6.1. Основные понятия и определения…………………………………………………………
6.2.Чрезвычайные ситуации, их классификация............................…………………………………….
6.2.1.Чрезвычайные ситуации мирного времени…………………………………………………………..
6.2.2.Чрезвычайные ситуации военно-политического характера, современные виды вооружений….
6.3. Методика оценки химической обстановки........................…………………
6.4. Методика оценки радиационной обстановки……………………………….
6.5. Устойчивость работы СХО в ЧС мирного и военного времени, методики оценки……….
6.6. Защита населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени……….………..
6.7 Проведение спасательных и неотложно-восстановительных работ……………………………
6.8.Оказание первой помощи пострадавшим........................................................................
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………..
ПРЕДИСЛОВИЕ
В 90-х годах прошлого столетия в учебные планы высших учебных заведений нашей страны была введена новая дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» вместо изучавшихся ранее разрозненно дисциплин «Охрана труда», «Гражданская оборона», «Охрана окружающей среды».
|
|
Курс «Охрана труда» был посвящен изучению вопросов безопасности жизнедеятельности в условиях производства. В курсе «Гражданская оборона» изучались вопросы безопасности и защиты населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Курс «Охрана окружающей среды» был посвящен вопросам безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Понимание общности задач обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания и глобальных проблем его выживания в современных условиях, привели к интеграции указанных курсов в единую дисциплину на общей метологической основе.
Однако в последние годы вновь происходит выделение таких дисциплин как «Экология», «Экологический маркетинг», «Экологический менеджмент», «Экология и безопасность жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности в условиях производства» (без экологии и безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях) в самостоятельные дисциплины. Чаще всего это диктуется специфической направленностью конкретных вузов, занятых подготовкой специалистов в прикладных направлениях экологии (агроэкология, медицинская, инженерная, химическая, космическая экологии, гидроэкологии, геоэкологии и т.д.). Если в изучаемых дисциплинах акцентируется внимание на отдельных аспектах безопасности жизнедеятельности, например, в условиях сельскохозяйственного производства, самостоятельное изучение экологических проблем с позиций безопасности жизнедеятельности при подготовке специалистов – агроэкологов, безусловно, оправданно. В учебных программах (стандартах обучения) многих сельскохозяйственных вузов вопросы экологии (охраны окружающей среды) выделены в самостоятельные дисциплины, также как и дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Издание специализированных учебных пособий по таким, изучаемым раздельно, дисциплинам можно только приветствовать.
|
|
Современных учебных пособий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для сельскохозяйственных вузов по зооинженерным и ветеринарным специальностям фактически нет. Этот пробел мы и попытались восполнить.
Настоящий учебник подготовлен в соответствии с примерной программой
дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», М., 2000 г, рекомендованной Министерством образования России для всех направлений и специальностей высшего профессионального образования и стандартом обучения по указанным специальностям.
Введение
К настоящему времени все, ранее разрозненно изучаемые курсы - "Охрана труда", "Гражданская оборона", "Охрана окружающей среды", согласно новым вузовским программам и стандартам обучения, объединены в единую дисциплину "Безопасность жизнедеятельности". Этому способствовало также и признание общности решаемых задач и проблем, порожденных интенсивной человеческой деятельностью.
Человеческая деятельность, в отличии от деятельности других представителей животного мира, наряду с положительным эффектом улучшения качественных показателей жизненного цикла от поколения к поколению, неизбежно генерирует новые более опасные и вредные факторы (антропогенного характера)
И если на ранних этапах развития человечества превалировали опасные и вредные факторы естественного происхождения, (изменения климатических условий, воздействие ураганов, землетрясений, снежных обвалов, смерчей, оползней, нападения диких животных и т.п.), уровень которых за это время изменился незначительно, то к настоящему времени уровень потенциально опасных и вредных факторов существенно возрос за счет опасностей и вредностей антропогенного происхождения поржденных человеческой деятельностью - электрический ток, электромагнитные излучения, повышенный шум, вибрации технологического оборудования, агрессивные химические вещества и их аэрозоли, выхлопы автотранспортных двигателей, выбросы в атмосферу радиоактивных веществ и мн. др.).
Совместное воздействие опасных и вредных факторов естественного и техногенного происхождения в ряде случаев может быть причиной таких чрезвычайных ситуаций, при которых возможна гибель всего населения нашей планеты. Так, например, многочисленные наблюдения отечественных и зарубежных ученых убедительно свидетельствуют о неуклонном повышении среднегодовой температуры нашей планеты (под влиянием «парникового» эффекта и большого числа факторов техногенного характера), что дает основание прогнозировать весьма серьезную, и еще не вполне осознанную, угрозу жизни всему населению планеты – глобальное изменение климата. В последние годы возросли темпы истощения озонового слоя атмосферы, задерживающие губительные для всего живого ультрафиолетовые излучения, интенсивно загрязняются воды Мирового океана, главным образом
нефтепродуктами, что может привести к существенному сокращению содержания кислорода в атмосфере нашей планеты. Этому процессу в немалой степени способствует безудержная вырубка леса в нашей стране, в Бразилии, интенсивное опустынивание в Азии, Африке (скорость – 6 млн. га в год), в России (Калмыкия, Нижнее Поволжье), химическое и радиационное загрязнение природы.
|
|
В настоящее время существенно возросли показатели травматизма и заболеваемости в промышленно развитых странах мира, о чем красноречиво свидетельствуют статистические данные. По оценочным данным ежегодно в мире в условиях производства погибает около 2 млн. человек и 120 млн. человек травмируются. В нашей стране ежегодно неестественной смертью умирает 200 – 230 тысяч человек, в том числе на транспорте погибает более 60 тысяч человек, на пожарах 15 – 17 тысяч человек, в результате отравлений – около 60 тысяч человек (алкоголем – до 50 тысяч человек), самоубийств – до 50 тысяч человек.. Так, в 1989 г. было травмировано на производстве 677 тысяч человек из них 14,5 тысяч человек - со смертельным исходом. На дорогах страны 63 тыс. чел. погибло и около 350 тыс. человек ранено. В 1991 году эти показатели не намного снизились – 406 тыс. человек травмировано и 8032 - со смертельным исходом. К 1999 году эти показатели приняли следующие значения – всего травмировано 153 тыс. человек, в том числе 5371 со смертельным исходом. Несмотря на то, что общее число несчастных случаев постепенно снижается, уровень травматизма со смертельным исходом в расчете на 1000 работников (Ксм) увеличился с 0,128 в 1990 до 0,149 к 1999 г. В 2000 г. все эти показатели возросли в среднем на 5 – 8%.
Следует отметить, что наибольшее число несчастных случае имеет место в сельском хозяйстве страны. Неуклонный рост травматизма и профзаболеваний отмечается в химической и горнодобывающей промышленности, в машиностроении, в радиоэлектронике, в оборонной промышленности и в ряде других отраслях народного хозяйства.
Большую тревогу вызывают экологически неблагополучные регионы нашей страны, в которых проживает более 20% населения. По данным Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) в условиях десятикратного превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе проживает население более 74 городов с населением около 50 млн. человек. В ряде регионов зарегистрирован весьма высокий радиоактивный фон, превышающий Чернобыльский в 20 раз, и значительный уровень загрязнения токсичными веществами почвы, грунтовых и поверхностных вод. Все это в определенной мере уже сейчас негативно сказывается на:
|
|
а) уровне детской смертности (по этому показателю Россия находится в конце пятого десятка стран, отстает от таких как Индия, Бразилия, Южная Корея);
б) продолжительности жизни населения (у 40% мужчин нашей страны средняя продолжительность жизни составляет 58 лет, для сравнения в США –69 лет);
в) на показателях смертности и рождаемости (в нашей стране на двух ушедших из жизни приходится один новорожденный).
Немалый ущерб народному хозяйству страны наносят пожары. По статистическим данным в РФ ежегодно происходит более 400 крупных пожаров, в огне которых погибает в среднем около 10 тысяч человек, а потери составляют 1,5 – 2,0 млрд. рублей.
Смертельную опасность для всего человечества представляют собой
современные виды оружия массового поражения, несмотря на то, что использование ядерной и термоядерной энергий в мирных целях сулит, и уже приносит, немалые блага всему населению нашей планеты.
Все вышесказанное убедительно свидетельствует о том, что с развитием технического прогресса будет неуклонно возрастать и число проблем, связанных с необходимостью обеспечить населению безопасные и безвредные условия для его жизнедеятельности.
Об этом свидетельствует и основной постулат дисциплины - «…потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания».
Знание основ безопасности жизнедеятельности необходимо специалисту любой профессии, и особенно, специалисту сельскохозяйственного производства, в условиях которого действует весьма большое число опасных и вредных производственых факторов. Так, например, только в животноводстве насчитывается более 100 видов заболеваний, общих для человека и животных (антропозоонозные заболевания – бруцилез, туберкулез, сибирская язва, чума, ящур, туляремия и мн.др.).
Предлагаемый учебник "Безопасность жизнедеятельности" предназначается для студентов зооинженерных и ветеринарных факультетов сельскохозяйственных вузов и может быть полезен студентам технологических факультетов переработки и хранения продукции сельскохозяйственного производства.