Методы определения выручки от реализации продукции

Метод определения выручки от реализации продукции (ра­бот и услуг) устанавливается предприятиями самостоятельно и отражается в приказе по учетной политике предприятия.

В отечественной практике применяются два метода определения выручки от реализации (в целях налогообложения).

1) по методу начисления, т.е. по моменту отгрузки продукции и предъявления заказчику (покупателю) расчетных документов;

Величину выручки от реализации продукции по методу отгрузки можно определить по формуле:

В = ТП + ∆О1 + ∆О2,

где В – выручка от реализации продукции (работ, услуг) в планируемом периоде;

∆О1 – изменение остатков готовой продукции на складе на конец планируемого периода по сравнению с началом в продажных ценах;

ТП – товарная продукция в планируемом периоде в про­дажных ценах;

∆О2 – изменения остатков товаров отгруженных на конец планируемого периода по сравнению с его началом в продажных ценах.

Все организации, кроме малых, должны применять метод начислений и учитывать выручку от реализации продукции по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом по мере готовности этапов в отраслях строительства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

 

Если организация признает выручку от реализации по факту отгрузки продукции, то обязательства по уплате налогов возникают независимо от факта получения денег от покупателей (дебиторов). В таких случаях организация имеет право на создание резерва по сомнительным долгам, который создается из прибыли до налогообложения. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность, не обеспеченная гарантиями, срок погашения которой истек.

2) по методу оплаты (кассовый метод) – по поступлению денежных средств на счета в коммерческих банках, а при расчетах наличными деньгами – по поступлению денежных средств в кассу предприятия.

Документально это оформляется выпиской банка с расчетного счета предприятия или кассовыми документами, на основе которых зачисляются наличные денежные средства.

Малые предприятия могут отражать в учете выручку от реализации по мере ее оплаты.

Величина выручки от реализации продукции по методу оплаты может быть определена по формуле

В = ТП + ∆О1 + ∆О2 + ∆О3,

где ∆О3 – изменение остатков товаров отгруженных, не оплаченных покупателями на конец планируемого периода по сравнению с ее началом в продажных ценах.

Состав остатков принимается такой же, как и при определении затрат по реализации продукции.

 

Выбор метода признания выручки от реализации имеет большое значение для оценки финансового состояния организации (предприятия).

При выборе метода начислений организация (предприятие) должно учитывать необходимость иметь оборотные средства для уплаты начисленных налогов еще до того, как будут получены денежные средства от покупателей.

Кассовый метод снимает эту проблему, но не позволяет создавать резерв по сомнительным долгам.

 

Использование выручки от реализации

В первую очередь выручка используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Остаток выручки после возмещения стоимости израсходованных материальных ресурсов и возмещения амортизации внеоборотных активов формирует валовой доход. Из выручки выплачивается заработная плата, начисляется социальное страхование, формируется прибыль организации (предприятия).

 

На величину выручки от реализации продукции, работ, ус­луг влияют следующие факторы:

1) в сфере производства:

- объем производства и его структура,

- ассортимент выпускаемой продукции,

- качество и конкурентоспособность продукции,

- ритмичность производства;

2) в сфере обращения:

- уровень цен,

- ритмичность отгрузки

- своевременное оформление платежных документов

- соблюдение договорных условий

- применяемые формы расчетов.

 

Планирование выручки

Планирование выручки от реализации продукции осуществляется на предстоящий год, квартал и оперативно.

Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации.

В условиях нестабильности используется квартальное планирование.

Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.

Методы определения плановой выручки:

1. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе.

Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Тогда выручку от реализации можно определить по следующей формуле:

В = Р * Ц,

где В – выручка от реализации продукции,

Р–объем сопоставимой реализованной продукции,

Ц–цена единицы реализованной продукции.

Расчетный метод

Используется, когда предприятие не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции

Выручка рассчитывается на основе объема реализуемой продукции, и остатков нереализованной готовой продукции. Планирование выручки от реализации продукции осуще­ствляется по аналогии с планированием затрат на производство и реализацию продукции:

В = Он + Т – Ок,

где В – выручка от реализации продукции,

Он–нереализованные остатки готовой продукции на начало пла­нируемого периода,

Т – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируе­мом периоде,

Ок – остатки нереализованной готовой продукции на конец пла­нируемого периода.

 

При планировании остатков готовой продукции на начало планируемого периода предприятие не имеет исчерпывающих данных о фактической величине остатков, поэтому в расчет принимаются ожидаемые остатки нереализованной продукции. Их стоимость в ценах реализации определяется с помощью ко­эффициента пересчета, который равен частному от деления объема продукции в ценах отчетного периода на производст­венную себестоимость продукции этого периода.

На конец планируемого периода остатки нереализованной продукции состоят из остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: