План
1. Основные этапы работы по формированию умений и способов учебной деятельности
2. Специальные исторические умения
3. Методика формирования способов учебно-познавательной деятельности в процессе обучения истории
Овладение историческим материалом невозможно без овладения определенными умениями и навыками, а также без знания основных
Теоретический раздел. Конспект лекций
закономерностей исторического развития. Умение ‒ это сознательное владение каким-либо приемом деятельности. Умение, доведенное до автоматизма, называется навыком. Выделяют 4 группы умений:
1) Учебно-организационные (планирование деятельности, рациональное выполнение заданий, самооценка, режим дня).
2) Речевые (письменные и устные) (умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать, рецензировать).
3) Учебно-информационные (умение работать с учебником, хрестоматией, справочниками, библиографией, каталогом).
4) Учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, логическое осмысление и изложение информации, решение задач, восприятие и воспроизведение, самоконтроль).
|
|
При обучении истории формируются следующие специальные умения:
воссоздание исторических образов, анализ источников, логические операции, осмысление теоретического материала (т.е. умение анализировать исторические факты и сравнивать их, выделять и обобщать существенные признаки, определять исторические понятия и оперировать ими), картографические, оценочные, хронологические. Формирование у учащихся умений проходит в 4 этапа:
1) формирование ориентировочной основы умения;
2) первичное применение операций учащимися при самостоятельном
выполнении заданий;
3) тренировочные задания;
4) применение умения по типу все более отдаленного переноса.
Работа по формированию у учащихся умений происходит в средних классах. В первую очередь ученики знакомятся с приемами устного изложения материала, такими как объяснение, рассуждение, описание. Наряду с приемами устного изложения учитель формирует у учащихся умение составлять хронологические и синхронистические таблицы, планы, работать с картой.
Большую роль в формировании умений отыгрывают специальные памятки, в которых отражены основные положения, необходимые для рассмотрения или выполнения. Например, рассмотрим памятку по изучению материала о войнах.
Памятка для изучения материала о войнах.
1. Причины и характер войны.
а) основные противоречия, приведшие к войне;
б) подготовка к войне; соотношение сил и планов воюющих сторон.
2. Ход войны.
а) повод к войне и ее начало;
б) основные этапы главной битвы;
|
|
в) окончание войны: условия мира, либо перемирия.
3. Причины определенного результата войны.
Теоретический раздел. Конспект лекций
а) влияние социально-экономического строя на положение противников, боеготовность армий и ход войны;
б) влияние характера войны на отношение к ней армий, народов и ее результат.
4. Значение войны.
а) экономические, социальные и политические последствия войны и ее участников;
б) влияние войны на дальнейшее развитие международных отношений.
Умения играют важную роль при изучении теоретического содержания исторического материала. Так, теоретическое содержание учебного исторического материала подразделяется на:
• исторические понятия различной широты обобщения;
• существенные причинно-следственные исторические связи;
• закономерности общественного развития;
• теоретические выводы. Т.е. фактически речь идет об умениях и навыках работы с историческим материалом. В устном изложении теоретического материала используются в основном три приема: объяснение, рассуждение, характеристика. С помощью объяснения учитель выделяет, рассматривает и аргументирует существенные признаки исторических событий, явлений и процессов, показывает связи и закономерности, разъясняет причины, следствия и их значение. Объяснение всегда выступает в виде логического следствия и потому в нем используются следующие союзы: поэтому; так как; потому, что; вследствие (в результате) того, что. Из этого видно, что данный прием состоит из двух частей – того, что объясняется, и того, чем объясняется. Необходимо отметить, что для учащихся прием объяснения является наиболее доступным, так как сообщает
сущность изучаемых событий и явлений, их связей, в готовом, обязательно разъясненном виде. В этом можно увидеть и недостаток. Так как в данном случае познавательная деятельность учащихся ограничена, так как им достаточно только понять и запомнить.
Чтобы постепенно научить учеников правильно осмысливать теоретическое содержание учебного материала необходимо наряду с объяснением применять прием рассуждения. Рассуждающее изложение включает в себя цепь умозаключений или суждений, раскрывающих сущность события или явления. Но в сравнении с объяснением оно позволяет учителю показать ход своих размышлений, познакомить учеников с приемом анализа фактов. Кроме объяснения и рассуждения применяют обобщающую и образную характеристики. Прием обобщающей характеристики учитель использует тогда, когда необходимо изложить существенные признаки, связи и отношения, роль и значение важнейших исторических фактов, содержание понятий очень сжато, в виде простого перечисления существенного. Что же касается образной характеристики, то она чаще используется при изложении типичных черт выдающихся исторических личностей.
Теоретический раздел. Конспект лекций
В школьных курсах истории актуально формировать следующие умения:
- находить, трактовать и анализировать различные виды информации и свидетельств;
- формулировать корректные вопросы и приходить к ответственным сбалансированным решениям;
- видеть другие точки зрения, признавать и принимать их;
- отделять исторический факт от его интерпретации;
- критически оценивать исторические явления;
- формулировать независимые и взвешенные суждения, делать обоснованные заключения на основе анализа имеющихся свидетельств и изучения широкого спектра точек зрения;
- оценивать различные версии и мнения о происшедших исторических событиях, признавая, что некоторые источники могут быть необъективными, объяснять причины такой необъективности.
Таким образом, формирование специальных исторических умений у учащихся является непременным условием формирования всесторонне развитой личности и свидетельствует об уровне их исторических знаний.
|
|
Список литературы
1. Багдановіч, І.І. Методыка выкладання гісторыі ў школе / І.І Багдановіч. – Мінск: БДПУ, 2009.
2. Вяземский, Е.Е. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. ‒ М., 1999.
3. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. ‒ М., 2003.
4. Миницкий, Н.И. Методы построения научного и образовательного исторического знания / Н.И. Миницкий. - Минск: БГПУ, 2006.