Понятие порога рентабельности и запаса финансовой прочности предприятия

Порог рентабельности (критический оборот, критическая точка безубыточности, точка самоокупаемости, точка перелома) – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли, т.е. результата от реализации после возмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат и прибыль, соответственно, равна нулю.

 

ПР = FC / доля ВМ в выручке

 

Каждая следующая проданная единица товара будет приносить прибыль.

Определив, какому количеству товаров соответствует порог рентабельности, получаем пороговое (критическое) значение объема производства. Ниже этого объема предприятию производить не выгодно.

Критический объем (пороговое количество определяется) по формуле:

 

Qкр. = ПР/ Р

Р – цена реализации

или

Qкр. = FC / (Р ед. – VC на ед.)

 

Например, если постоянные затраты, необходимые для функционирования предприятия, составляют 40 тыс., цена - 100 руб., а переменные затраты на производство единицы продукции - 60 руб., то сколько нужно изготовить единиц продукции, чтобы достигнуть безубыточности всего дела?

40000 / (100 - 60) = 1000 шт. лишь начиная с 1001 изделия предприниматель начнет получать прибыль.

Эта формула используется лишь в том случае, если производится единственное наименование товара, что бывает крайне редко. Как правило, производится несколько товаров, каждый из которых имеет свою цену и свои переменные затраты, необходимые для его производства. Соответственно и в постоянных затратах предприятия на долю каждого наименования приходится своя часть.

 

Пройдя порог рентабельности, предприятие имеет дополнительный результат от реализации после возмещения переменных затрат - положительную маржинальную (предельную) прибыль - на каждую очередную единицу товара.

МПпр = КТпр * ВМ/V, где

МПпр - Масса прибыли после прохождения порога рентабельности$

КТпр - Количество товара, проданного после прохождения порога рентабельности

V - общее количество проданного товара

Соответственно, нарастает и масса прибыли. Чтобы определить массу прибыли после прохождения порога рентабельности, достаточно умножить количество товара, проданного сверх порогового объема производства, на удельную величину результата от реализации после возмещения переменных затрат, «сидящую» в каждой единице проданного товара.

 

Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и пороговым значением выручки составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств.

 

Запас финансовой прочности [ЗФП] в рублях рассчитывается по формуле:

ЗФП = В - ПР

Запас финансовой прочности [ЗФП] в % рассчитывается по формуле:

ЗФП = ЗФП в рублях / В * 100

 

 


Планирование выручки от реализации продукции (работ, услуг). Факторы роста выручки

 

Выручка от реализации характеризует общий финансовый результат (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг).

Выручка о т реализации включает суммы денежных средств, поступившие в счет оплаты продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) служит основным источником денежных потоков на предприятии.

В западной литературе этот показатель называют валовой выручкой.

В соответствии с ПБУ 9/99 применяемое в настоящее время в российской практике понятие «выручка от реализации» заменено на «выручку от продаж».

 

Выручка от реализации является одним из важнейших показателей финансовой деятельности, которая включает: выручку (доходы) от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства; работ и услуг; покупных изделий (приобретенных для комплектации), строительных, научно-исследовательских работ; товаров в торговых, снабженческих и сбытовых предприятиях; услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: