Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет так называемый комплекс. При построении комплексов исходят из педагогических задач, учитывают особенности возраста, физическую подготовленность детей, состояние здоровья детей, уровень их физического развития, время года, место проведения, климато-метеорологических условия, место проведения, материально-техническую базу ДОУ.
Знакомые физические упражнения дети выполняют более правильно, и они более эффективно влияют на организм ребенка. Поэтому рекомендуется составлять комплексы из освоенных упражнений и проводить их в течение семи — десяти дней. Через несколько дней допускается усложнение физических упражнений, изменение исходного положения ног, рук, туловища, изменение темпа, увеличение количества повторений, смена образов, которым дети подражают. Изменения вносятся с целью увеличения нагрузки, поддержания интереса у детей
При построении комплексов утренней гимнастики в течении года важно помнить о вариативности их содержания и характера. Наряду с традиционными типом утренней гимнастики в практику дошкольных учреждений могут быть внедрены разные варианты разные её варианты, отличающиеся от традиционного комплекса по содержанию или методике проведения.
Музыка на утренней гимнастике
Использование музыки для сопровождения упражнений утренней гимнастики – одно из активных общений ребенка с музыкой. На утренней гимнастике, таким образом, решаются задачи и музыкального, и физического воспитания детей.
Элементы музыки – это не только ритм, но и темп, метр, динамика, характер звукодвижения. Эти элементы определяют выразительность содержания музыкального произведения, они же являются и средствами выразительности музыкально-ритмических движений.
Движения, выполняемые под музыку, способствуют развитию основных видов движений: ходьбы, бега, разнообразных прыжков и подпрыгиваний. Они используются и в целях развития мышц плечевого пояса, боковых мышц, мышц спины и живота, укрепляют крупные мышцы, вырабатывают хорошую правильную осанку, учат детей пространственным ориентировкам.
Утреннюю гимнастику с музыкальными сопровождением в детском саду желательно проводить начиная со второй младшей группы, когда происходит формирование музыкально-ритмических умений и навыков. К этому периоду детское восприятие совершенствуется. Развивается воображение, ребенок уже способен создать на основе словесного описания образ предметов. Ярче проявляется эмоциональная отзывчивость на музыку. Дети могут различать тембровую окраску звучания, динамику (громко, тихо), узнавать знакомые произведения. Однако слуховое внимание у них еще неустойчиво. Поэтому музыкальное сопровождение дается только к отдельным упражнениям с использованием игровых образов.
Следует использовать образцы высоко художественных музыкальных произведений.