Тема 6. Общая характеристика средств обучения истории

План

1. Средства обучения истории как источники исторических знаний

2. Возможности и методическое обоснование использования основных групп средств обучения

 

Все средства обучения истории можно классифицировать по-разному. Источником знаний являются: устное слово учителя; печатное слово в различных проявлениях; наглядный образ об исторических фактах в виде естественных исторических предметов и реконструкции картины исторических событий. В методической литературе все средства обучения делятся на 3 основные группы:

1) первоисточники исторических знаний (исторические документы, хозяйственные документы, научные труды той эпохи, мифы, легенды,

Теоретический раздел. Конспект лекций

летописи, хроники, произведения художественной литературы, топонимика. Средства, которые фиксируют историческую действительность с помощью объектива: кинофильмы. Произведения искусства ‒ портреты, картины, карикатуры, предметы практического использования);

2) средства, которые содержат исторические знания в научно-обработанном виде (учебники, хрестоматии, книги для чтения, научная литература, рисунки, карты, схемы, графики);

3) средства, которые реконструируют историческую действительность с помощью искусства (изобразительное искусство, скульптура, художественная литература, сценическое искусство, кинофильмы).

Наиболее важной группой является первая. Она способствует повышению убедительности исторического материала, развитию элементов первоначального анализа источников у учащихся. Однако источники не всегда соответствуют умениям и навыкам учащихся, они их не понимают, и это требует дополнительного времени на уроке, что учитель не всегда может сделать. Наиболее широко в процессе обучения используется вторая группа средств (в устной или письменной форме). Она помогает сделать обучение посильным и интересным. Третью группу используют для детализации знаний в живой образной форме с целью сформировать у учащихся представления.

Использование наглядных пособий (средств обучения) является незаменимым способом создания у учащихся четких, исторически правдивых представлений о прошлом, а также прививает и поддерживает интерес к историческому прошлому. В этом случае наглядность служит опорой понимания сущности исторических событий и явлений, эффективным способом формирования важнейших исторических понятий и усвоения учениками закономерностей общественного развития. Велика роль наглядного обучения для закрепления исторических знаний в памяти учащихся. С помощью наглядных средств ученики прочно запоминают конкретные образы прошлого и связанные с ними отвлеченные идеи. «Лучше один раз увидеть, чем 10 раз услышать». Обладая значительной силой эмоционального воздействия, наглядное обучение имеет большое воспитательное значение. Особенно отличается этим изучение подлинных памятников исторического прошлого, произведений искусства, с помощью которых формируется эстетический вкус учащихся. Кроме указанного, зрительные образы содействуют развитию творческого воображения у учащихся.

Учитель должен стремиться создавать образы, адекватные эпохе, чтобы предотвратить такую особенность, как модернизация истории. С этой целью необходимо использовать разнообразный наглядный материал в сочетании с устным изложением или чтением текста: Иллюстрации учебника создают представления об орудиях труда, занятиях, внешнем облике людей, их жилище, сражениях, памятниках культуры. Аппликации помогают раскрыть сложные факты и явления (например, повинности крестьян, распад Киевской

Теоретический раздел. Конспект лекций

Руси). Учебные картины дают возможность яркого показа исторических сюжетов (например, штурма белорусского города крымскими татарами, битвы на р. Немиге). Технические средства обучения (ТСО) дают возможность показать историческое событие в динамике. Живое слово учителя – яркий эмоциональный повествовательный рассказ или картинное описание, лучше с опорой на наглядность (создаются образные представления о прошлом – «внутренняя наглядность»). Цифровой материал дает количественные показатели, которые могут сложиться в определенный образ, но должно быть соотнесение с количественными показателями, уже известными учащимся. Дополнительная литература помогает расширять и обогащать круг представлений. Экскурсии – основной источник познания (памятники истории и культуры, помогающие формировать и уточнять исторические представления). Внеклассная работа дополняет учебную деятельность на уроках истории (ее разнообразные средства, методы, формы также обогащают исторические представления учащихся, дополняя их краеведческими сведениями).

Среди наглядных средств обучения также выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. С помощью демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрации особенно хорошо использовать при объяснении нового материала. Учителю следует иллюстрировать свой рассказ с помощью мелового рисунка или другого наглядного пособия. В данном случае рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержание изображаемого на доске.

