Тема 4. Методические приемы и средства формирования исторических понятий

План

1. Исторические понятия – важнейший компонент в структуре исторических знаний

2. Классификация исторических понятий

3. Методы и приемы работы с историческими понятиями на уроке истории

 

В изучении истории важную роль отыгрывают понятия. Они необходимы для объяснения и систематизации фактов, а также осмысления других понятий. Понятие традиционно состоит из определения, которое включает в себя родовые, видовые и дополнительные признаки, и термина. В связи с этим процесс формирования понятий происходит эффективно только в том случае, если учитель выделил типичные черты создаваемых образов, которые понимаются учениками как признаки понятий. При формировании понятий необходимо по мере возможности использовать наглядные представления и только потом вводить определенные понятия, через которые можно подвести учеников к еще более общим понятиям. Например, плуг ‒ земледелие ‒ орудие труда. Таким образом, учитель сначала дает признаки определяемого понятия и только спустя какое-то время формирует новые понятия. В 5‒6 классах понятия тесно связаны с представлениями, однако уже в 7‒8 классах необходимо переходить от конкретного наглядно-образного мышления к абстрактно-логическому. Для определения понятия необходимо отобрать существенные, самые главные признаки, без которых данное событие или явление не может существовать.

Существует специальная памятка по определению понятия. Исходя из нее, необходимо в первую очередь найти более общее (родовое) понятие. Затем установить отличительный (видовой) признак. И только после этого составить формулировку определения. Уже в старших классах некоторые учителя предлагают начинать формирование наиболее сложных исторических понятий с их объяснения, не требуя от учеников их

Теоретический раздел. Конспект лекций

обязательного запоминания. И только постепенно используя новое понятие при объяснении и видя, что ученики понимают его суть, можно дать определение.

Существует несколько классификаций исторических понятий. Наиболее часто все же выделяют следующие группы понятий: общеисторические, частноисторические и социологические. К общеисторическим понятиям относятся понятия длительные во времени и характерные для нескольких стран. Особенность общеисторических понятий заключается в том, что они изучаются на протяжении всего курса истории и их изучение является важным для формирования научного мировоззрения. Например, рабовладельческий строй, орудия труда, мануфактура. В отличие от общеисторических частноисторические понятия встречаются только в рамках изучения одного исторического курса. Они относятся к определенному региону и времени. Например, мушкетер, боярин, опричнина. К социологическим понятиям относятся такие понятия как государство, культура, внутренняя политика, церковь. При формировании исторических понятий у учащихся 5‒8 классов рекомендуется вести понятийные словари. В старших классах ученики уже могут работать с научными словарями и энциклопедиями.

Существуют различные методы и приемы работы с историческими понятиями. В первую очередь, вводимые на уроке новые понятия и термины должны быть записаны на доске. По ходу изложения нового материала учитель обращает внимание учащихся на новое понятие и просит записать его в тетради. Если этому предшествовало объяснение, то учитель может предложить ученикам самим попытаться сформулировать определение. Существует несколько способов формирования понятий. Например, трехэтапный алгоритм работы, который состоит из 1) вычленения существенных признаков из определения термина, 2) подбора сходных, родственных терминов для анализа, 3) подведение родственных терминов под признаки изучаемого термина. Рассмотрим этот способ на примере термина «демократия». Демократия ‒ «форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделение граждан

достаточно широким кругом прав и свобод». Выделяем 4 существенных признака в этом определении (см. подчеркнутое). Родственными терминами считаются следующие: монархия, конституционная монархия, республика, диктатура. Ученики, сравнивая эти понятия, придут к пониманию термина «демократия».

Можно также использовать при формировании понятий таблицы (например, для формирования у учащихся понимания разницы между синдикатом, трестом и концерном, или между национализацией, конфискацией и экспроприацией). Необходимо помнить, что нельзя перенасыщать урок введением новых понятий. Так, в 5‒7 классах ‒ 6‒7 понятий, в 8‒9 классах ‒ 8‒9 и в 10‒11 классах ‒ 10‒12 понятий.

Теоретический раздел. Конспект лекций

Чаще всего исследователи говорят о двух путях формирования понятий. Первый, когда учитель фактически объясняет суть понятия, дает его определение, и только потом вводит сам термин. Второй ‒ фактически противоположный первому. Сначала учитель вводит термин, дает определение и только потом раскрывает и поясняет новое понятие. При изучении истории очень важно, что работа над понятиями происходила регулярно. С этой целью можно проводить понятийные диктанты (давать либо определение, а ученики должны записать термин, либо наоборот), проверять знания по карточкам, предлагать ученикам творческие задания. Например, подобрать к понятию слова, которые помогают раскрыть его суть: фараон ‒ царь, пирамида ‒ гробница, индульгенция ‒ грамота, воеводство ‒ область. Можно использовать написание сочинения с включением исторических понятий, сочетать понятия с датами, что позволяет использовать задания тестового характера. В данном случае возможна следующая разновидность тестовых заданий: в определении понятий ученикам предлагается вставить пропущенные слова, либо дописать пропущенную часть определения. Можно предложить задание на соотнесение понятий и определений. При работе с понятиями можно использовать логические цепочки, которые могут показывать как развитие исторического процесса, так и способствовать более четкому определению значения того или иного понятия.

 

Список литературы

1. Багдановіч, І.І. Методыка выкладання гісторыі ў школе / І.І Багдановіч. – Мінск: БДПУ, 2009.

2. Вяземский, Е.Е. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. ‒ М., 1999.

3. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. ‒ М., 2003.

4. Миницкий, Н.И. Методы построения научного и образовательного исторического знания / Н.И. Миницкий. - Минск: БГПУ, 2006.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: