double arrow

Экспертиза проектов в рамках инновационных научно-технических программ


Экспертиза проводится методом экспертных оценок, в осно­ву которого положено получение обобщенной оценки проекта на базе статистической обработки индивидуальных оценок про­екта независимыми экспертами.

Все операции экспертной оценки проектов, от определения номенклатуры показателей, коэффициентов весомости показа­телей и т.д. до получения обобщенной оценки проекта выпол­няет организация, обеспечивающая проведение экспертизы.

Экспертиза проектов осуществляется в три этапа:

- подготовительный;

- оценки проектов экспертами;

- заключительный.

На подготовительном этапе организация-эксперт:

- обеспечивает сбор и регистрацию материалов по проектам;

- формулирует и уточняет цели экспертной процедуры;

- проводит классификацию проектов;

- определяет номенклатуру показателей качества, их коэффициенты весомости и другие характеристики, необходимые для экспертной оценки;

- выбирает методы и способы опроса экспертов;

- подготавливает анкеты для опроса экспертов;

- подбирает группы экспертов;

- выносит материалы по подготовке экспертизы на рассмотрение научно-технического совета, который рассматривает и утверждает цели экспертной процедуры, состав экспертных групп, порядок проведения экспертизы, включающий номенклатуру показателей качества, их весовые коэффициенты, анкеты опроса экспертов.




Оценка проектов экспертами осуществляется следующим образом.

Каждый эксперт устанавливает значения показателей качества проектов в числовых безразмерных шкалах или в вербальной форме в зависимости от выбранного и предлагаемого в анкете опроса экспертов способа получения информации.

Эта процедура осуществляется экспертами на основе анализа бизнес-планов проектов, а также исходя из их знаний, профессиональной и квалиметрической компетентности.

На заключительном этапе эксперты проводят математическую обработку результатов и подготавливают обобщенное экс­пертное заключение, которое утверждается руководителем орга­низации-эксперта.

Обобщенные оценки проектов учитываются научно-техни­ческим советом при отборе проектов для включения их в научно-техническую программу и последующего финансирования.

Примерная номенклатура показателей качества для оценки инновационных проектов такова.

Научно-технические показатели:

- направление разработки;

- научно-технический уровень разработки;

- научно-технический потенциал коллектива;

- правовая охрана;

- сертификация НТП.

Организационно-производственные показатели:

- степень готовности к реализации проекта;

- возможность тиражирования научно-технической продукции.

Рыночные показатели:

- спрос на научно-техническую продукцию;



- опыт работы на рынке.

Экономические показатели:

- экономическая обоснованность.

Анкета опроса эксперта состоит из пояснительной записки, таблицы опроса и заключения эксперта.

В пояснительной записке приводятся цель экспертизы, основные сведения по программе, на включение в которую претен­дует проект, и даются пояснения по заполнению таблицы опроса.

В таблице опроса эксперту предлагается перечень показате­лей, по которым он должен произвести оценку проекта.

В заключении эксперта приводится обобщенное мнение экс­перта о проекте в целом, высказываются предложения по дора­ботке, развитию проекта, приводятся конкретные рекомендации по улучшению качества проекта по отдельным показателям и т.п.

Пояснительная записка

Цель экспертизы — определение значений показателей качества научно-технических проектов по материалам бизнес-планов.

Данный проект претендует на включение в программу

______________________________________________,

(название программы)

основными задачами которой являются:

- выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции в виде результатов исследований, технологий, технической и конструкторской документации, малых серий и отдельных уникальных приборов и устройств, программных средств, услуг по проведению практического мониторинга;



- организация внедрения наукоемкой продукции в промышленности и за рубежом;

- ……..

В табл. 7.5 требуется заполнить гр. 5 и 6, проставляя в гр. 5 значение каждого показателя качества для оцениваемого проекта в баллах, придерживаясь предлагаемого диапазона оценок (от 1 до 5) и приводя обоснование этого значения в гр. 6.

Таблица 7.5.

Таблица опроса

 

 

Продолжение табл. 7.5

 

 

Продолжение табл. 7.5

 

 

Окончание табл. 7.5

 

Усложнение и расширение инновационной деятельности усложняет ее планирование и управление. В настоящее время выделяют несколько поколений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ:

I поколение — научно-исследовательская деятельность, управление которой осуществляется самими учеными-исследователями (1900—1950 гг.).

II поколение — внимание корпоративных менеджеров сосредоточено на тех проектах, которые служат прежде всего интересам их бизнеса (1950—1970 гг.).

III поколение-отбор научно-исследовательских проектов осуществляется на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспособности и жизненного цикла, то есть использования стратегического планирования (1970—1990 гг.).

IV поколение — внимание менеджеров направлено на вы­полнение «скрытых» потребностей покупателей. Нужды клиен­тов и технические возможности претерпевают одновременное изменение. Это процесс «взаимозависимого» обучения, в кото­ром «реальные» потребности рассматриваются и решаются в свете технологически осуществимых концепций и возможностей (1990-е годы — настоящее время).

За рубежом многие предприятия переживают переход к III по­колению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и планируют переход к IV, тогда как в России осуществ­ляется переход от I ко II и к III поколению. Однако российские предприниматели уже начинают понимать необходимость стра­тегического планирования НИОКР.

(Источник: Коробейников О.П., Трифилова А.А. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 4.)

Переход к III поколению научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских работ актуален при высокой активности инновационной деятельности, разработке и внедрения на пред­приятиях и в организациях значительного числа инновационных проектов, что требует формирования эффективного инноваци­онного портфеля и выбора наиболее оптимального сочетания проектов для их внедрения.

 

 








Сейчас читают про: