ТЕМА 4. Гетеростатические теории личности

Вопросы.

  1. Гомеостатические теории личности: ориентация на конфликт.
  2. Гомеостатические теории личности: ориентация на согласие.

Гетеростатические теории личности: ориентация на конфликт

Гетеростатические теории личности: ориентированные на конф­ликт, подразумевают, что личность не стремится к снятию напря­жения между собой и миром, а наоборот, наращивает его. Более того, именно конфликт, складывающийся в этом взаимодействии, является основной движущей силой развития личности. Данный тип понимания личности представлен в деятельностном подходе.

Деятельностный подход рассматривает личность как «открытую систему», он не предполагает оценочной интерпретации природы человека. Согласно этому подходу основанием формирования и из­менения личности (генетический аспект рассмотрения проблемы) является деятельность. «Личность производится деятельностью»,— утверждает А.Н. Леонтьев, и далее: «Личность - это дериват дея­тельности (т.е. производное от деятельности)». Поэтому и для по­нимания личности следует «смотреть на нее через призму» систе­мы деятельностей, в которую включен человек. Так как любая дея­тельность детерминирована своим мотивом, основная тенденция ядра личности совпадает с иерархической структурой соподчинен­ных мотивов ее деятельностей. В рамках этого подхода можно ска­зать, что личность и есть иерархия мотивов. Поэтому для описания личности критически важно выяснить, что именно в наблюдаемом поведении того или иного человека является операцией, что — дей­ствием с осознаваемой целью, а что — мотивом, и является ли этот мотив сознательным или нет. Например, вы видите бегущего чело­века. Какой смысл имеет для него бег? Может быть, он спортсмен, который бежит на марафонскую дистанцию (в отдалении вы заме­чаете табличку с надписью «Финиш»)? В данном случае его мотив ясен для вас. Вы составляете мнение об этом человеке как о спорт­смене, который озабочен высокими достижениями и хочет стать лидером забега. Безусловно, если это действительно так, вы може­те много сказать о его личности. Однако может оказаться, что бегун стремится прийти к финишу первым только потому, что тем, кто войдет в тройку сильнейших, руководство спортивного клуба пообе­щало недельный отпуск домой. А наш герой ужасно скучает по сво­ей семье. То есть бег для него — действие, которое подчинено мотиву встречи с любимой семьей. Эта существенная дополнительная информация создает в вашем воображении образ совсем другой личности — мягкого, нежного человека, который, возможно, не слишком доволен тем, что ему пришлось выбрать карьеру спортсме­на. А теперь представьте, что этот человек и вовсе случайно попал на беговую дорожку, он бежит просто так, ни с кем не соревнуясь, мечтая о чем-то приятном. Он вообще не обращает особого внима­ния на то, как и куда бежит. Опять ваше понимание личности этого человека изменилось.

Личность, по А.Н. Леонтьеву, является поздним продуктом об­щественно-исторического и онтогенетического развития человека. Главный тезис: личностью не рождаются, личностью становятся. Когда же начинает складываться личность? Леонтьев предлагает считать в качестве отправной точки формирования личности конк­ретный момент в развитии психики ребенка. Это момент, в который мы можем эмпирически зафиксировать, что два мотива — соци­альный и биологический — стали обнаруживать иерархическую зави­симость, т.е. социальный мотив подчинил себе биологический. Иссле­довательская процедура строится следующим образом: взрослый кладет на стол перед сидящим ребенком конфету. Задача ребенка — достать конфету, не вставая со стула. Ребенок пытается дотянуть­ся до конфеты, но конфета лежит слишком далеко от него (задача не имеет решения в рамках предложенной инструкции). В какой-то момент исследователь выходит из комнаты. Как поведет себя ребе­нок? Трехлетний без всяких сомнений хватает конфету и запихива­ет в рот. Младший школьник терпеливо ждет возвращения взросло­го и не совершает никаких видимых «запретных» действий. Для фиксации момента «рождения» личности важно понаблюдать за тем, как поступает в аналогичной ситуации старший дошкольник. На первый взгляд, он делает то же самое, что и более младший ре­бенок — берет конфету и съедает её. Но что происходит, когда взрос­лый снова заходит в комнату? Он хвалит ребенка за успешное реше­ние задачи и дает ему ещё одну конфету — в награду. Малыш радо­стно берет и вторую конфету. Старший же дошкольник в ответ на похвалу начинает горько плакать. Как образно выражается Леонть­ев, сладкая конфета стала для него «горькой». Вроде бы мы наблю­дали одно и то же действие — пока взрослый не видел, ребенок взял «запрещенную» конфету. Однако в случае трёхлетнего биологиче­ский мотив (съесть конфету) не встретил сопротивления. У старше­го дошкольника произошёл конфликт двух противоположных мо­тивов — биологического (съесть) и социального (слушаться взрос­лого). И хотя сначала победил первый мотив (ребёнок своим поведением нарушил правило решения задачи), по возвращении взрослого второй мотив оказался более сильным. Изменился лич­ностный смысл только что совершенного действия. Напомним, что личностный смысл определяется как отношение мотива к цели дей­ствия. В нашем примере мотив сотрудничества со взрослым поро­дил такой личностный смысл действия, нарушающего запрет, что конфета потеряла всю свою былую привлекательность, стала «горь­кой». Можно сказать, что в ребенке «заговорила совесть». Социаль­ное требование стало реально действующим мотивом его личности, мы присутствуем в начале пути формирования иерархии мотивов, главенствующим стал мотив социальный, а подчиненным — мотив биологический.

Правда, существуют и другие предложения, как обнаружить мо­мент рождения личности. Рассуждая также в логике доминирования социальной регуляции (особенно при конфликте), А.Л. Дедровский считает, что о рождении личности свидетельствует первое альтру­истическое действие, т.е. действие во благо другого и в ущерб себе. Пока личность не начала складываться, ребенок не только не выпол­няет просьбу: «Дай своего любимого мишку тому мальчику, кото­рый горько плачет», но и не понимает связи между состоянием души сверстника и своим действием. Принятие (и выполнение) решения о том, чтобы по доброй воле расстаться с такой ценной вещью, как любимая игрушка, предполагает, что перед нами уже личность, правда, еще в самом начале своего развития. Чтобы социальные мотивы побеждали, по концепции А.В. Петровского и В.А. Петров­ского, во внутреннем мире должен быть представлен другой чело­век, т.е. личность должна нести в себе «отраженную субъектность» и ориентироваться на неё.

Леонтьев утверждает, что за первым «рождением» личности в дошкольном возрасте следует второе, которое происходит в подро­стковом возрасте — человек становится способным к осознанию лич­ной иерархии мотивов. До этого о структуре мотивационной сферы ребенку сигнализировали эмоции. Так, наш испытуемый, вдруг ощутивший психологическую «горечь» недавно желанной конфеты, не может объяснить причину своих слез. Подросток учится решать задачу на личностный смысл, т.е. он может провести рефлексию того, что для него на самом деле важно и, следовательно, приобре­сти свободу выбора действий в соответствии со своими мотивами, а затем и свободу осознанно перестраивать иерархию значимых мо­тивов. Он теперь может идти против социального давления и про­тив своих импульсивных желаний, он становится «сознательной личностью» в полном смысле этого слова.

Личность определяется природой порождающих её социальных отношений, в которые человек вступает в процессе деятельности. Личность поэтому представляет собой системное интегральное («внечувственное», по терминологии А.Н. Леонтьева) качество «си­стемы Человек — Общество».

Как всякая система, согласно общей теории систем Л. фон Берталанфи, система Человек — Общество характеризуется следу­ющим: 1) целостностью — несводимостью системы к сумме образу­ющих её частей. Другими словами, личность нельзя вывести ни из структуры общества, ни из изолированного человека; 2) структурно­стью — существованием определённых связей между элементами системы; 3) открытость — взаимосвязью с другими системами и 4) иерархично­стью.

Функционирование системы подчиняется трём основным принципам. Первый принцип заключается в том, что эволюция си­стемы предполагает противоборство двух тенденций — тенденции к сохранению и тенденции к изменению. Второй принцип, следу­ющий из первого, утверждает, что необходимым условиям развития системы является конфликт между адаптацией и избыточной ак­тивностью. Третий принцип предполагает, что в любой эволюцио­нирующей системе функционируют избыточные неадаптивные эле­менты, относительно независимые и обеспечивающее саморазвитие системы. Действие этих общих принципов, согласно А.Г. Асмолову, необходимо раскрывать и наполнять конкретным психологическим содержанием при создании теории личности.

Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что человек в совместной деятельности изменяет мир. Но как только человек включается в социально организованную предмет­ную деятельность, тезис оборачивается: личность начинает изме­нять и развивать саму себя. «Внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет», А.Н. Леонтьеву. Эту мысль можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 1).

 


 

Рис. 1. Изменение личности посредством включения в деятельность

Здесь Л1, Л2, Лп означают изменения личности, Д1, Д2, Дп — реализуемые деятельности.

 

 

Безусловно, возникновение новой формы организации и интег­рации психических процессов, их существование в качестве личности предполагает, что, вступая в деятельность, личность выполня­ет функцию регуляции этой деятельности. Но важно, что при этом личность не остается неизменной, она сама развивается в процессе деятельности. Деятельность формирует новообразования «на полю­се субъекта и на полюсе объекта» — так сформулировал эту мысль А.Н. Леонтьев. Выраженность этих новообразований, т.е. степень различия между Л1 и Л2, будет тем больше, чем более значимый и творческий характер носит осуществляемая деятельность. Таким образом, личность формируется в деятельности, проявляется и развивается в ней.

Тезис о том, что деятельность является источником развития личности, верен и для взрослого, и для ребенка. Однако если для взрослого открыто широкое пространство возможных деятельностей (напомним, что под термином «деятельность» понимается лю­бая мотивированная целенаправленная активность и внешне прояв­ляемая, и внутренняя «умственная»), то для ребенка главное усло­вие развития — внешняя деятельность с реальными предметами, несущими в себе мир человеческих значений и смыслов.

Ребенок вовлекается в совместную деятельность со взрослым, что означает создание «социальной ситуации его развития» (по Л.С. Выготскому). Вместе со взрослым, который владеет культур­ным опытом реализации деятельности (правилами и средствами), ребенок как бы «забегает вперед» доступной ему в данный момент формы выполнения деятельности — под руководством взрослого он делает то, что пока еще не может сделать сам. Л.С. Выготский на­звал эту возникающую во взаимодействии перспективу «зоной бли­жайшего развития».

Таким образом, представители деятельностного подхода счита­ют, что личность формируется и развивается на протяжении всей жизни, пока человек включен в динамику социальной деятельнос­ти. Эта динамика может определяться как социальными законами (например, перестройка в России), так и создаваться самим челове­ком, ведь, преобразуя формы своей деятельности, он может сам за­давать траекторию своего личностного развития.

Личность характеризуется над ситуативной активностью, т.е. стремлением действовать за границами требований ситуации и ро­левых предписаний. Один из феноменов, иллюстрирующих надситуативную активность, был описан В.И. Лениным. Схема его иссле­дования повторяла ту, в которой изучался феномен «горькой кон­фетки», только возле ребенка помещалась палка, с помощью которой можно было достать нужный объект. Маленькие дети пос­ле нескольких проб справлялись с заданием и бывали весьма довольны результатом. Однако когда аналогичное задание предъявля­лось старшему ребенку, он начинал демонстрировать странное по­ведение — ерзать на стуле, оглядываться по сторонам, не обращая внимания на инструмент, позволяющий легко выполнить задание. Когда ребенка спрашивали, почему же он не берет палку, тот презри­тельно отвечал: «Так каждый сможет!». Данный эффект был назван «интеллектуальной инициативой». Другими словами, вопреки ин­струкции, у ребенка возникал мотив не просто решить задачу, а ре­шить ее своим оригинальным способом («сверхзадача»). К проявле­ниям активности, не связанной с необходимостью адаптации, от­носятся феномены «бескорыстного риска» (В.А. Петровский), сложные виды интеллектуальной инициативы в познавательной де­ятельности, когда человек существенно усложняет решаемую зада­чу, чтобы узнать и понять больше, чем от него требуется (Д.Б. Бо­гоявленская) и т.д. Это и есть те избыточные неадаптивные элемен­ты, существование которых предсказывает теория систем. Личность характеризуется направленностью — устойчивой сис­темой доминирующих мотивов, задающей главные тенденции пове­дения человека. Близким вариантом анализа личности является кон­цепция В.Н. Мясищева (1893—1973). Мясищев полагал, что ядро личности кроется в системе отношений к внешнему миру, к людям, к своему делу и к самому себе. В данной теории структурной осно­вой личности является не иерархизированная система мотивов, а иерархизированная система отношений.

Единицы анализа функционирования личности могут быть пред­ставлены устойчивыми смыслами значимых объектов и явлений, отражающих отношения человека к ним, а также личностными цен­ностями, которые вместе с потребностями являются источником этих смыслов (Д.А. Леонтьев). Другими словами, смысл для чело­века приобретают те объекты, которые имеют отношение к реализа­ции его потребностей и ценностей. В отличие от потребностей лич­ностные ценности не ограничены текущим моментом, наличной ситуацией, они устремлены в будущее.

Конкретные свойства личности также формируются в деятель­ности. Например, учебная деятельность формирует в личности ре­бенка такие качества, как настойчивость, любознательность и т.д. При этом список потенциальных свойств личности ограничен толь­ко многообразием возможных форм деятельности.

В рамках деятельностного подхода наиболее разработаны представления о периодизации развития личности лишь в младен­ческом, детском и подростковом периодах жизни человека. Д.Б. Эльконин (1904-1984) выдвинул концепцию периодизации развития личности на основе «ведущей деятельности», т.е. деятель­ности, осуществление которой определяет формирование основных психологических достижений определенной ступени развития лич­ности (табл. 3). Деятельностно-опосредствованный тип взаимоот­ношений, который складывается у ребенка с наиболее значимой группой или лицом, является ведущим фактором его развития. По­нятно, что при таком подходе развитие личности изначально соци­ально. Движущей силой развития служит внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Этот конфликт не только неустраним, но и содер­жит в себе «энергию» развития личности. При этом в постоянном взаимодействии находятся деятельности, обусловленные предмет­но-вещественными мотивами, и деятельности, обусловленные мо­тивами общения. Ребенок активно включен во взаимодействие с «миром вещей» и «миром людей». На разных этапах развития то один, то другой «мир» занимает доминирующее положение в на­правленности ребенка. Когда на передний план выходит коммуни­кативная деятельность, происходит преимущественное развитие мотивационной сферы, а когда коммуникативная деятельность сме­няется предметно-интеллектуальной, то в основном развивается по­знавательная сфера.

Ведущая деятельность младенца — это непосредственно-эмо­циональное общение со взрослым. Примером такой деятельности слу­жит «комплекс оживления», возникающий на третьем месяце жиз­ни. Для того чтобы удовлетворить потребность общения со взрос­лым, ребенку приходится овладевать различными средствами, и прежде всего речью. На границе перехода к следующей стадии скла­дывается конфликт между мотивационной готовностью к предмет­ной деятельности и недостатком инструментальных навыков. Пси­хологически ребенок готов эмансипироваться от взрослого, но объективно этого сделать еще не может. Всем знакомо настойчивое требование ребенка: «Я сам!».

В раннем детстве ведущей становится предметно-орудийная де­ятельность. Ребенок активно манипулирует предметами, овладева­ет различными орудиями. Типичным примером активности ребен­ка на данном возрастном этапе являются игры с песком, складыва­ние пирамид и т.д. То есть игра носит предметный характер. Много исследований посвящено рассмотрению развития познавательной сферы ребенка в данный период. Так, Ж. Пиаже указывал, что в воз­расте 2—3 лет формируется так называемый «ручной» интеллект. Общение на данной стадии представляет собой средство «деловой» коммуникации со взрослым.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является ролевая игра. Девочки играют в «дочки-матери», мальчики — «в войну», дети обоих полов — «в школу», «в больницу» и т.д. Особенностями ролевой игры является принятие на себя роли взрослого, разверты­вание в игровой форме последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование, использование предметов-замените­лей, воображаемых предметов. Так, скальпель хирурга может быть изображен с помощью палочки, конфета — с помощью камешка и т.д. Важно, что роль взрослого, которую принимает ребенок, содер­жит в себе ролевые правила и требования. На стадии ролевой игры опять на передний план выходит общение. Предметные действия, освоенные ребенком ранее, включаются в новый контекст челове­ческих отношений.

Ведущей деятельностью младшего школьника становится учеба. Взаимодействие с другими людьми затеняется, все силы брошены на развитие познавательных способностей. В подростковом возра­сте снова происходит чередование предметной и коммуникативной типов деятельности. Для подростка важно установить доверитель­ные отношения со сверстниками. Он учится дружить и любить. Наступает период страстной дружбы и первых влюбленностей.

Таблица 3 Периодизация личностного развития, по Д.Б. Эльконину (1974)

Возрастной период Ведущая деятельность Система отношений
Младенчество Общение со взрослым Человек — Человек
Раннее детство Предметная деятельность Человек — вещь
Дошкольный возраст Ролевая игра Человек — Человек
Младший школьный Учебная деятельность Человек — вещь
возраст    
Подростковый возраст Личностное общение Человек — Человек
  со сверстниками  
Юношеский возраст Учебно- Человек — вещь
  профессиональная деятельность  
   

Если логично продолжить данную линию развития личности и в более поздние возраста, тогда ведущей деятельностью молодости, вероятно, являются межличностное общение и поиск брачного парт­нера (человек — человек), затем на первый план выступает профес­сиональное становление (человек — вещь) и впоследствии наблю­дается возвращение к ведущей роли межличностного общения в семье (человек — человек). Как мы видим, в дополненном виде концепция Эльконина имеет общие черты с кругом феноменов, рас­сматриваемых Э. Эриксоном. Преимуществом периодизации Эль­конина является принцип «маятника»; объективная смена ведущих деятельностей определяется противоречиями в развитии мотивационной и познавательно-инструментальной сфер личности.

 

Гетеростатические теории личности: ориентация на согласие

Гетеростатические теории личности, ориентированные на согла­сие, признают в качестве основания личности одну силу, которая, стремясь получить максимальное развитие, усложняет и совершен­ствует личность. Поскольку эта сила едина и присутствует в лично­сти с рождения, ее реализация не подразумевает конфликт. Хотя не­которые авторы, например А. Маслоу и Э. Фромм, указывают на то, что в современном обществе многое препятствует гармоничному раз­витию личности; предполагается, что общество можно улучшить та­ким образом, чтобы ничто не мешало личностному росту, т.е. в этих теориях конфликт не является движущей силой развития личности.

Позиция К. Роджерса (1902—1987) представляет собой наиболее яркий вариант такого типа теорий. Для Роджерса тенденция ядра личности заключается в том, чтобы актуализировать потенциаль­ные возможности человека. Роджерс считает, что человек по приро­де хорош и не нуждается в сдерживании своей сущности со сторо­ны общества (допущение о природе человека второго типа по нашей классификации). Роджерс воздерживался от перечисления конк­ретных свойств ядра личности, настаивая на уникальности каждой личности. Дело для него не в том, чтобы описать личность или при­вести ее к некоему стандарту. Наоборот, важно лишь воспитывать то, что заложено в естественном проекте развития человека, и тог­да личность достигнет полной актуализации. Таким образом, тен­денция актуализации дана человеку от природы. В отличие от тен­денции к актуализации, присущей всему живому, Роджерс называет человеческое стремление к раскрытию своего потенциала самоак­туализацией. Самоактуализация отличается от актуализации веду­щей ролью сознания. Другими словами, человек старается раскрыть не все свои возможности вообще, а те, которые он осознает и прини­мает в себе. Для того чтобы Я-концепция (то, как человек видит свой потенциал) была адекватной и продуктивной, необходимо удовлет­ворение двух особых потребностей личности — потребности в по­зитивном безусловном внимании и потребности в самопринятии.

Потребность в позитивном безусловном внимании должна быть удовлетворена в первую очередь родителями ребенка. Отличие бе­зусловного внимания от условного заключается в том, что в первом случае ребенка принимают и поддерживают независимо от того, ка­ков он, а во втором — проявляют любовь к ребенку, только когда он поступает в соответствии с их пониманием, «что такое хорошо и что такое плохо». Поскольку ребенок стремится добиться любви роди­телей, он вслед за ними начинает отвергать некоторые стороны сво­ей натуры. Формируется защитное поведение, которое, по Роджер­су, помогает человеку выжить, но препятствует открытию его ис­тинной природы.

Человек, который принимает себя полностью, не ориентируясь на внешние запреты, называется К. Роджерсом «полноценно функ­ционирующей личностью». Образ жизни такого человека характери­зуется рядом особенностей.

Во-первых, полноценно функционирующий человек демонстри­рует открытость к переживаниям, которая противоположна ис­пользованию психологической защиты. К. Роджерс пишет об этом свойстве так: «Человек становится способен лучше прислушивать­ся к себе, к переживаниям, которые происходят внутри него. Он более открыт к ощущениям страха, разочарования, боли. Он также более открыт к ощущениям мужества, нежности и благоговения. Он свободно субъективно проживает свои чувства и также свободно осознает их наличие».

Во-вторых, полноценно функционирующий человек реализует «экзистенциальный» способ жизни. Роджерс подразумевает под этим стремление наиболее полно проживать каждый момент, не убегая от настоящего в воспоминания о прошлом или в мечты о будущем.

В качестве третьей особенности полноценно функционирующе­го человека Роджерс вводит понятие «организмического доверия». Под организмическим доверием понимается способность опирать­ся в решении проблем на интуицию, полагаться на внутреннюю оче­видность того, что правильно или неправильно для человека в дан­ной конкретной ситуации.

Четвертое свойство полноценно функционирующего человека — это «эмпирическая свобода», т.е. субъективное переживание свобо­ды выбора, которое порой может вступать в противоречие с объек­тивной детерминированностью поступков человека.

Последняя характеристика — это высокий уровень проявления творческой способности.

Безусловно, К. Роджерс понимал, что полноценное функциони­рование — это некое идеальное состояние личности, к которому конкретные черты личности. Вторичные диспозиции — это менее важные и устойчивые свойства личности, которые могут меняться в зависимости от условий жизни (возникающих ситуаций, силы воздействия окружающих и т.д.).

Самость — это ядро личности, некоторый индивидуальный и трудно поддающийся описанию потенциал, для обозначения ко­торого Оллпорт ввёл специальный термин «проприум» (от лат. собственный). В проприум входят только те аспекты жизненного опыта человека, которые он сам считает важными. Функциями проприума являются ощущение тела, расширение самости, самоидентичностъ, самоуважение, рациональное уп­равление самим собой, создание образа себя и проприативное стремление.

Оллпорт выделяет ощущение тела как важную функцию про­приума, так как полагает, что наше переживание границ своего тела оказывает влияние на принятие жизненных решений. Для ил­люстрации своей мысли он приводит несколько шокирующий при­мер. Представьте, что вы несколько раз сплевываете в стакан и вы­пиваете его содержимое. Скорее всего, вообразив такую ситуацию, вы почувствуете отвращение. Но ведь та же самая слюна постоян­но находится у вас во рту, и вы не испытываете в отношении нее никаких негативных эмоций! Что же произошло? В первом случае вы отчуждаете часть своего организма от своей личности и таким образом противопоставляете себя ей. Расширение самости есть противоположный процесс. Человек стремится стать «больше себя» за счет психологического включения в свою личность объек­тов внешнего мира. Так, например, в исследовании немецкого пси­холога Урса Фюхрера (1999) испытуемым предлагалось с помо­щью фотографий, сделанных аппаратом Polaroid, представить свою личность. 48% испытуемых «расширили свой проприум» за счёт других людей (из них 15% — супруги, 16% — родители, 12% — дети и 5% — друзья); 32% испытуемых представили себя с помо­щью различных зданий и географических объектов; 20% включи­ли в свою личность предметы, в первую очередь автомобили. Как замечает сам Оллпорт, для некоторых людей вмятина на крыле автомобиля является не менее болезненной, чем удар по лицу. Включая в перечень функций проприума рациональное управле­ние самим собой, Оллпорт указывает на то, что человеку крайне важно думать о проблемах и задачах и разрешать их логически. Проприативное стремление подразумевает активность и ориента­цию на будущее. Другими словами, это внутренний двигатель вы­ражения проприума.

Г. Оллпорт называет жизнь человека, который ориентируется только на потребности биологического выживания, оппортунисти­ческим существованием. В противоположность этому проприотивное функционирование характеризует зрелую личность. Оллпорт описал критерии зрелой личности: широкое «Я», способность уста­навливать теплые отношения с окружающими, самопринятие и эмо­циональная устойчивость, реалистическое восприятие, ориентация на решение проблем, способность к самопознанию и чувство юмо­ра, целостная жизненная философия с четко определенными ценно­стными ориентациями, дифференцированное религиозное чувство и совесть.

 

* * *

В теориях гетеростатического типа делается акцент на самоде­терминации усложнения и совершенствования личности в ходе ее становления (для обозначения этого процесса используется термин «личностный рост»). Такие теории признают естественной сущно­стью личности «бескорыстную» (неадаптивную) активность и по­стоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пре­делы самой себя»), но могут включать в себя и представления о раз­личных конфликтных, кризисных ситуациях как дополнительных механизмах развития (гетеростатические теории, ориентирован­ные на конфликт). Личность оказывается тогда постоянно «незавер­шенным проектом». Естественно, возникает вопрос об источнике данного идеального проекта личности. В ряде гетеростатических концепций источником, идеалом, к которому стремится личность, служит некоторый естественный универсальный проект (модели самореализации гуманистической психологии), в то время как в других теориях этот проект признается не заданным изначально, а формирующимся в различных деятельностях личности (деятельностный подход). Теории гетеростатического типа, ориентированные на согласие, предлагают однозначно оптимистический взгляд на природу человека и его жизненный путь, а ориентированные на кон­фликт возлагают ответственность за проект развития и исход его ре­ализации исключительно на самого человека.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: