Вопросы.
- Гомеостатические теории личности: ориентация на конфликт.
- Гомеостатические теории личности: ориентация на согласие.
Гетеростатические теории личности: ориентация на конфликт
Гетеростатические теории личности: ориентированные на конфликт, подразумевают, что личность не стремится к снятию напряжения между собой и миром, а наоборот, наращивает его. Более того, именно конфликт, складывающийся в этом взаимодействии, является основной движущей силой развития личности. Данный тип понимания личности представлен в деятельностном подходе.
Деятельностный подход рассматривает личность как «открытую систему», он не предполагает оценочной интерпретации природы человека. Согласно этому подходу основанием формирования и изменения личности (генетический аспект рассмотрения проблемы) является деятельность. «Личность производится деятельностью»,— утверждает А.Н. Леонтьев, и далее: «Личность - это дериват деятельности (т.е. производное от деятельности)». Поэтому и для понимания личности следует «смотреть на нее через призму» системы деятельностей, в которую включен человек. Так как любая деятельность детерминирована своим мотивом, основная тенденция ядра личности совпадает с иерархической структурой соподчиненных мотивов ее деятельностей. В рамках этого подхода можно сказать, что личность и есть иерархия мотивов. Поэтому для описания личности критически важно выяснить, что именно в наблюдаемом поведении того или иного человека является операцией, что — действием с осознаваемой целью, а что — мотивом, и является ли этот мотив сознательным или нет. Например, вы видите бегущего человека. Какой смысл имеет для него бег? Может быть, он спортсмен, который бежит на марафонскую дистанцию (в отдалении вы замечаете табличку с надписью «Финиш»)? В данном случае его мотив ясен для вас. Вы составляете мнение об этом человеке как о спортсмене, который озабочен высокими достижениями и хочет стать лидером забега. Безусловно, если это действительно так, вы можете много сказать о его личности. Однако может оказаться, что бегун стремится прийти к финишу первым только потому, что тем, кто войдет в тройку сильнейших, руководство спортивного клуба пообещало недельный отпуск домой. А наш герой ужасно скучает по своей семье. То есть бег для него — действие, которое подчинено мотиву встречи с любимой семьей. Эта существенная дополнительная информация создает в вашем воображении образ совсем другой личности — мягкого, нежного человека, который, возможно, не слишком доволен тем, что ему пришлось выбрать карьеру спортсмена. А теперь представьте, что этот человек и вовсе случайно попал на беговую дорожку, он бежит просто так, ни с кем не соревнуясь, мечтая о чем-то приятном. Он вообще не обращает особого внимания на то, как и куда бежит. Опять ваше понимание личности этого человека изменилось.
|
|
|
|
Личность, по А.Н. Леонтьеву, является поздним продуктом общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Главный тезис: личностью не рождаются, личностью становятся. Когда же начинает складываться личность? Леонтьев предлагает считать в качестве отправной точки формирования личности конкретный момент в развитии психики ребенка. Это момент, в который мы можем эмпирически зафиксировать, что два мотива — социальный и биологический — стали обнаруживать иерархическую зависимость, т.е. социальный мотив подчинил себе биологический. Исследовательская процедура строится следующим образом: взрослый кладет на стол перед сидящим ребенком конфету. Задача ребенка — достать конфету, не вставая со стула. Ребенок пытается дотянуться до конфеты, но конфета лежит слишком далеко от него (задача не имеет решения в рамках предложенной инструкции). В какой-то момент исследователь выходит из комнаты. Как поведет себя ребенок? Трехлетний без всяких сомнений хватает конфету и запихивает в рот. Младший школьник терпеливо ждет возвращения взрослого и не совершает никаких видимых «запретных» действий. Для фиксации момента «рождения» личности важно понаблюдать за тем, как поступает в аналогичной ситуации старший дошкольник. На первый взгляд, он делает то же самое, что и более младший ребенок — берет конфету и съедает её. Но что происходит, когда взрослый снова заходит в комнату? Он хвалит ребенка за успешное решение задачи и дает ему ещё одну конфету — в награду. Малыш радостно берет и вторую конфету. Старший же дошкольник в ответ на похвалу начинает горько плакать. Как образно выражается Леонтьев, сладкая конфета стала для него «горькой». Вроде бы мы наблюдали одно и то же действие — пока взрослый не видел, ребенок взял «запрещенную» конфету. Однако в случае трёхлетнего биологический мотив (съесть конфету) не встретил сопротивления. У старшего дошкольника произошёл конфликт двух противоположных мотивов — биологического (съесть) и социального (слушаться взрослого). И хотя сначала победил первый мотив (ребёнок своим поведением нарушил правило решения задачи), по возвращении взрослого второй мотив оказался более сильным. Изменился личностный смысл только что совершенного действия. Напомним, что личностный смысл определяется как отношение мотива к цели действия. В нашем примере мотив сотрудничества со взрослым породил такой личностный смысл действия, нарушающего запрет, что конфета потеряла всю свою былую привлекательность, стала «горькой». Можно сказать, что в ребенке «заговорила совесть». Социальное требование стало реально действующим мотивом его личности, мы присутствуем в начале пути формирования иерархии мотивов, главенствующим стал мотив социальный, а подчиненным — мотив биологический.
Правда, существуют и другие предложения, как обнаружить момент рождения личности. Рассуждая также в логике доминирования социальной регуляции (особенно при конфликте), А.Л. Дедровский считает, что о рождении личности свидетельствует первое альтруистическое действие, т.е. действие во благо другого и в ущерб себе. Пока личность не начала складываться, ребенок не только не выполняет просьбу: «Дай своего любимого мишку тому мальчику, который горько плачет», но и не понимает связи между состоянием души сверстника и своим действием. Принятие (и выполнение) решения о том, чтобы по доброй воле расстаться с такой ценной вещью, как любимая игрушка, предполагает, что перед нами уже личность, правда, еще в самом начале своего развития. Чтобы социальные мотивы побеждали, по концепции А.В. Петровского и В.А. Петровского, во внутреннем мире должен быть представлен другой человек, т.е. личность должна нести в себе «отраженную субъектность» и ориентироваться на неё.
|
|
Леонтьев утверждает, что за первым «рождением» личности в дошкольном возрасте следует второе, которое происходит в подростковом возрасте — человек становится способным к осознанию личной иерархии мотивов. До этого о структуре мотивационной сферы ребенку сигнализировали эмоции. Так, наш испытуемый, вдруг ощутивший психологическую «горечь» недавно желанной конфеты, не может объяснить причину своих слез. Подросток учится решать задачу на личностный смысл, т.е. он может провести рефлексию того, что для него на самом деле важно и, следовательно, приобрести свободу выбора действий в соответствии со своими мотивами, а затем и свободу осознанно перестраивать иерархию значимых мотивов. Он теперь может идти против социального давления и против своих импульсивных желаний, он становится «сознательной личностью» в полном смысле этого слова.
Личность определяется природой порождающих её социальных отношений, в которые человек вступает в процессе деятельности. Личность поэтому представляет собой системное интегральное («внечувственное», по терминологии А.Н. Леонтьева) качество «системы Человек — Общество».
Как всякая система, согласно общей теории систем Л. фон Берталанфи, система Человек — Общество характеризуется следующим: 1) целостностью — несводимостью системы к сумме образующих её частей. Другими словами, личность нельзя вывести ни из структуры общества, ни из изолированного человека; 2) структурностью — существованием определённых связей между элементами системы; 3) открытость — взаимосвязью с другими системами и 4) иерархичностью.
Функционирование системы подчиняется трём основным принципам. Первый принцип заключается в том, что эволюция системы предполагает противоборство двух тенденций — тенденции к сохранению и тенденции к изменению. Второй принцип, следующий из первого, утверждает, что необходимым условиям развития системы является конфликт между адаптацией и избыточной активностью. Третий принцип предполагает, что в любой эволюционирующей системе функционируют избыточные неадаптивные элементы, относительно независимые и обеспечивающее саморазвитие системы. Действие этих общих принципов, согласно А.Г. Асмолову, необходимо раскрывать и наполнять конкретным психологическим содержанием при создании теории личности.
|
|
Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что человек в совместной деятельности изменяет мир. Но как только человек включается в социально организованную предметную деятельность, тезис оборачивается: личность начинает изменять и развивать саму себя. «Внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет», А.Н. Леонтьеву. Эту мысль можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 1).
Рис. 1. Изменение личности посредством включения в деятельность
Здесь Л1, Л2, Лп означают изменения личности, Д1, Д2, Дп — реализуемые деятельности.
Безусловно, возникновение новой формы организации и интеграции психических процессов, их существование в качестве личности предполагает, что, вступая в деятельность, личность выполняет функцию регуляции этой деятельности. Но важно, что при этом личность не остается неизменной, она сама развивается в процессе деятельности. Деятельность формирует новообразования «на полюсе субъекта и на полюсе объекта» — так сформулировал эту мысль А.Н. Леонтьев. Выраженность этих новообразований, т.е. степень различия между Л1 и Л2, будет тем больше, чем более значимый и творческий характер носит осуществляемая деятельность. Таким образом, личность формируется в деятельности, проявляется и развивается в ней.
Тезис о том, что деятельность является источником развития личности, верен и для взрослого, и для ребенка. Однако если для взрослого открыто широкое пространство возможных деятельностей (напомним, что под термином «деятельность» понимается любая мотивированная целенаправленная активность и внешне проявляемая, и внутренняя «умственная»), то для ребенка главное условие развития — внешняя деятельность с реальными предметами, несущими в себе мир человеческих значений и смыслов.
Ребенок вовлекается в совместную деятельность со взрослым, что означает создание «социальной ситуации его развития» (по Л.С. Выготскому). Вместе со взрослым, который владеет культурным опытом реализации деятельности (правилами и средствами), ребенок как бы «забегает вперед» доступной ему в данный момент формы выполнения деятельности — под руководством взрослого он делает то, что пока еще не может сделать сам. Л.С. Выготский назвал эту возникающую во взаимодействии перспективу «зоной ближайшего развития».
Таким образом, представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается на протяжении всей жизни, пока человек включен в динамику социальной деятельности. Эта динамика может определяться как социальными законами (например, перестройка в России), так и создаваться самим человеком, ведь, преобразуя формы своей деятельности, он может сам задавать траекторию своего личностного развития.
Личность характеризуется над ситуативной активностью, т.е. стремлением действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний. Один из феноменов, иллюстрирующих надситуативную активность, был описан В.И. Лениным. Схема его исследования повторяла ту, в которой изучался феномен «горькой конфетки», только возле ребенка помещалась палка, с помощью которой можно было достать нужный объект. Маленькие дети после нескольких проб справлялись с заданием и бывали весьма довольны результатом. Однако когда аналогичное задание предъявлялось старшему ребенку, он начинал демонстрировать странное поведение — ерзать на стуле, оглядываться по сторонам, не обращая внимания на инструмент, позволяющий легко выполнить задание. Когда ребенка спрашивали, почему же он не берет палку, тот презрительно отвечал: «Так каждый сможет!». Данный эффект был назван «интеллектуальной инициативой». Другими словами, вопреки инструкции, у ребенка возникал мотив не просто решить задачу, а решить ее своим оригинальным способом («сверхзадача»). К проявлениям активности, не связанной с необходимостью адаптации, относятся феномены «бескорыстного риска» (В.А. Петровский), сложные виды интеллектуальной инициативы в познавательной деятельности, когда человек существенно усложняет решаемую задачу, чтобы узнать и понять больше, чем от него требуется (Д.Б. Богоявленская) и т.д. Это и есть те избыточные неадаптивные элементы, существование которых предсказывает теория систем. Личность характеризуется направленностью — устойчивой системой доминирующих мотивов, задающей главные тенденции поведения человека. Близким вариантом анализа личности является концепция В.Н. Мясищева (1893—1973). Мясищев полагал, что ядро личности кроется в системе отношений к внешнему миру, к людям, к своему делу и к самому себе. В данной теории структурной основой личности является не иерархизированная система мотивов, а иерархизированная система отношений.
Единицы анализа функционирования личности могут быть представлены устойчивыми смыслами значимых объектов и явлений, отражающих отношения человека к ним, а также личностными ценностями, которые вместе с потребностями являются источником этих смыслов (Д.А. Леонтьев). Другими словами, смысл для человека приобретают те объекты, которые имеют отношение к реализации его потребностей и ценностей. В отличие от потребностей личностные ценности не ограничены текущим моментом, наличной ситуацией, они устремлены в будущее.
Конкретные свойства личности также формируются в деятельности. Например, учебная деятельность формирует в личности ребенка такие качества, как настойчивость, любознательность и т.д. При этом список потенциальных свойств личности ограничен только многообразием возможных форм деятельности.
В рамках деятельностного подхода наиболее разработаны представления о периодизации развития личности лишь в младенческом, детском и подростковом периодах жизни человека. Д.Б. Эльконин (1904-1984) выдвинул концепцию периодизации развития личности на основе «ведущей деятельности», т.е. деятельности, осуществление которой определяет формирование основных психологических достижений определенной ступени развития личности (табл. 3). Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у ребенка с наиболее значимой группой или лицом, является ведущим фактором его развития. Понятно, что при таком подходе развитие личности изначально социально. Движущей силой развития служит внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Этот конфликт не только неустраним, но и содержит в себе «энергию» развития личности. При этом в постоянном взаимодействии находятся деятельности, обусловленные предметно-вещественными мотивами, и деятельности, обусловленные мотивами общения. Ребенок активно включен во взаимодействие с «миром вещей» и «миром людей». На разных этапах развития то один, то другой «мир» занимает доминирующее положение в направленности ребенка. Когда на передний план выходит коммуникативная деятельность, происходит преимущественное развитие мотивационной сферы, а когда коммуникативная деятельность сменяется предметно-интеллектуальной, то в основном развивается познавательная сфера.
Ведущая деятельность младенца — это непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Примером такой деятельности служит «комплекс оживления», возникающий на третьем месяце жизни. Для того чтобы удовлетворить потребность общения со взрослым, ребенку приходится овладевать различными средствами, и прежде всего речью. На границе перехода к следующей стадии складывается конфликт между мотивационной готовностью к предметной деятельности и недостатком инструментальных навыков. Психологически ребенок готов эмансипироваться от взрослого, но объективно этого сделать еще не может. Всем знакомо настойчивое требование ребенка: «Я сам!».
В раннем детстве ведущей становится предметно-орудийная деятельность. Ребенок активно манипулирует предметами, овладевает различными орудиями. Типичным примером активности ребенка на данном возрастном этапе являются игры с песком, складывание пирамид и т.д. То есть игра носит предметный характер. Много исследований посвящено рассмотрению развития познавательной сферы ребенка в данный период. Так, Ж. Пиаже указывал, что в возрасте 2—3 лет формируется так называемый «ручной» интеллект. Общение на данной стадии представляет собой средство «деловой» коммуникации со взрослым.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является ролевая игра. Девочки играют в «дочки-матери», мальчики — «в войну», дети обоих полов — «в школу», «в больницу» и т.д. Особенностями ролевой игры является принятие на себя роли взрослого, развертывание в игровой форме последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование, использование предметов-заменителей, воображаемых предметов. Так, скальпель хирурга может быть изображен с помощью палочки, конфета — с помощью камешка и т.д. Важно, что роль взрослого, которую принимает ребенок, содержит в себе ролевые правила и требования. На стадии ролевой игры опять на передний план выходит общение. Предметные действия, освоенные ребенком ранее, включаются в новый контекст человеческих отношений.
Ведущей деятельностью младшего школьника становится учеба. Взаимодействие с другими людьми затеняется, все силы брошены на развитие познавательных способностей. В подростковом возрасте снова происходит чередование предметной и коммуникативной типов деятельности. Для подростка важно установить доверительные отношения со сверстниками. Он учится дружить и любить. Наступает период страстной дружбы и первых влюбленностей.
Таблица 3 Периодизация личностного развития, по Д.Б. Эльконину (1974)
Возрастной период | Ведущая деятельность | Система отношений |
Младенчество | Общение со взрослым | Человек — Человек |
Раннее детство | Предметная деятельность | Человек — вещь |
Дошкольный возраст | Ролевая игра | Человек — Человек |
Младший школьный | Учебная деятельность | Человек — вещь |
возраст | ||
Подростковый возраст | Личностное общение | Человек — Человек |
со сверстниками | ||
Юношеский возраст | Учебно- | Человек — вещь |
профессиональная деятельность | ||
Если логично продолжить данную линию развития личности и в более поздние возраста, тогда ведущей деятельностью молодости, вероятно, являются межличностное общение и поиск брачного партнера (человек — человек), затем на первый план выступает профессиональное становление (человек — вещь) и впоследствии наблюдается возвращение к ведущей роли межличностного общения в семье (человек — человек). Как мы видим, в дополненном виде концепция Эльконина имеет общие черты с кругом феноменов, рассматриваемых Э. Эриксоном. Преимуществом периодизации Эльконина является принцип «маятника»; объективная смена ведущих деятельностей определяется противоречиями в развитии мотивационной и познавательно-инструментальной сфер личности.
Гетеростатические теории личности: ориентация на согласие
Гетеростатические теории личности, ориентированные на согласие, признают в качестве основания личности одну силу, которая, стремясь получить максимальное развитие, усложняет и совершенствует личность. Поскольку эта сила едина и присутствует в личности с рождения, ее реализация не подразумевает конфликт. Хотя некоторые авторы, например А. Маслоу и Э. Фромм, указывают на то, что в современном обществе многое препятствует гармоничному развитию личности; предполагается, что общество можно улучшить таким образом, чтобы ничто не мешало личностному росту, т.е. в этих теориях конфликт не является движущей силой развития личности.
Позиция К. Роджерса (1902—1987) представляет собой наиболее яркий вариант такого типа теорий. Для Роджерса тенденция ядра личности заключается в том, чтобы актуализировать потенциальные возможности человека. Роджерс считает, что человек по природе хорош и не нуждается в сдерживании своей сущности со стороны общества (допущение о природе человека второго типа по нашей классификации). Роджерс воздерживался от перечисления конкретных свойств ядра личности, настаивая на уникальности каждой личности. Дело для него не в том, чтобы описать личность или привести ее к некоему стандарту. Наоборот, важно лишь воспитывать то, что заложено в естественном проекте развития человека, и тогда личность достигнет полной актуализации. Таким образом, тенденция актуализации дана человеку от природы. В отличие от тенденции к актуализации, присущей всему живому, Роджерс называет человеческое стремление к раскрытию своего потенциала самоактуализацией. Самоактуализация отличается от актуализации ведущей ролью сознания. Другими словами, человек старается раскрыть не все свои возможности вообще, а те, которые он осознает и принимает в себе. Для того чтобы Я-концепция (то, как человек видит свой потенциал) была адекватной и продуктивной, необходимо удовлетворение двух особых потребностей личности — потребности в позитивном безусловном внимании и потребности в самопринятии.
Потребность в позитивном безусловном внимании должна быть удовлетворена в первую очередь родителями ребенка. Отличие безусловного внимания от условного заключается в том, что в первом случае ребенка принимают и поддерживают независимо от того, каков он, а во втором — проявляют любовь к ребенку, только когда он поступает в соответствии с их пониманием, «что такое хорошо и что такое плохо». Поскольку ребенок стремится добиться любви родителей, он вслед за ними начинает отвергать некоторые стороны своей натуры. Формируется защитное поведение, которое, по Роджерсу, помогает человеку выжить, но препятствует открытию его истинной природы.
Человек, который принимает себя полностью, не ориентируясь на внешние запреты, называется К. Роджерсом «полноценно функционирующей личностью». Образ жизни такого человека характеризуется рядом особенностей.
Во-первых, полноценно функционирующий человек демонстрирует открытость к переживаниям, которая противоположна использованию психологической защиты. К. Роджерс пишет об этом свойстве так: «Человек становится способен лучше прислушиваться к себе, к переживаниям, которые происходят внутри него. Он более открыт к ощущениям страха, разочарования, боли. Он также более открыт к ощущениям мужества, нежности и благоговения. Он свободно субъективно проживает свои чувства и также свободно осознает их наличие».
Во-вторых, полноценно функционирующий человек реализует «экзистенциальный» способ жизни. Роджерс подразумевает под этим стремление наиболее полно проживать каждый момент, не убегая от настоящего в воспоминания о прошлом или в мечты о будущем.
В качестве третьей особенности полноценно функционирующего человека Роджерс вводит понятие «организмического доверия». Под организмическим доверием понимается способность опираться в решении проблем на интуицию, полагаться на внутреннюю очевидность того, что правильно или неправильно для человека в данной конкретной ситуации.
Четвертое свойство полноценно функционирующего человека — это «эмпирическая свобода», т.е. субъективное переживание свободы выбора, которое порой может вступать в противоречие с объективной детерминированностью поступков человека.
Последняя характеристика — это высокий уровень проявления творческой способности.
Безусловно, К. Роджерс понимал, что полноценное функционирование — это некое идеальное состояние личности, к которому конкретные черты личности. Вторичные диспозиции — это менее важные и устойчивые свойства личности, которые могут меняться в зависимости от условий жизни (возникающих ситуаций, силы воздействия окружающих и т.д.).
Самость — это ядро личности, некоторый индивидуальный и трудно поддающийся описанию потенциал, для обозначения которого Оллпорт ввёл специальный термин «проприум» (от лат. собственный). В проприум входят только те аспекты жизненного опыта человека, которые он сам считает важными. Функциями проприума являются ощущение тела, расширение самости, самоидентичностъ, самоуважение, рациональное управление самим собой, создание образа себя и проприативное стремление.
Оллпорт выделяет ощущение тела как важную функцию проприума, так как полагает, что наше переживание границ своего тела оказывает влияние на принятие жизненных решений. Для иллюстрации своей мысли он приводит несколько шокирующий пример. Представьте, что вы несколько раз сплевываете в стакан и выпиваете его содержимое. Скорее всего, вообразив такую ситуацию, вы почувствуете отвращение. Но ведь та же самая слюна постоянно находится у вас во рту, и вы не испытываете в отношении нее никаких негативных эмоций! Что же произошло? В первом случае вы отчуждаете часть своего организма от своей личности и таким образом противопоставляете себя ей. Расширение самости есть противоположный процесс. Человек стремится стать «больше себя» за счет психологического включения в свою личность объектов внешнего мира. Так, например, в исследовании немецкого психолога Урса Фюхрера (1999) испытуемым предлагалось с помощью фотографий, сделанных аппаратом Polaroid, представить свою личность. 48% испытуемых «расширили свой проприум» за счёт других людей (из них 15% — супруги, 16% — родители, 12% — дети и 5% — друзья); 32% испытуемых представили себя с помощью различных зданий и географических объектов; 20% включили в свою личность предметы, в первую очередь автомобили. Как замечает сам Оллпорт, для некоторых людей вмятина на крыле автомобиля является не менее болезненной, чем удар по лицу. Включая в перечень функций проприума рациональное управление самим собой, Оллпорт указывает на то, что человеку крайне важно думать о проблемах и задачах и разрешать их логически. Проприативное стремление подразумевает активность и ориентацию на будущее. Другими словами, это внутренний двигатель выражения проприума.
Г. Оллпорт называет жизнь человека, который ориентируется только на потребности биологического выживания, оппортунистическим существованием. В противоположность этому проприотивное функционирование характеризует зрелую личность. Оллпорт описал критерии зрелой личности: широкое «Я», способность устанавливать теплые отношения с окружающими, самопринятие и эмоциональная устойчивость, реалистическое восприятие, ориентация на решение проблем, способность к самопознанию и чувство юмора, целостная жизненная философия с четко определенными ценностными ориентациями, дифференцированное религиозное чувство и совесть.
* * *
В теориях гетеростатического типа делается акцент на самодетерминации усложнения и совершенствования личности в ходе ее становления (для обозначения этого процесса используется термин «личностный рост»). Такие теории признают естественной сущностью личности «бескорыстную» (неадаптивную) активность и постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»), но могут включать в себя и представления о различных конфликтных, кризисных ситуациях как дополнительных механизмах развития (гетеростатические теории, ориентированные на конфликт). Личность оказывается тогда постоянно «незавершенным проектом». Естественно, возникает вопрос об источнике данного идеального проекта личности. В ряде гетеростатических концепций источником, идеалом, к которому стремится личность, служит некоторый естественный универсальный проект (модели самореализации гуманистической психологии), в то время как в других теориях этот проект признается не заданным изначально, а формирующимся в различных деятельностях личности (деятельностный подход). Теории гетеростатического типа, ориентированные на согласие, предлагают однозначно оптимистический взгляд на природу человека и его жизненный путь, а ориентированные на конфликт возлагают ответственность за проект развития и исход его реализации исключительно на самого человека.