Экономическое содержание, функции и виды прибыли

 

 

Прибыль – это экономическая категория, которая, с одной стороны, выражает определенные производственные отношения, а с другой стороны, является частью стоимости совокупного национального продукта, а также является частью прибавочной стоимости.

Прибыль –это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации товаров, работ, услуг.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства.

С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами.

С хозяйственной точки зрения прибыль - это разность межу имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.

Следует разграничивать понятия бухгалтерской прибыли и экономической прибыли, так как прибыль, исчисленная для бухгалтерского учета не отражает действительного результата хозяйственной деятельности, что привело к разграничении бухгалтерской и экономической прибыли.

Бухгалтерская прибыль – результат реализации товаров и услуг, экономическая – результат «работы» капитала. Они отличаются друг от друга на сумму принимаемой оценки активов. В российской практике бухгалтерская прибыль корректируется на сумму вмененных издержек, в результате чего получается экономическая прибыль (рис.1)

 

 

               
 
Внереализаци-онные изменения стоимости оценки активов в течение отчетного периода
 
Внереализационные изменения стоимости оценки активов в прошлые периоды
 
Внереализационные изменения стоимости активов в будущие периоды
       
Экономическая прибыль
 

 

 

Бухгалтерская прибыль

+ – + =

Прибыль предприятия выполняет ряд важнейших функций:

1) служит критерием и показателем эффективности деятельности организации (контрольная функция);

2) выполняет стимулирующую функцию, т.к. является основным элементом финансовых ресурсов организации (источник образования поощрительных фондов и социального развития коллектива предприятия);

3) служит источником формирования бюджетов различных уровней;

4) служит источником развития организации и прироста акционерного капитала (воспроизводственная функция).

На формирование и использование прибыли влияют следующие факторы:

  • Объем реализации продукции и объем выручки
  • Себестоимость продукции и условия ее формирования.
  • Система налогообложения и др.

Схема формирования бухгалтерской прибыли (убытка) предприятия

 

  Выручка (за минусом НДС и акцизов)
Себестоимость продаж
= Валовая прибыль (убыток)
Коммерческие расходы
Управленческие расходы
= Прибыль (убыток) от продаж
+ Доходы от участия в других организациях
+ Проценты к получению
Проценты к уплате
+ Прочие доходы
Прочие расходы
= Прибыль (убыток) до налогообложения
Текущий налог на прибыль
  в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)
+ Изменение отложенных налоговых обязательств
+ Изменение отложенных налоговых активов
+ Прочее
= Чистая прибыль (убыток)

Распределение прибыли

Распределение прибыли рассматривается в трех направлениях. Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределе­ния в значительной мере воздействуют на эффективность деятель­ности предприятия

Согласно ПБУ, в РФ выделяют следующие виды прибыли:

  • Бухгалтерская (балансовая) – это конечный финансовый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса.[1]
  • Валовая прибыль –это разница между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расхо­дов и затрат по сбыту (коммерческих расходов). В соответствии с ПБУ, валовая прибыль представляет собой условный финансовый результат, который дает возможность определить рентабельность производства и установить минимально допустимый уровень цены товаров, работ, услуг.
  • Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от обычной деятельности предприятия до уплаты налогов
  • Чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, или собственников предприятия. Чистая прибыль формируется в отчете о прибылях и убытках.
  • Нераспределенная прибыль – это конечный финансовый результат за вычетом налога на прибыль, дивидендов, средств, направленных на формирование резервных фондов ит.д..

Зарубежные экономисты выделяют следующие виды прибыли:

  • Экономическая или чистая прибыль – это часть прибыли, которая остается после вычитания из выручки предприятия всех внешних и внутренних издержек, включая нормальную прибыль и вмененные издержки из общего дохода.
  • Нормальная прибыль – минимальная прибыль, которая остаётся у предприятия и которая необходима для того, чтобы предприятие могло удержаться в определенной сфере производства.
  • Бухгалтерская прибыль – это прибыль, которая определяется как разница между выручкой (совокупным доходом) предприятия и внешними (явными) издержками
  • Маржинальная прибыль – это превышение выручки над переменными затратами на производстве, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.
  • Валовая прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предприятия, который рассчитывается как разность между совокупным доходом и совокупным расходом.
  • Экстремальная прибыль – в основном разовая прибыль, полученная по рисковым операциям.
  • Чистая прибыль – разница между выручкой и экономическими издержками (явными и неявными)

Методы планирования прибыли

Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет пра­вильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и мате­риального стимулирования работников. От объема прибыли, кроме этого, зависит и реализация дивидендной политики ак­ционерного предприятия.

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов.

На Западе применяется много видов планирования прибыли. Они зависят от сферы деятельности, фондовооружённости и т.п.

В России существуют 5 методов планирования прибыли, которые можно использовать только с учётом специфики деятельности предприятия.

При расчете планового размера прибыли (убытка) от про­даж используют производственные показатели. Методы про­гнозирования и планирования финансовых результатов в на­стоящее время не регламентированы. Наиболее известны два традиционных способа планирования прибыли – метод прямого счета и ана­литический.

1. Метод прямого счета.

Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции.

Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции (в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью.

Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

  П = (О * Ц) - (О * С),

где О – объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С – полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде определяется как разница между выручкой от реализации и себестоимостью и рассчитывается по формуле:

  П = В - С,

где В – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

С – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции (которая включает в себя себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленче­ские расходы).

Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде можно рассчитать, если известны остатки готовой продукции на начало и конец периода по формуле:

  П = Пон + Птп – Пок

где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

Птп — прибыль от выпуска товарной продукции в плановом периоде;

Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

Объем и состав остатков нереализованной готовой про­дукции на начало и конец года зависит от учетной политики предприятия.

При определении выручки «по оплате» остатки готовой продукции включают:

- готовую продукцию и товары для перепродажи на складе;

- товары отгруженные, но не оплаченные покупателями и заказчиками, в том числе товары на ответственном хранении.

Если учетная политика предприятия определяет момен­том реализации продукции ее отгрузку, то остатки нереализо­ванной готовой продукции представляют собой готовую про­дукцию и товары для перепродажи на складе.

Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

Прямой счет очень простой, но при боль­шом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Расчет требует:

  • определения ассортимента по всем позициям номен­клатуры;
  • составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции;
  • исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы производства по всем ее элементам;
  • установления цен реализации выпускаемой продукции.

Большим недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в пла­новом периоде.

Аналитический метод.

Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

Недостатком метода является то, что он применим только при отсутствии инфляции.

Основной принцип, применяемый при этом методе – это ориентация на уровень издержек или рентабельности на основе деятельности предприятия за предыдущие периоды.

1) Базой расчета служат:

  • базовая рентабельность,
  • затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия (факторный метод).

2) Планирование прибыли по уровню базовой рентабельности произведенной и реализованной продукции осуществляется в следующем порядке:

  • рассчитывают ожидаемую прибыль в отчетном периоде
  • определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

Базовая рен­табельность — отношение валовой прибыли по товарной продукции к ее себестоимости за отчетный год.

Ро = (Потп) * 100%

Ро – базовая рентабельность

По – ожидаемая валовая прибыль

Стп – себестоимость товарной продукции базового года.

(R произвед. продукции = прибыль/ себестоимость, R реализован. продукции = прибыль/объему реализации (продаж))

Пример. По данным за 10 месяцев отчетного года, валовая прибыль предприятия составила 2800 тыс. руб., за оставшиеся 2 месяца предполагается получить 800 тыс. руб., всего за отчет­ный год ожидается валовая прибыль 3600 тыс. руб. В отчетном периоде рост цен на продукцию дал увеличение прибыли на 300 тыс. руб. Условно-производственная се­бестоимость продукции 39 000 тыс. руб.

Базовая рентабель­ность составит ((3600 + 300)/39 000) * 100) = 10%.

3) рассчитывают плановый объем произведенной и реализованной продукции в денежном выражении на планируемый год

4) рассчитывают прибыль от реализации с учетом базовой рентабельности – умножая объем реализованной продукции в денежном выражении на базовый процент рентабельности

5) полученную величину прибыли корректируют на сумму прибыли от производства и реализации тех видов продукции, прибыль по которым рассчитывалась методом прямого счета

После выполнения расчетов по всем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые прочие доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

Прибыль (убытки) от традиционных статей прочих доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.

После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также прочих доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

При помощи показателя базовой рентабельности рассчитывают прибыль только по сравнимой продукции.

б) С учетом затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой). Рассчитывают по формуле:

П = Т(1000-3)/100,

где П — валовая прибыль от выпуска товарной продукции;

Т — товарная продукция в ценах реализации предприя­тия;

3 — затраты, руб., на 1 тыс. руб. товарной продукции, ис­численной в ценах реализации.

Пример.

Выпуск товарной продукции в ценах реализации в плановом году составит 300 млн. руб.

Затраты на 1 млн. руб. этой продукции равны 900 тыс. руб.

Валовая прибыль на весь товарный выпуск = 300* (1000-900)/100 = 30 млн. руб.

При помощи показателя базовой рентабельности исчисля­ют валовую прибыль по сравнимой товарной продукции. От­дельно рассчитывают прибыль по несравнимой товарной про­дукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и прибыль от продаж в планируемом году.

При расчете прибыли по сравнимой товарной продукции анализируют влияние на нее изменений по сравнению с от­четным годом отдельных факторов: себестоимости продук­ции, ее ассортимента и качества, цен реализации.

Прибыль по несравнимой товарной продукции находится прямым методом как разница между ценой реализации и себестоимостью. Если цены не установлены, прибыль рассчитывают по среднему уровню рентабельности. Общая прибыль от продаж получается суммированием прибыли от продаж сравнимой и несравнимой продукции.

Аналитический метод имеет то преимущество, что показы­вает влияние различных факторов на величину прибыли, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных ус­ловий хозяйствования.

3. Совмещённый метод. Используется, когда предприятие выпускает сравнимую и несравнимую продукцию. По первой – аналитический метод, по второй – метод прямого счёта. Если совмещённый метод применяется только по сравнимой продукции, то это значит, что аналитический метод используется как сравнительный метод для проверки.

 

4. Планирование прибыли с применением расчета критического объема продаж.

Этот метод базируется на распределении затрат на постоянные и переменные, и позволяет рассчитать требуемые предприятию объемы прибыли от продаж с помощью моделирования оптимальной комбинации: цен, объема производства, переменных и постоянных затрат.

Для этого формулу критического объема продаж в денежном выражении (порог рентабельности) видоизменяют следующим образом:

ПР = FC / КВМ - исходная формула.

Новый вид:

ПР = (FC + П) / КВМ

FC – постоянные расходы;

КВМ – коэффициент валовой маржи (норма маржинального дохода)

КВМ = (В – VC) / В.

Точность расчета финансового результата от продаж с применением данного метода зависит:

  • от правильности разделения затрат на переменные и постоянные;
  • от наличия инфляции, хотя бы по одному из показателей, а именно по изменению цен или по изменению объема продаж в плановом периоде;
  • от наличия инфляции по степени зависимости вышеотмеченных показателей
  • Нормативный метод. Используется, когда предприятие выпускает 1-2 вида продукции, или в случае, когда предприятие имеет возможность установить конкретные нормативы по расходованию средств (применяется система бюджетирования), т.е. когда метод прямого счёта совмещается с нормами затрат.

5. Экономико-математический метод. Используется на крупных предприятиях, где существует большая нормативная и учётная база. На первом этапе используют стандартные программы анализа (факторный, корреляционный, индексный). Вводится 15-30 показателей, влияющих на прибыль. Определяется их влияние на величину прибыли (теснота связи между прибылью и показателями, между самими показателями), определяется основной фактор (как правило, прибыль реализации) и влияние остальных факторов на этот показатель суммарно.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: