Тема 3. Методика формирования исторических представлений

План

1. Виды исторических представлений

2. Роль наглядности в формировании представлений об историческом прошлом

3. Методика формирования представлений об историческом времени и пространстве

4. Хронология на уроке истории

5. Методика работы с исторической картой

 

Ученые выделяют три вида исторических представлений. Это представления о фактах прошлого (материальная, социально-политическая, историко-культурная жизнь людей и т.д.); об историческом времени (длительность и последовательность исторических событий и явлений); об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту действия). Наиболее быстрым способом формирования исторических образов/представлений является наглядность, особенно предметная наглядность. Чаще всего большинство исторических образов формируется на

основе изобразительной наглядности (картины, фильмы). При этом необходимо помнить, что важно непросто показать, но и пояснить новый материал, подчеркнуть наиболее важные черты, моменты, составляющие. При отсутствии изобразительной наглядности некоторые учителя прибегают к помощи словесного рисунка. В данном случае можно использовать приемы картинного и аналитического описания[1], чтение описательных исторических

Теоретический раздел. Конспект лекций

текстов из научной, научно-популярной и художественной литературы. Используется также условно-графическая наглядность, которая локализирует исторические понятия в пространстве и времени. Здесь в первую очередь речь идет об использовании карт, рисунков (например, меловых либо заранее заготовленных аппликаций). Например, при необходимости словесно описать природу, географическую среду, в которой происходили изучаемые события, кроме картинного описания важно использовать историческую карту. Иногда, создавая типичные образы, например, каких-либо предметов быта, социальных слоев, учитель может использовать творческую фантазию детей. Но с одним условием, что она не должна выходить за рамки реального.

Обязательная локализация во времени не означает обязательного заучивания всех исторических фактов и дат, включенных в курс истории. В зависимости от значения все исторические даты можно поделить на 4 большие группы:

1) событий всемирного значения или глобальных исторических событий (например, 30‒40 тысяч лет назад появился «человек разумный», конец XV ‒ середина XVI в. ‒ начало Великих географических открытий, вторая половина XVIII в. ‒ промышленная революция в Англии, 1939‒1945 ‒ Вторая мировая война);

2) периодизации истории (первобытное общество, древний мир, средние века, новое время и новейшее время);

3) ориентировки в исторических событиях (например, датировка путешествий Колумба помогает понять суть Великих географических открытий);

4) даты частноисторического характера (например, годы жизни исторических деятелей).

Исходя из этого, обязательными для запоминания являются даты первых двух групп. Даты третьей и четвертой групп имеют фактически второстепенное значение и выполняют дополнительную роль. При изучении хронологии учителю поможет лента времени. Лента времени ‒ это прямая линия, разделенная на равные отрезки, означающие определенное количество лет. Усвоение можно начать с десятилетия, затем переходим к объяснению столетия (века). Рассказываем, как определить век. Если в четырехзначном числе после первых двух цифр идут нули, то первые цифры будут означать век: например, 1300 год ‒ XIII век, но если на месте нулей будет любая другая цифра, это означает, что идет следующий век. Например, 1301 год ‒ XIV век. Также определятся век в трехзначных датах. Для большего понимания можно составить таблицу, в которой будут указаны года определенных веков. Например: IX век ‒ 801‒900 гг., X век ‒ 901‒1000 г.

В рамках формирования представления о времени объясняем деление века на первую и вторую половину, на трети и четверти века, а также

Теоретический раздел. Конспект лекций

объясняем такие понятия как начало и конец века, 10-е, 20-е годы. Начальный момент системы летоисчисления, а также сама система летоисчисления называется эрой, например, христианская или новая (наша) эра. Эрой называют также крупный исторический период, а сам счет лет ‒ летоисчислением. Ученикам необходимо объяснить обратный счет лет в истории. Обратный счет ‒ это одна из условностей, о которой в свое время договорились люди. По византийской вере, сотворение мира произошло за 5508 лет от Рождества Христова. Если прибавить прошедшие с этого времени года, то получается неудобная цифра. Следовательно, счет надо вести не от наших дней, а от какого-то постоянного года. Необходимо отметить, что в разное время люди вели летоисчисление от разных исторических событий. Например, от сотворения мира, олимпийских игр, основания Рима. Кроме линии времени есть еще ретрограмма. Вместо того чтобы начинать с прошлого и двигаться вперед, мы выбираем какую-либо точку и идем назад, т.е. это линия времени наоборот.

Важную роль в формировании и закреплении временных представлений отыгрывает составление и ведение учащимися хронологических таблиц. Для этого в конце ученической тетради отводится 4‒6 страниц. Вверху первой из страниц записывается название «Хронологическая таблица». В узкой части записывают даты, в широкой ‒ события. Считается, что ведение хронологических таблиц представляется целесообразным даже если они есть в учебнике. При подготовке к урокам повторения, зачетным урокам, хронологическим диктантам ученикам будет удобнее готовиться с помощью таблиц. В ходе изучения истории важную роль играет составление синхронистических таблиц. С их помощью достигается эффективное логическое повторение исторических дат и событий путем их сравнения, обеспечивается анализ однородных событий по времени возникновения и продолжительности, создаются условия для поиска закономерностей и особенностей исторического развития различных стран, регионов, народов. На уроках в школе могут использоваться два вида синхронизации: 1) по датам, 2) по событиям. В первом случае можно ожидать, что из-за неравномерности исторического развития события в разных странах могут быть разными. Этот вид синхронизации хорош, если необходимо показать неравномерность развития исторических событий. В случае если учителю необходимо показать общие закономерности, которые находятся в основе развития человеческого общества, лучше использовать синхронизацию по событиях. Например, сравнить развитие Западной Европы и белорусских земель.

Основным средством формирования пространственных представлений являются исторические карты. Они отличаются от географических карт тем, что они содержат минимум географической информации и концентрируют внимание учащихся на событиях социально-экономического, политического и культурного развития общества. Все исторические карты подразделяются на виды:

Теоретический раздел. Конспект лекций

- обзорные (общие) исторические карты;

- тематические;

- карты-планы и карты-схемы.

Обзорные (общие) карты содержат небольшой объем информации, как правило, в основу такой карты кладется развитие какого-то исторического процесса. Например, «Рост территории российского государства в XVI‒XVII вв.», «Европа в XVII в.». В отличие от общих, тематические карты посвящены изучению локализованных на определенной территории главных событий и явлений: «Крестьянская война в Германии», «Завоевания Александра Македонского». При рассмотрении каких-то событий используется такая разновидность тематических карт как карты-планы и карты-схемы (карта-план Куликовской битвы, карта-схема «Сталинградская битва»). На схематических картах есть стрелки, условные обозначения, а карта-план содержит рисунки (напоминают аппликации). Чаще такой вид карт используется в сочетании с общеисторическими либо тематическими картами.

Начиная работу с картой, учитель должен познакомить с ней учащихся (рассказать, чем отличается от географической карты, объяснить условные обозначения). Постепенно можно привлекать учеников к работе по характеристике карты. Слова учителя должны сопровождаться показом. Места боев показывают точкой, реки ‒ по течению, границы государств ‒ непрерывной линией. При описании государственных границ следует обозначать не только физико-географические ориентиры, но и называть соседние государства и народы.

Приведем примеры приемов наиболее эффективного формирования пространственных представлений у учащихся: работа с контурной картой (это графическое отражение событий). Эта работа должна проходить систематически. Начинать работу с контурной картой необходимо на уроке, объясняя ученикам, что рисовать на контурных картах лучше цветными карандашами, а писать простыми. Работа с «меловыми» контурными картами, которые выполняются на школьной доске и также по ходу изложения нового материала заполняются (желательно цветными мелками) учителем и соответственно учащимися в тетрадях. Можно использовать также прием «оживления карт» путем прикрепления аппликаций, стрелочек, условных знаков, ленточек.

Необходимо помнить, что картографические пособия выступают не только как средства локализации в пространстве исторических явлений. Карты являются также источником знаний об исторических и географических явлениях на определенной территории, чувственной опорой овладения и осознания связей между изучаемыми историческими фактами, и могут служить средством обобщения изучаемого материала, средством закрепления и проверки знаний учащегося. Поэтому карта должна присутствовать на каждом уроке и соответствовать теме урока.

Теоретический раздел. Конспект лекций

Список литературы

1. Багдановіч, І.І. Методыка выкладання гісторыі ў школе / І.І Багдановіч. – Мінск: БДПУ, 2009.

2. Короткова, М.В., Студеникин, М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / М.В Короткова, М.Т. Студеникин. – М.: ВЛАДОС, 1999.

3. Дормаш, С.В. Технология учебного процесса / С.В. Дормаш, Т.Е. Заводова. - Минск: Красико-Принт, 2004.

4. Вяземский, Е.Е. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. ‒ М., 1999.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: