Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Формирование системы показателей и индикаторов: методологические и теоретико-прикладные основы




В социологических исследованиях осуществляется анализ характерных черт и особенностей конкретных сообществ и групп населения, которые работают в различных отраслях народного хозяйства, отбираемых для анализ зу на основе различных критериев и показателей Это могут быть многодетные семьи, долгожители, слушатели радиопередач, телезрители, представители аудитории театра, кино, лица, совершившие поступки девиантного поведения и т.д. В данном случае возникает необходимость получить такие показатели, которые бы позволяли охватить как можно больше признаков, характеристик и черт конкретной группы, которая подлежит изучениюню.

Специфика создания таких показателей проявляется в том, что они в конечном итоге представляют количественные и качественные характеристики респондентов Эти показатели могут служить основой для изме ния и использования в математической обработке эмпирической информации с помощью таких методов, как дисперсионный, кластерный и факторный анализ и установление коэффициентов корреляции между переменными социальной них процессов и объявлениящ.

Вместе с тем определенной сложностью в социальных исследованиях является двойной характер изучения респондента, когда он анализируется в контексте конкретного носителя личностных и социальных черт, т.е. как \"особист мость \"и\" индивид "індивід".

Стоит отметить, что личность можно представить как интегральную целостность биогенных, психологических и социокультурных ее характеристик время личность выступает реальным носителем всех социально о-значимых черт и отношений общества, в пространстве которого она осуществляет свою жизнедеятельность Социолог, психолог или социальный педагог определяет общие, повторяющиеся, устойчивые признаки, основные тенденции развития личности, которые в определенной степени дают общие характеристики ее социально важных черт и социальных отношений в конкретно-исторической и социально-экономической ситуацииії.

Личность является также носителем интегрированной совокупности социально важных черт и социальных отношений, которые имеют приоритеты в обществе Такими социальными чертами могут быть образование, экономическое, со оциальний и профессиональный статус, принадлежность ее к определенной конфессии тощо.

С другой стороны, в исследованиях используются показатели, которые представляют различия респондентов по полу, возрасту, месту и дате рождения, семейным положением, наличием детей, особенностями террит тории проживания, социальным статусом, мобильностью тощ.

Стоит отметить, что в изучении проблем молодежи исследователь фиксирует признаки молодого человека в плоскости многогранности и многовекторности социума, территории и ситуации время такие показатели должны иметь эти илисний характер при получении объективной и полноценной информации Такая система показателей должна быть мощно обоснована и давать интегрированное представление о респондента как носителя многих черт и оз нак общественной группы в конкретной социальной ситуацииії.




Между тем в исследованиях довольно часто возникают ситуации неоднозначности толкования отдельных отраслей функционирования сообществ, специфики, направления и важности их в жизни групп и индивидов результате в возникает эклектичная картина случайно выбранных показателей жизнедеятельности сообщества или отдельной личности, которая, разумеется, представляет деформированную реальностьь.

С другой стороны, в исследованиях проблем молодежи личность выступает и как единица наблюдения и как источник информации Такой \"дуализм\" требует использования системы показателей, которые представляют личностных во в целостности и совокупности различных элементов диагностических процедур и этапов Тем более, что при сборе эмпирической информации происходит непосредственное общение между исследователем и личностью результате чего исследователь определяет и фиксирует ее признаки и характеристики, которые затем при обработке полученной информации теряют личностный характер Как результат, происходит деперсонификация личные менных рис и различий, то есть теряется довольно интересная персонифицированная информациина інформація.

Определенной компенсацией в сохранении личностных черт и признаков выступает таксономический подход, который позволяет уже на первой стадии обработки эмпирической информации сохранить целостность социально-психологического портрета личности, ее действенность и репрезентативность основных признаков благодаря объединению респондентов в определенные этим методом групп.



В изучении такой динамичной и специфической когорты, как молодежь, возникает также необходимость фиксации различных признаков и черт, с одной стороны, и сравнение их типологических характеристик между собой в адекватно м исследовательском поле Это требует использования системы показателей, которая давала бы возможность сопоставления, сравнения и обоснованной экстраполяции полученных результатов в других измерениях социального августа едовища Такая система показателей может иметь такие блокии:

1 Блок относительно стабильных показателей и независимых от конкретной ситуации, которые фиксируют имманентные признаки сообществ и групп Это могут быть блоки характеристик развития личности - биопсихологических, с социально-демографические, а также индикаторы уровня материально-бытовых условий жизнедеятельноститі.

11 В биопсихологических показателям можно отнести антропометрические, физиологические, психологические и социально-психологические характеристики, которые имеют генетическую природу, является результатом процессов социализации и воспитания в конкретных условиях и могут видоизменяться только под влиянием возрастных параметреів.

12 социально-демографические показатели фиксируют совокупность объективных и относительно стабильных признаков человека, которые в основном определяют его образ жизни и специфику различных видов деятельности Это могут быть показатели возраста, пола, образования, семейного положения, национальности, конфессиональной принадлежности, места проживания и социального статуса (предписанного или полученного), индикаторы социально-профессионального т а квалификационного характереру.

13 В блока показателей социальной среды относятся индикаторы образования, профессии и национальности родителей, место рождения молодого человека, населенного пункта, где проходило детство и юность особист занятости, структура его семьи, количество братьев и сестер, речь семейного общенияня.

14 Материально-бытовые условия фиксируются с помощью показателей жизненных условий человека, прибыли и заработной платы ее и членов семьи, обеспеченность материальными средствами длительного пользования я Показатели такого блока входят в систему индикаторов как наименее стабильные и вариативные в соответствии с социально-экономической и общественно-политической ситуации и имеют зависимость от активности целеустремленности и уровня потребностей личности, выступающей объектом исследованияння.

2 Блок показателей, представляющих различные аспекты мыслей, надежд и ожиданий, а также условия социальной среды, в частности результаты и достижения респондентов в области материальной и духовной куль ьтури.

Такая система показателей должна иметь особую вариативность, что условия жизнедеятельности личности меняются, динамично трансформируются нормативные модели и ценностные ориентации Здесь могут быть и созданы блоки, которые позволяют констатировать социальную и политическую активность молодежи и ее деятельность в области свободного времяу.

21 Блок показателей, которые объективно отражают статусные позиции лица в конкретном коллективе, условия и возможность социальной мобильности (карьеры) и социальных перемещений в горизонтальной и вертик кальном плоскости социумму.

22 Субъективные характеристики - ценностные ориентации, установки и конкретные условия диспозиции личности в конкретном социальном времени и пространстве

23 Блок объективных и субъективных показателей деятельности личности в области свободного времени и досуга в соответствии с уровнем сложившихся ее потребностей и интересов

Вместе с тем следует отметить, что определенные блоки показателей могут иметь как зависимые, так и независимые характеристики

Первый предложенный блок показателей может выполнять роль независимых переменных и создает отражение социального фона общества или определенного уровня напряженности социально-психологического поля життедие тельности личностей.

Вторая группа состоит из показателей, которые играют роль зависимых переменных и которые представляют особый интерес для исследователей

В целом объективное и адекватное отражение уровня сформированных запросов, потребностей, интересов и особенностей формирования духовно-творческого потенциала личности в реальном социальном пространстве и времени м возможно лишь при условии создания системы показателей Такая система показателей фиксирует не только достижения личности в области науки, образования, культуры, но и отражает имманентные характеристики семейного с ередовища, его родословной, условий жизнедеятельности во всех областях социальной практики Лишь в диалектическом единстве и взаимозависимости определенных блоков возможно осуществить объективную диагностику и идентификационный кацию становления, функционирования и развития неисчерпаемого духовно-творческого потенциала личноститі.

Достаточно принципиальным вопросом является диагностика социально-демографических признаков респондентов и фиксация их в практической плоскости Для объективного отражения можно предложить следующие блоки показателей:

1 Показатели, отражающие достаточно устойчивые характеристики - пол, национальность, социальное происхождение и родословную личности

2 Индикаторы, фиксирующие принадлежность личности к социальной и профессионально-квалификационной сообщества, ее образование, род занятий, семейное положение, место жительства

3 Показатель возраста личности как параметр стабильности на протяжении определенного периода (одного года) может находиться в системе координат средней пределы продолжительности жизни конкретного когорты в стране, регионе и населенного пункту.

Существуют определенные сложности при определении параметров возраста Так, среди юношей заметны тенденции преувеличения лет собственной \"взрослости\" и уменьшения их реального состояния среди 20 - летних девушек Кроме потому глазу, распространяется тенденция аккумуляции, т.е. закругления лет, особенно таких, которые заканчиваются на \"0\" или \"5\" В наших исследованиях среди студенческих коллективов были зафиксированы определенные тенд Энке \"уменьшение\" возраста среди \"холостых\" девушек старших курсов и увеличение на \"0,5\" - \"1\" год среди сгудентив-юношей первого курса "0,5" — " 1" рік серед сгудентів-юнаків перших курсів.

В социальных исследованиях возникает потребность сопоставления разных возрастных групп для сравнения конкретных характеристик и отдельных демографических параметров, особенно в построении классификации этапов життедиял льности и группировки их по сходству возрастных границ на отдельные группы время в осуществлении социологических и социально-педагогических исследований распределение по возрастным интервалами выборочной совокупности часто осуществляется без должного обоснования, что затрудняет сравнение и сопоставление характеристик предмета научного поиску.

 





Дата добавления: 2017-11-30; просмотров: 225; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9604 - | 7298 - или читать все...

 

18.234.88.196 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.