В обучении истории целесообразно привлекать только те образные пособия, которые эффективно служат решению основных образовательно- воспитательных задач. Перегрузка преподавания образной наглядностью может иметь больше отрицательных, чем положительных последствий. Наглядный образ содержит не только существенные черты исторических фактов, но и признаки второстепенные, случайные.

Недопустимо, чтобы сущность фактов заслонялась в сознании учащихся какими-то бросающимися в глаза деталями. Привлечение наглядного пособия целесообразно: а) при изучении новых для учащихся материальных объектов (орудий труда, произведений искусства); б) при отсутствии или недостатке в памяти учащихся образов, необходимых для создания целостного представления об излагаемых фактах; в) при характеристике выдающихся исторических деятелей (потрет) или типических представителей общественных слоев населения; г) при необходимости поднять, выделить исторический факт, повысить его эмоционально-воспитательное воздействие, особо прочно закрепить его в памяти учащихся

Теоретический раздел. Конспект лекций

(роль играют фотографии, картины, портреты); д) в целях создания условий для анализа изучаемых общественных явлений, их сравнения, прослеживания их развития (для сопоставления ремесленной мастерской и мануфактуры).

Речь в обучении истории играет особую роль. Слово-сигнал может явиться гораздо более емким носителем содержания, чем образная наглядность. Устная и письменная речь - не только способ передачи информации, но и средство мышления. Познание сущности фактов, связей и отношений между ними, осознание их как закономерного процесса возможны только на основе речи. Она позволяет актуализировать, систематизировать, обобщать сохраняемые в памяти знания, применять их для объяснения сущности исторических явлений.

В методике нередко употребляют выражение «живописующий рассказ». Действительно, можно писать исторические картины словами, но при условии, что за этими словами в сознании учащихся стоят конкретные образы-представления. В услышанные или прочитанные слова ученик вкладывает то содержание и тот смысл, которые с этими словами в его сознании связаны. Следуя за рассказом учителя, учащийся из имеющихся у него частных представлений может создать своим воображением целостные исторические картины. Если же у учащихся за услышанным или прочитанным словом нет конкретного содержания, он нередко теряется и перестает усваивать материал или вкладывает в слово совсем иной смысл или образ. Органическое сочетание слова и зрительного образа при непременной опоре на второй и при организующей, определяющей роли первого является

необходимым условием сознательного и прочного усвоения исторического материала.

Вместе с тем никакие учебники не могут заменить живое слово учителя. Оно организует, направляет получение знаний учащимися, определяет темп, чувства, отношение к тому или иному событию. Слово сиюминутно. Его нельзя вернуть, и в этом главный его недостаток. Печатное слово дает возможность перечитать прочитанное. Наряду с речью и образами средством передачи информации в обучении истории служат условные знаки. Условные знаки – носители обобщенных и выраженных в слове знаний о природе и обществе. Особенно широкое применение они находят в картографических пособиях. Условными знаками являются также линии, прямоугольники и другие фигуры в педагогических рисунках, диаграммах, схемах. Условные знаки могут очень доходчиво и экономно по времени передать учащимся содержательную информацию об исторических фактах, их взаимоотношениях и связях между ними, так как информация, передаваемая условными знаками, освобождена от всех частных подробностей.

Изложение исторического материала и выбор средств обучения учителем должно удовлетворять общим требованиям дидактики, выработанным практикой обучения в школе. Необходимо обеспечить:

Теоретический раздел. Конспект лекций

а) доступность, б) наглядность, в) конкретность материала. Доступность изложения исторического материала должна сочетаться с научностью. Важно научиться отбирать для своего изложения самые важные факты, выделять узловые вопросы. При изложении сложных вопросов учитель замедляет темп изложения, использует паузы, дает возможность ученикам вдумчиво воспринимать трудный материал. Важнейшим моментом в изложении материала является показ возникновения нового явления. Этот момент возникновения должен быть каждый раз подчеркнут, контрастно оттенен учителем в его изложении. Подчеркивает и выявляет ведущую роль внутренних причин развития, раскрывает внутренние противоречия, присущие явлениям. Конкретность и наглядность достигаются путем применения разнообразных средств и приемов конкретизации.

Список литературы

1. Вяземский, Е.Е. Как сегодня преподавать историю в школе / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М., 1999.

2. Гершунский, Б.С. Философия образования для ХХI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М., 1998.

3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко. – М., 1998.

4. Дормаш, С.В. Технология учебного процесса / С.В. Дормаш, Т.Е. Заводова. - Минск: Красико-Принт, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: