А.Финансовое регулирование со стороны учредителей (акционеров)
Учредители утверждают:
1) положение об учетной политике,
2) финансовую (публичную) отчетность предприятия,
3) одобряют совершение крупных и особо крупных сделок
4) только акционеры вправе принимать решение о внесении изменений в учредительные документы, изменении уставного капитала, размещении акций и т.д.
5) утверждают ревизора общества, счетную комиссию и финансовую отчетность.
6) утверждают аудитора общества
7) принимать решение о корректировке деятельности предприятия
Б. Финансовое регулирование со стороны руководства
Руководство предприятия (президент, директор, совет директоров и т.д.) осуществляет общее руководство деятельностью предприятия и выполняет функции финансового регулирования.
Директор предприятия:
1) выбирает, разрабатывает и рекомендует акционерам утвердить положение об учетной политике,
2) распоряжается средствами предприятия, в том числе денежными - на счетах,
3) осуществляет руководство учетом и отчетностью.
|
|
В этом отношении необходимо отметить основополагающее различие между видами учета предприятия: финансовым и управленческим.
Финансовый учет предназначен для внешних пользователей (акционеров, кредиторов, государственных органов и т.д.) и подлежит аудиторской проверке.
Управленческий учет предназначен для самого руководства, является наиболее достоверным и может содержать информацию, составляющую коммерческую тайну.
Однако именно этот вид учета теснее всего связан с финансовым регулированием, так как содержит планы расходования средств, "увязку" этих планов с календарем поступления средств на предприятие, наиболее подробные и точные данные по себестоимости продукции (работ, услуг), кредиторской и дебиторской задолженности и т.д. и т.п. Через управленческий учет и планирование в наибольшей степени проявляется финансовое регулирование деятельности предприятия его руководством. Схематично различие между видами учета (и анализа бухгалтерской информации) можно представить следующим образом:
Учет для целей налогообложения | Финансовый учет | Аудит и внутренний контроль | Управленческий учет | |
Нормативная база | Налоговое законодательство | Стандарты учета (GAAP, IAS, иные национальные стандарты, которые в той или иной степени базируются на общепринятых) | Общепринятые аудиторские стандарты (GAAP, GAAS. Кроме того, для внутреннего аудита могут использоваться свои, как правило, более "жесткие" стандарты) | Экономическая целесообразность, т.е. калькуляция максимальной прибыли. Для этого используют различные методы, наиболее распространенный - "директ-костинг" |
Цель | Рассчитать размер подлежащих уплате налогов | Записать, классифицировать, суммировать и анализировать данные о деятельности, выдать финансовые отчеты и оценки | Выдать заключение относительно правильности и корректности учета. Для внутреннего учета - сообщить акционерам о добросовестности руководства | Упростить планирование и контроль, а также предоставить информацию для принятия решений |
Метод получения данных | Обобщение данных, отраженных в документации (бухгалтерской, первичной) | Одновременное ведение записей (сплошной и непрерывный учет) | Обобщение и анализ данных, представленных в отчетности, а также полученных в ходе проверки | Определение хода и результатов деятельности в прошлом, настоящем и будущем, в зависимости от задачи |
Отчетный период | Годовой, квартальный и т.д. (прошлый период) | Годовой, квартальный и т.д. (прошлый период) | Годовой, а также двухлетний, в случае внутреннего аудита – любой | Любой период, в зависимости от задачи |
Форма отчета | Специально установленные формы | Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении средств | Заключение | Бюджет, отчет о движении цен, отчет о выполнении, специаль-ные аналитические отчеты |
Получатель отчета | Руководитель, налоговые органы | Все заинтересованные лица (акционеры, кредиторы и т.д.), руководство | Все заинтересованные лица, в первую очередь акционеры и кредиторы | Руководитель, в некоторых случаях - сотрудники предприятия |
|
|