Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

6.1. Основные понятия и определения…………………………………………………………

6.2.Чрезвычайные ситуации, их классификация............................…………………………………….

6.2.1.Чрезвычайные ситуации мирного времени…………………………………………………………..

6.2.2.Чрезвычайные ситуации военно-политического характера, современные виды вооружений….

6.3. Методика оценки химической обстановки........................…………………

6.4. Методика оценки радиационной обстановки……………………………….

6.5. Устойчивость работы СХО в ЧС мирного и военного времени, методики оценки……….

6.6. Защита населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени……….………..

6.7 Проведение спасательных и неотложно-восстановительных работ……………………………

6.8.Оказание первой помощи пострадавшим........................................................................

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………..

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В 90-х годах прошлого столетия в учебные планы высших учебных заведений нашей страны была введена новая дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» вместо изучавшихся ранее разрозненно дисциплин «Охрана труда», «Гражданская оборона», «Охрана окружающей среды».

Курс «Охрана труда» был посвящен изучению вопросов безопасности жизнедеятельности в условиях производства. В курсе «Гражданская оборона» изучались вопросы безопасности и защиты населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Курс «Охрана окружающей среды» был посвящен вопросам безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

Понимание общности задач обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания и глобальных проблем его выживания в современных условиях, привели к интеграции указанных курсов в единую дисциплину на общей метологической основе.

Однако в последние годы вновь происходит выделение таких дисциплин как «Экология», «Экологический маркетинг», «Экологический менеджмент», «Экология и безопасность жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности в условиях производства» (без экологии и безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях) в самостоятельные дисциплины. Чаще всего это диктуется специфической направленностью конкретных вузов, занятых подготовкой специалистов в прикладных направлениях экологии (агроэкология, медицинская, инженерная, химическая, космическая экологии, гидроэкологии, геоэкологии и т.д.). Если в изучаемых дисциплинах акцентируется внимание на отдельных аспектах безопасности жизнедеятельности, например, в условиях сельскохозяйственного производства, самостоятельное изучение экологических проблем с позиций безопасности жизнедеятельности при подготовке специалистов – агроэкологов, безусловно, оправданно. В учебных программах (стандартах обучения) многих сельскохозяйственных вузов вопросы экологии (охраны окружающей среды) выделены в самостоятельные дисциплины, также как и дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Издание специализированных учебных пособий по таким, изучаемым раздельно, дисциплинам можно только приветствовать.

Современных учебных пособий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для сельскохозяйственных вузов по зооинженерным и ветеринарным специальностям фактически нет. Этот пробел мы и попытались восполнить.

Настоящий учебник подготовлен в соответствии с примерной программой

дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», М., 2000 г, рекомендованной Министерством образования России для всех направлений и специальностей высшего профессионального образования и стандартом обучения по указанным специальностям.

Введение

 

К настоящему времени все, ранее разрозненно изучаемые курсы - "Охрана труда", "Гражданская оборона", "Охрана окружающей среды", согласно новым вузовским программам и стандартам обучения, объединены в единую дисциплину "Безопасность жизнедеятельности". Этому способствовало также и признание общности решаемых задач и проблем, порожденных интенсивной человеческой деятельностью.

Человеческая деятельность, в отличии от деятельности других представителей животного мира, наряду с положительным эффектом улучшения качественных показателей жизненного цикла от поколения к поколению, неизбежно генерирует новые более опасные и вредные факторы (антропогенного характера)

И если на ранних этапах развития человечества превалировали опасные и вредные факторы естественного происхождения, (изменения климатических условий, воздействие ураганов, землетрясений, снежных обвалов, смерчей, оползней, нападения диких животных и т.п.), уровень которых за это время изменился незначительно, то к настоящему времени уровень потенциально опасных и вредных факторов существенно возрос за счет опасностей и вредностей антропогенного происхождения поржденных человеческой деятельностью - электрический ток, электромагнитные излучения, повышенный шум, вибрации технологического оборудования, агрессивные химические вещества и их аэрозоли, выхлопы автотранспортных двигателей, выбросы в атмосферу радиоактивных веществ и мн. др.).

Совместное воздействие опасных и вредных факторов естественного и техногенного происхождения в ряде случаев может быть причиной таких чрезвычайных ситуаций, при которых возможна гибель всего населения нашей планеты. Так, например, многочисленные наблюдения отечественных и зарубежных ученых убедительно свидетельствуют о неуклонном повышении среднегодовой температуры нашей планеты (под влиянием «парникового» эффекта и большого числа факторов техногенного характера), что дает основание прогнозировать весьма серьезную, и еще не вполне осознанную, угрозу жизни всему населению планеты – глобальное изменение климата. В последние годы возросли темпы истощения озонового слоя атмосферы, задерживающие губительные для всего живого ультрафиолетовые излучения, интенсивно загрязняются воды Мирового океана, главным образом

нефтепродуктами, что может привести к существенному сокращению содержания кислорода в атмосфере нашей планеты. Этому процессу в немалой степени способствует безудержная вырубка леса в нашей стране, в Бразилии, интенсивное опустынивание в Азии, Африке (скорость – 6 млн. га в год), в России (Калмыкия, Нижнее Поволжье), химическое и радиационное загрязнение природы.

В настоящее время существенно возросли показатели травматизма и заболеваемости в промышленно развитых странах мира, о чем красноречиво свидетельствуют статистические данные. По оценочным данным ежегодно в мире в условиях производства погибает около 2 млн. человек и 120 млн. человек травмируются. В нашей стране ежегодно неестественной смертью умирает 200 – 230 тысяч человек, в том числе на транспорте погибает более 60 тысяч человек, на пожарах 15 – 17 тысяч человек, в результате отравлений – около 60 тысяч человек (алкоголем – до 50 тысяч человек), самоубийств – до 50 тысяч человек.. Так, в 1989 г. было травмировано на производстве 677 тысяч человек из них 14,5 тысяч человек - со смертельным исходом. На дорогах страны 63 тыс. чел. погибло и около 350 тыс. человек ранено. В 1991 году эти показатели не намного снизились – 406 тыс. человек травмировано и 8032 - со смертельным исходом. К 1999 году эти показатели приняли следующие значения – всего травмировано 153 тыс. человек, в том числе 5371 со смертельным исходом. Несмотря на то, что общее число несчастных случаев постепенно снижается, уровень травматизма со смертельным исходом в расчете на 1000 работников (Ксм) увеличился с 0,128 в 1990 до 0,149 к 1999 г. В 2000 г. все эти показатели возросли в среднем на 5 – 8%.

Следует отметить, что наибольшее число несчастных случае имеет место в сельском хозяйстве страны. Неуклонный рост травматизма и профзаболеваний отмечается в химической и горнодобывающей промышленности, в машиностроении, в радиоэлектронике, в оборонной промышленности и в ряде других отраслях народного хозяйства.

Большую тревогу вызывают экологически неблагополучные регионы нашей страны, в которых проживает более 20% населения. По данным Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) в условиях десятикратного превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе проживает население более 74 городов с населением около 50 млн. человек. В ряде регионов зарегистрирован весьма высокий радиоактивный фон, превышающий Чернобыльский в 20 раз, и значительный уровень загрязнения токсичными веществами почвы, грунтовых и поверхностных вод. Все это в определенной мере уже сейчас негативно сказывается на:

а) уровне детской смертности (по этому показателю Россия находится в конце пятого десятка стран, отстает от таких как Индия, Бразилия, Южная Корея);

б) продолжительности жизни населения (у 40% мужчин нашей страны средняя продолжительность жизни составляет 58 лет, для сравнения в США –69 лет);

в) на показателях смертности и рождаемости (в нашей стране на двух ушедших из жизни приходится один новорожденный).

Немалый ущерб народному хозяйству страны наносят пожары. По статистическим данным в РФ ежегодно происходит более 400 крупных пожаров, в огне которых погибает в среднем около 10 тысяч человек, а потери составляют 1,5 – 2,0 млрд. рублей.

Смертельную опасность для всего человечества представляют собой

современные виды оружия массового поражения, несмотря на то, что использование ядерной и термоядерной энергий в мирных целях сулит, и уже приносит, немалые блага всему населению нашей планеты.

Все вышесказанное убедительно свидетельствует о том, что с развитием технического прогресса будет неуклонно возрастать и число проблем, связанных с необходимостью обеспечить населению безопасные и безвредные условия для его жизнедеятельности.

Об этом свидетельствует и основной постулат дисциплины - «…потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания».

Знание основ безопасности жизнедеятельности необходимо специалисту любой профессии, и особенно, специалисту сельскохозяйственного производства, в условиях которого действует весьма большое число опасных и вредных производственых факторов. Так, например, только в животноводстве насчитывается более 100 видов заболеваний, общих для человека и животных (антропозоонозные заболевания – бруцилез, туберкулез, сибирская язва, чума, ящур, туляремия и мн.др.).

Предлагаемый учебник "Безопасность жизнедеятельности" предназначается для студентов зооинженерных и ветеринарных факультетов сельскохозяйственных вузов и может быть полезен студентам технологических факультетов переработки и хранения продукции сельскохозяйственного производства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: