но 17 антропометрических показателей, каждый из которых пред­ставлял отношение диаметра той или иной части тела (например, окружности шеи или окружности груди) к росту. Впоследствии Шелдон свёл трудоёмкое измерение 17 показателей к трём индек­сам: индексу веса (рост / кубический корень веса), индексу тела (ок­ружность груди / окружность живота) и индексу роста (рост). Ин­декс веса позволял присвоить индивиду определённый рейтинг по шкале эндоморфности, индекс тела — по шкале мезоморфности, индекс роста — по шкале эктоморфности. Рейтинги присваивались в диапазоне от 1 до 7.

После описания трёх компонентов телесной организации инди­видов перед Шелдоном встала задача установления связи сомати­ческих типов и типов темперамента. С помощью факторного ана­лиза из списка 50 наблюдаемых поведенческих особенностей чело­века были выделены 22, формирующие три фактора. Как и у Айзенка, важным требованием для выделения фактора была его независимость от двух других. Первый фактор назван Шелдоном висцеротония (от лат. внутренности). Человек с высо­кими показателями по фактору висцеротонии характеризуется стремлением к расслаблению, любовью к комфорту, ненасытнос­тью в еде, общении и привязанностях. Его реакции медленны, он терпим к окружающим и эмоционально уравновешен. Такого че­ловека можно назвать «человеком желудочным». Как пишет сам Шелдон: «Пищеварительный тракт царствует в жизни висцераль­ной личности». Второй фактор назван Шелдоном соматотония (от лат. тело). Высокие оценки по этому показателю сопро­вождаются любовью к приключениям, риску, потребностью в фи­зических упражнениях, стремлением к власти. Такой человек аг­рессивен, безразличен к чувствам других, шумен и смел. Наглядно представить себе этот психологический тип помогает его обо­значение как «человека телесного». Третий фактор назван Шелдоном церебротония (от лат. мозг). Высокие оценки по фактору церебротонии говорят о том, что человек сдержан, застен­чив, боится людей, лучше всего чувствует себя в замкнутых про­странствах. Он очень быстро реагирует на новую информацию, плохо спит, предпочитает одиночество. Шелдон назвал такого че­ловека «умственным человеком».

После проведения этого титанического труда Шелдон сопоста­вил ряд структурных особенностей группы людей с их функцио­нальными психологическими свойствами.

Способности

 

Важной предпосылкой становления личности являются способ­ности. Способностьэто психологические особенности индивида, заключающие в себе потенциал успешного выполнения определенных видов деятельности.

В понятии способности, по мысли Б.М. Теплова, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от дру­гого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще инди­видуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.»

Существуют общие и специальные способности. К общим способ­ностям относят, например, интеллект, креативность (способность к творчеству), обучаемость. Примером специальных способностей являются математические, музыкальные, литературные и т.д. спо­собности. Формирование способностей происходит на основе задат­ков. Задатки выступают как врожденные предпосылки и неспеци­фичны по отношению к способностям. Неспецифичность задатков означает, что один и тот же задаток (например, хорошее развитие зрительных зон коры) может в зависимости от социальных и инди­видуальных условий развития ребенка реализоваться в совершен­но разных способностях (в нашем примере доминирование образ­ного типа кодирования информации важно и для развития способ­ностей к рисованию, и для коммуникативных способностей — память на лица). Заметим, что при неблагоприятных условиях име­ющиеся задатки вообще могут остаться только потенциями, не воп­лощенными в развитые способности.

А. Адлер предложил парадоксальный взгляд на роль способно­стей в функционировании личности. По его мнению, высокий уро­вень врожденных способностей не только не помогает, но и тормо­зит развитие личности в соответствующем направлении. «Важно не то, с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается», — пи­сал он. Согласно Адлеру, травмирующее переживание своей непол­ноценности в какой-либо области может стать стимулом для дости­жения успеха именно в этой области. Процесс преодоления «комп­лекса неполноценности» Адлер назвал сверхкомпенсацией, т.е. активностью, не просто компенсирующей дефект, а поднимающей функционирование на качественно новую высоту. В качестве ил­люстрации своей теории Адлер приводит пример Демосфена, ко­торый в детстве был косноязычным. Путем длительных упражне­ний он не только преодолел этот недостаток, но стал одним из са­мых великих ораторов древности. Более общим понятием, фиксирующим уникальный способ личности выстраивать дости­жение своих жизненных целей на основе различного сочетания ин­дивидных средств, является понятие стиля жизни.

Широкий взгляд на жизнь человека приводит к выводу, что люди могут достичь больших успехов практически вне зависимос­ти от того, какими индивидными свойствами они обладают. Так, из­вестно, например, что Бальзак работал быстро, взахлеб, а Толстой — крайне медленно. Объяснить данный парадокс помогает понятие «индивидуального стиля деятельности» (Е.А. Климов). Климов вы­деляет следующие признаки индивидуального стиля деятельности: а) устойчивая система приемов и способов деятельности; б) обус­ловленность этих приемов индивидными свойствами; в) эффектив­ность выработанной системы приемов для приспособления к объек­тивным требованиям действительности. Индивидуальный стиль деятельности призван скомпенсировать ограничения эффективно­сти деятельности, накладываемые индивидными свойствами. «Ин­дивидуальный стиль деятельности есть индивидуально своеобраз­ная система психологических средств, к которым прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обус­ловленной индивидуальности с внешними условиями деятельнос­ти», — пишет Е.А. Климов.

Физиологическая основа способностей пока изучена плохо, но верное направление дает учение Павлова о трёх чисто человеческих типах высшей нервной деятельности, лежащих в основе формирования тех или иных способностей: мыслительной, художественной, средней. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к деятельному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и контролируется разумом. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, научной деятельностью. У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, эмоциональное, яркое воображение, непосредственность и живость восприятие действительности. Их интересует искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Большинство людей принадлежит к среднему типу с небольшим преобладанием деятельности одного из полушарий мозга.

Современные исследования мозга показали, что полушария мозга имеют свои специфические функции, и преобладание одного из них существенно влияет на индивидуальные особенности человека.

Функции левого полушария Функции правого полушария
1. хронологический порядок 1. Текущее время
2. чтение карт, схем 2. Конкретное пространство
3. запоминание имен и символов 3. Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц
4. речевая активность 4. Восприятие эмоционального состояния
5. видение мира веселым, легким 5. Видение мира мрачным
6. детальное восприятие 6. Целостное образное восприятие

Являются ли способности врожденными? Поскольку они являются определенными характеристиками психической деятельностью человека, а не его организма, то естественно, они не могут быть врожденными и передаваться по наследству. Способности возникают только в определённых условиях социальной деятельности и вне её не могут возникнуть и проявиться. Однако в основе формирования способностей лежат вполне определённые биологические особенности человеческого организма, называемые задатками – морфологические и функциональные особенности строения мозга, органы чувств и движения, которые вступают как природные предпосылки развития способностей. Разовьются ли задатки в способности и в какие конкретно способности – это зависит от

1. от того будет ли вовлечен человек в деятельность, соответствующие этим задаткам, т.е. где могут проявляться эти задатки,

2. в какой конкретный способ деятельности будет вовлечен человек

3. какую методику обучения определенному виду деятельности применяют обучающие (ибо неправильная методика не только не способствует, но не препятствует их проявлению и развитию).

Передаются ли эти способностью по наследству? Как показывает опыт, иногда да, но чаще нет и причина этого еще не раскрыты.

Исследования физиологической основы способностей и задатков установили, что последние не связаны с весом мозга или количеством извилин, и что определенные способности не локализуются в определенных участках мозга (как считал Галль, составивший свои френологические карты).

Психологию всегда интересовал вопрос количественного измерения способностей. Ещё в начале нашего века западные социологи и психологи разработали соответствующую методику измерения количества интеллекта (Кеттел, Термен, Спирмен, Айзенк).

Суть методики в том, что испытуемому предъявляется набор тестов, задач, которые оценены в баллах. Ограничивается время проведения тестирования. По сумме заработанных баллов вычисляется коэффициент IQ по формуле:

Умственный возраст

IQ= Фактический возраст * 100

 

Умственный возраст устанавливается в соответствии с количеством набранных баллов, соотнесенным с определенным возрастом.

Пороком этого теста является то, что фактически он устанавливает не способности, те динамику приобретения знаний, навыков и умений, а уже имеющиеся у личности знания, навыки и умения, которые и используются испытуемым при решении тестов и задач. Количественное измерение должно быть основано на методике именно изучающей динамику формирования знаний, навыков, умений. Одной из таких методик является метод определения зоны ближайшего развития Л. Выготского. Суть его в том, что тестовые задания предъявляются испытуемому дважды. Сначала он пытается решить их сам, а второй раз с помощью педагога. Затем сопоставляются результаты первого и второго испытания и их динамика и есть показатель уровня способностей.

Характер

Характер — это индивидуальное сочетание устойчивых психиче­ских особенностей человека, воплощающееся в типичных для него спо­собах поведения. В проявлениях характера мы сталкиваемся с интег­рацией содержательного (личностного) и формально-динамическо­го (индивидного). В структуре характера особенно выделяют волевые качества. В этом смысле говорят о слабохарактерном человеке или человеке с сильным характером. Отношения между характером и „личностью фиксируются в формуле: личность в своем развитии «от­меняет» характер, преодолевает те его черты, которые неприемлемы для личности. Смысл данного утверждения состоит в том, что описа­ние зрелой личности предполагает переход с языка черт характера на язык свойств личности. Неоднозначность связи между личностью, определяющей, ради чего живет человек, что для него важно, а что безразлично, и характером, определяющим, как именно реализуется процесс взаимодействия с миром, очевидна. Ведь не зря же существу­ет выражение «Хороший человек с плохим характером», и наоборот, подлец и предатель может обладать прекрасным характером.

Слишком яркое проявление того или иного характера принима­ет патологическую форму. Согласно критериям П.Б. Ганнушкина, характер можно считать патологическим, если он, во-первых, стабилен на протяжении длительного времени, во-вторых, тотален в своих проявлений (например, человек проявляет вспышки гнева по отно­шению к членам семьи, коллегам, посторонним людям на улице) и, в-третьих, вызывает социальную дезадаптацию. А.Е. Личко (1977) разработал классификацию патологических характеров, названных им «акцентуациями личности». Акцентуированная лич­ность — это ещё не больной человек, но его личность уже настоль­ко «искажена» характером, что и он сам, и окружающие испытывают большие трудности.

В психологии существует достаточно большое разнообразие классификаций характеров (Э. Фромм, К. Леонгард). Известная типология Шелдона, которую мы уже рассмотрели, также может быть отнесена к выделению типов характера. В целом характер как проявление инструментального аспекта поведения во многом определяется теми формами общения, которые задают ребенку окружающие. В заключение можно сказать, что особенности ха­рактера и формируются, и проявляются, и корректируются в об­щении.

 

* * *

Разнообразны психические особенности людей, изучаемые в дифференциальной психологии. Однако все они – способности и интеллект, темперамент и характер человека, черты его личности, половые особенности – обладают общей фундаментальной характеристикой, а именно: глубоко индивидуальны. Индивидуальность человека есть та совокупность психических особенностей, которая, будучи взятой как целое, отличает его от другого. Выделение закономерностей сочетания индивидуальных черт конкретных людей имеет в научной психологии различные стратегии и результаты. Способы выделения классов или типов индивидуальностей различаются также по характеру используемых критериев. Общие подходы к типологии индивидуальности определяются основными познавательными и практическими задачами ее изучения.

 

теория, допущения, эмпирические определения, теория личности, объект психологии личности, предмет психологии личности, индивид, индивидуальность, персонализация, гетеростаз, гомеостаз, артефакт, изучение клинических случаев, корреляционный метод, интервью, опросник, проективные методы, свобода, рациональность, иррациональность, холизм, элементаризм, конституционализм, инвайронментализм, изменяемость, неизменность, проактивность, реактивность, познаваемость, непознаваемость.

биологизаторские концепции, антибиологизаторские концепции, социологические концепции, конкретно-психологические концепции, механицизм, идеализм, анализ развития личности, личностное свойство, установка, эндопсихика, экзопсихика.

психосоциальный конфликт, интрапсихический конфликт, источник, цель, стимул, объект, влечения жизни, сексуальное влечение, деструктивные влечения, оно, я, супер-эго, психологическая защита, кризис, конструкты.

диспозиции, проприум. конституция, способность, задатки, индивидуальный стиль деятельности, характер, акцентуация характера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: