double arrow

Основных показателей хозяйственной деятельности


Методология – это совокупность приемов исследования в какой-либо науке или в области знаний.

Комплексный анализ хозяйственной деятельности – это характеристика основных показателей хозяйственной деятельности, полученных в результате комплексного исследования, т. е. одновременного и согласованного изучения совокупности показателей, отражающих все аспекты хозяйственных процессов, и содержащая обобщающие выводы о результатах деятельности производственного объекта на основе выявления качественных и количественных отличий от базы сравнения (плана, нормативов, предшествующих периодов, достижений на других аналогичных объектах, других возможных вариантов развития).

Методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности включает совокупность методов, приемов и способов, применяемых для обработки экономической информации. Классификация приемов и способов подробно рассмотрена в главе 5.

Комплексный экономический анализ использует общие и частные методические подходы.

Общая методика представляет приемы аналитической работы в любой отрасли хозяйства и содержит:




– способы обработки экономической информации;

– рабочие этапы экономического анализа;

– последовательность проведения полного комплексного экономического анализа, подбор тем и вопросов для анализа.

Частные методики конкретизируются по основным видам экономического анализа.

Этапы проведения комплексного экономического анализа следующие.

1. Выделение субъектов и объектов экономического анализа, определение цели и задач анализа, составление плана аналитической работы.

2. Разработка системы синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.

3. Сбор и подготовка к анализу необходимой информации.

4. Сравнение фактических результатов деятельности с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет и т. д.

5. Выбор конкретной методики, т. е. разработка алгоритмов и программ расчета комплексных оценок (например, проведение факторного анализа).

6. Выявление неиспользованных резервов повышения эффективности производства.

7. Оценка результатов деятельности предприятия с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разработка мероприятий по их использованию.

Для получения обобщающих комплексных оценок применяют методы сведения показателей в единый интегральный показатель эффективности, что позволяет определить отличие достигнутого состояния от базы сравнения и сделать вывод об улучшении (ухудшении) результатов работы за анализируемый промежуток времени. Интегральный показатель предполагает исследование системы показателей, лежащей в основе оценки, а выводы, полученные только на базе интегрального показателя, выполняют вспомогательную роль определения характера изменений (отличий) в результатах хозяйственной деятельности в целом по всем показателям.



Для объективной оценки результатов деятельности предприятия используют следующие методы построения интегрального показателя (статистические методы):

– метод сумм, когда, например, суммируются темпы прироста отобранных показателей;

– средняя арифметическая взвешенная, например, исходя из тех же темпов прироста, но с учетом веса каждого показателя по какому-либо принципу;

– метод суммы мест, когда суммируются места, достигнутые предприятиями по различным отобранным показателям: наименьшая сумма мест означает первое место в рейтинге предприятий и т. д.;

– метод бальной оценки, когда каждый показатель имеет свой весовой балл, и в баллах же оцениваются приращения показателей по определенной шкале;

– метод прироста совокупного ресурса на 1 % прироста продаж продукции;

– метод определения доли влияния интенсификации на приращение продукции, взятое за 100 %;

– метод суммы относительной экономии по производственным и финансовым ресурсам;

– «метод расстояний» для рейтинговой оценки объектов анализа.

Методика комплексного экономического анализа охватывает следующие разделы:

1) анализ организационно-технического уровня производства, внешних условий и стадий жизненного цикла системы;



2) анализ использования основных производственных фондов;

3) анализ использования материальных ресурсов;

4) анализ использования трудовых ресурсов;

5) анализ объема производства и реализации продукции;

6) анализ себестоимости продукции;

7) анализ финансовых результатов;

8) анализ финансового состояния предприятия;

9) анализ деловой и рыночной активности;

10) диагностика риска банкротства предприятия;

11) комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности.

Для комплексной оценки деятельности предприятия можно использовать методикусравнительной рейтинговой оценки. Например, методика комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния организаций включает следующие этапы:

– сбор и аналитическую обработку исходной информации за оцениваемый период;

– обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния организаций, и их классификация;

– расчет итогового показателя рейтинговой оценки; классификацию (ранжирование) организаций по рейтингу.

Итоговая рейтинговая оценка учитывает важнейшие параметры (показатели) финансовой деятельности организации. При ее построении используются данные о производственном потенциале организации, рентабельности ее продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, об их источниках и др.

Система показателей основывается на данных публичной отчетности организации. Исходные показатели для рейтинговой оценки необходимо объединить в группы.

Итоговый показатель рейтинговой оценки рассчитывается путем сравнения каждого показателя предприятия с такими же показателями условного эталонного предприятия, имеющего наилучшие результаты по всем сравниваемым параметрам. Эталоном сравнения является условный или реальный самый удачливый конкурент, у которого все показатели наилучшие.

Алгоритм сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия (первый случай):

1. Исходные данные представляются в виде матрицы (аij), т. е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i = 1, 2, 3, …, n), а по столбцам номера предприятий (j = 1, 2, 3, …, m).

2. По каждому показателю находится максимальное значение, которое заносится в столбец условного эталонного предприятия (m + 1).

3. Исходные показатели матрицы аij стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле

(89)

где xij – стандартизированные показатели предприятия; maxj – максимальное значение показателя j-го анализируемого предприятия.

4. Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле

(90)

где rj – рейтинговая оценка для j-го анализируемого предприятия; …, – стандартизированные показатели j-го анализируемого предприятия.

5. Предприятия упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки.

Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением сравнительной оценки, полученной по формуле (90). Для применения данного алгоритма на практике никаких ограничений на количество сравниваемых показателей и предприятий не накладывается.

Данный алгоритм получения рейтинговой оценки финансового состояния предприятия может применяться для сравнения предприятий на дату составления баланса (по данным на конец периода или в среднем за период) или в динамике.

Во втором случае исходные показатели рассчитываются как темповые коэффициенты роста: данные на конец периода делятся на значение соответствующего показателя на начало периода либо среднее значение соответствующего показателя предыдущего периода (или другой базы сравнения). Таким образом, получаем оценку не только текущего финансового состояния предприятия на определенную дату, но и ее усилий и способностей по изменению этого состояния в динамике, на перспективу. Такая оценка является надежным измерителем роста конкурентоспособности предприятия в данной отрасли деятельности. Оценка текущего финансового состояния предприятия также определяет более эффективный уровень использования всех ее производственных и финансовых ресурсов.

Алгоритм получения рейтинговой оценки при однонаправленности показателей может быть модифицирован. Вместо формулы (90) можно использовать нижеследующую формулу:

(91)

где – рейтинговая оценка для j-го анализируемого предприятия при однонаправленности показателей.

Можно ввести в формулы весомость (значимость) показателей:

(92)

(93)

где – рейтинговая оценка для j-го анализируемого предприятия, которая учитывает значимость показателей, определяемых экспертным путем; – рейтинговая оценка для j-го анализируемого предприятия, по отношению к эталонному предприятию; k1, k2, …, kn – весовые коэффициенты показателей, назначаемые экспертом.

Формула (91) определяет рейтинговую оценку для j-го анализируемого предприятия по максимальному удалению от начала координат, а не по минимальному отклонению от эталонного предприятия. В упрощенном понимании это значит, что наивысший рейтинг имеет предприятие, у которого суммарный результат по всем однонаправленным показателям выше, чем у остальных.

Формула (92) является модификацией формулы (91). Она учитывает значимость показателей определяемых экспертным путем. Необходимость введения весовых коэффициентов для отдельных показателей появляется при дифференциации оценки в соответствии с потребностями пользователей.

Формула (93) является аналогичной модификацией формулы (90). Она учитывает значимость отдельных разнонаправленных показателей при расчете рейтинговой оценки по отношению к эталонной организации.

Основные достоинства методики рейтинговой оценки финансового состояния предприятия:

– предлагаемая методика базируется на комплексном, многомерном подходе к оценке такого сложного явления, как финансовое состояние предприятия;

– рейтинговая оценка финансового состояния предприятия осуществляется на основе данных его публичной отчетности, с использованием показателей финансового состояния;

– рейтинговая оценка является сравнительной, учитывает реальные достижения всех конкурентов;

– для получения рейтинговой оценки используется гибкий вычислительный алгоритм, реализующий возможности математической модели сравнительной комплексной оценки деятельности предприятия.

Использование методики проведения комплексного экономического анализа позволяет дать точную оценку эффективности деятельности предприятия и его структурных подразделений, выявить неиспользованные резервы для роста производства и снижения затрат и подготовить обоснованные управленческие решения.

Вопросы для самоконтроля

1. Какая существует взаимосвязь между управленческим и финансовым анализом?

2. Перечислите особенности внешнего и внутреннего финансового анализа.

3. Перечислите и раскройте особенности управленческого анализа.

4. В чем выражается отличие тематического и комплексного анализа?

5. Что такое системный подход?

6. Раскройте этапы системного подхода.

7. Какие группировочные признаки комплексных показателей Вы знаете?

8. В какие подсистемы группируются показатели в зависимости от объекта анализа?

9. Назовите показатели каждой подсистемы (блока) комплексного экономического анализа.

10. Что такое методология комплексного экономического анализа?

11. Какова последовательность проведения комплексного экономического анализа?

12. Перечислите основные методы построения интегрального показателя.

13. Опишите методику сравнительной рейтинговой оценки.

14. Назовите достоинства применения методики сравнительной рейтинговой оценки.







Сейчас читают про: