Органы надзора по безопасности труда

 

В систему надзора по безопасности труда входят специально уполномоченные государственные органы и инспекции, в своей деятельности, не зависящие от администраций предприятий и их вышестоящих органов, министерства, ведомства, осуществляющие ведомственный надзор, а также профессиональные союзы, в ведении которых состоят техническая и правовая инспекции труда (общественный надзор).

Специальный государственный надзор осуществляют следующие органы:

- Госгортехнадзор Российской Федерации;

- Государственный энергетический надзор Российской Федерации;

- Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской федерации;

- Госатомнадзор;

- Госстандарт;

- Государственная автомобильная инспекция (ГАИ);

- Государственная пожарная инспекция.

Инспекторам государственного надзора за безопасным ведением работ в промышленности, в том числе и в горнодобывающей (Госгортехнадзор) предоставлены большие права и полномочия. При выявлении нарушений, угрожающих жизни и здоровью людей или создающих аварийную обстановку, они вправе принимать решения, обязательные для руководителей предприятий, о прекращении эксплуатации аварийного объекта (агрегата) до полного устранения выявленных нарушений. Их предписания об устранении выявленных нарушений носят обязательный характер для руководителей предприятий любых форм собственности.

Государственный энергетический надзор осуществляет контроль технического состояния и соблюдения правил эксплуатации электрических, грузоподъемных и теплоиспользующих установок. Предписания инспекторов Госэнергонадзора о немедленном отключении аварийно опасного объекта (оборудования), о прекращении работ на опасном участке, или о необходимости устранения выявленных нарушений также

являются обязательными для всех предприятий любых форм собственности. Несогласие руководства предприятий с подобными предписаниями и их обжалование не может приостановить их выполнение.

Государственный санитарный надзор осуществляют органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы. На них возложен контроль за соблюдением предприятиями и организациями любых форм собственности установленных санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических норм и правил на рабочих местах, в производственных зданиях и на всей территории предприятия. Они также вправе контролировать проведение предприятиями работы по оздоровлению и улучшению условий труда, предупреждению и снижению заболеваемости.

На Государственную автомобильную инспекцию (прежнее ее название ГИБДД – государственная инспекция безопасности дорожного движения) возложена задача контроля технического состояния автотранспорта (совместно со станциями технического обслуживания автотранспорта) и соблюдения правил дорожного движения.

Государственный пожарный надзор осуществляет контроль наличия и состояния противопожарного имущества, соблюдения противопожарных норм и правил, проведения противопожарных мероприятий на производственных участках и на всей территории

предприятия.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативно-правовых актов о труде осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с федеральным законом.

Наряду с указанными органами государственного надзора по охране труда имеется еще и единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется. Это Федеральная инспекция труда, деятельностью которой руководит заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации.

Госстандарт Российской Федерации осуществляет государственный надзор за соблюдением системы стандартов безопасности труда (ССБТ) через свои территориальные органы (лаборатории государственного надзора, центры стандартизации и метрологии).

Все указанные выше органы государственного надзора по охране труда принимают непосредственное участие в экспертизе проектной документации строящихся и реконструируемых объектов

гражданского и промышленного назначения.

Ведомственный надзор осуществляют специализированные органы (отделы) охраны труда министерств, ведомств, нередко имеющие государственный статус. Их задача состоит в проверке всех аспектов деятельности подведомственных им предприятий в области охраны труда и контроль уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Общественный надзор по безопасности труда, контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют профессиональные союзы, поскольку именно члены трудового коллектива, общественность предприятия, учреждения могут обеспечить реальную ежедневную проверку условий труда на рабочих местах и, при необходимости, требовать их улучшения. Именно поэтому большие права и полномочия в области надзора и контроля по вопросам охраны труда предоставлены технической инспекции профсоюзов.

Технический инспектор имеет право проверять соблюдение законодательства по охране труда, безопасность работ, состояние производственной санитарии на рабочих местах предприятия, качество обучения работников по охране труда, повышение квалификации специалистов и работников предприятия, выдается ли работникам спецодежда, спецобувь, спецпитание и мн. др. В его обязанность входит контроль за правильностью проведения

расследований несчастных случаев и их учета, а также личное участие в расследовании групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаев. Имеет право выдавать администрации предприятий предписания обязательного характера об устранении замеченных нарушений с перечислением рекомендуемых мероприятий, которые должны быть выполнены в установленные им сроки.

Техническая инспекция профсоюзов также принимает участие в работе комиссий по приемке и сдаче в эксплуатацию построенных или реконструированных предприятий, цехов, участков.

Для организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников предприятий (всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности), в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек следует создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда. При этом можно использовать разработанные (в соответствии со статьей 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда) Рекомендации по формированию и организации деятельности таких комитетов (комиссий) по охране труда. Комитеты создаются на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Представители работников выдвигаются в состав комитета, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Представители работодателей назначаются приказом или распоряжением по предприятию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: