Тема 7. Проблема методов обучения истории

План

1. Классификация методов в дидактико-методической литературе

2. Выбор методов обучения истории

3. Понятие интерактивных методов обучения истории

 

Метод ‒ это способ работы учителя и учащихся, с помощью которого достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрения учащихся и развиваются их познавательные возможности. Существует традиционная классификация методов по источнику знаний учащихся: словесный метод обучения; наглядный; практический. Выделяют также объяснительно-иллюстративный (просто передача информации, минимум познавательной деятельности учеников); репродуктивный метод (отражает познавательную деятельность); проблемное изложение; частично поисковый либо эвристический; исследовательский.

Существует и классификация методов на основе учета особенностей формирования исторических знаний: методы создания исторических

Теоретический раздел. Конспект лекций

представлений и оценочных понятий; методы формирования общих, абстрактных исторических понятий; методы раскрытия диалектики исторического развития; методы, устанавливающие связь между прошлым и современностью. Также выделяют методы изучение важных сторон общественной жизни. К ним относятся методы изучения условий материальной жизни общества; формирования понятий о классах, классовой борьбе, государстве; методы изучения истории войн; методы изучения роли народных масс и исторической личности; методы изучения истории культуры; методы изучения хронологии и развития представлений об историческом времени; методы локализации исторических явлений в пространстве и изучение карты.

Традиционная система методов, приемов и средств обучения истории выглядит следующим образом: метод устного обучения. В устном обучении учитель и учащиеся работают совместно и общаются друг с другом с помощью слова непосредственно. Метод обучения по печатным текстам (или печатно-словесный метод). Печатно-словесный способ предлагает использование в обучении печатных или письменных текстов вместе с устным словом. Метод наглядного обучения. Аналогичным образом в наглядном способе с устным и печатным словом сочетаются наглядные средства. Практический метод. Практический способ включает в себя действия с материальными учебными предметами. Эти действия сопровождаются устным и печатным словом и демонстрацией наглядных средств. В обучении истории практический способ фактически не используется.

Таким образом, основные принципы классификации методов:

1. По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.

2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.

3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала.

4. По характеру познавательной деятельности ученика и участию учителя в обучаемом процессе: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

5. По принципу соединения либо расчленения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

6. По характеру направления мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный, традиционный.

Каждая новая тема урока истории имеет определенное программой содержание. Но во многом от учителя зависит в какой форме и как это содержание будет усвоено учениками на уроке. Поэтому выделяют шесть основных критериев выбора методов обучения. Во-первых, при выборе методов обучения учитель должен руководствоваться их соответствием поставленной цели урока и способностью решить образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Во-вторых, выбранный метод

Теоретический раздел. Конспект лекций

должен соответствовать содержанию учебного материала. В-третьих, методы обучения должны соответствовать формам организации познавательной деятельности учеников, т.к. индивидуальные, фронтальные, групповые и коллективные формы познавательной деятельности, естественно, требуют различных методов обучения. В-четвертых, выбранные учителем методы должны полностью соответствовать реальным учебным возможностям учащихся. Имеются ввиду как внутренние (т.е. возможности учеников), так и внешние (т.е. наличие дидактического материала, необходимых условий для работы) условия для успешной учебной деятельности. В-пятых, учитель, выбирая метод, должен учитывать соответствие выбора методов обучения своим возможностям по их использованию. В-шестых, выбранные методы обучения должны соответствовать принципам дидактики: научность, системность, последовательность, учет возрастных особенностей.

Рассмотрим классификацию методов, предложенную Лернером и Скаткиным и определим уровни познавательной деятельности учеников при использовании учителем различных методов. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный, метод состоит в том, что преподаватель разными средствами предъявляет информацию об объекте

изучения, а ученики воспринимают ее, осознают и запоминают. Это один из

наиболее экономных способов подачи обобщенных и систематизированных знаний. Этот метод не формирует навыки и умения пользоваться этими знаниями, но обеспечивает репродуктивную деятельность 1-го уровня ‒ узнавание и знания 1-го уровня ‒ знания-знакомства. Репродуктивный метод предполагает составление преподавателем заданий для обучающихся на воспроизведение ими знаний и способов деятельности. С точки зрения умственной деятельности учащихся это воспроизведение, а на уровне знаний – знания-копии. Этот метод имеет ряд форм и способов проявления (письменно, устно, индуктивно, дедуктивно).

Проблемное изложение заключается в том, что педагог ставит проблему и сам раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя ученикам контроль за этой логикой, побуждая к вопросам и показывая им доступный для них, более высокий уровень мышления. Суть метода заключается в том, что учащиеся, следя за логикой изложения, усваивает этапы решения всей проблемы. Проблемное изложение материала в отличие от информационного, т.е. передачи готовых выводов, которое предполагает объяснительно-иллюстративный, активизирует мышление учеников. Проблемное изложение обеспечивает продуктивную деятельность и умственную деятельность 3-го уровня – применение, а на уровне знаний ‒ это 3-й уровень ‒ знания-умения. Частично-поисковый (эвристический) метод. Его цель ‒ постепенное привлечение учащихся к самостоятельному решению проблемы, выполнение отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы, отдельных типов исследований путем самостоятельного активного поиска. При этом подключать учеников к поиску можно на

Теоретический раздел. Конспект лекций

различных этапах занятия в зависимости от использованных приемов. Пути реализации этого метода:

А) Эвристическая беседа, т.е. вопросно-ответная форма взаимодействия преподавателя с учащимися. В активизации познавательной деятельности обучающихся вопросы имеют, по мнению педагогов, едва ли не первостепенное значение. Суть эвристической беседы в том, что учитель заранее продумывает систему вопросов, каждый из которых стимулирует ученика к небольшому поиску. Система заранее подготовленных вопросов должна удовлетворять определенным требованиям: максимально стимулировать познавательную активность учеников; при этом ученик, используя имеющуюся базу знаний, должен при ответе стремиться к поиску новых сведений. Система вопросов должна быть связана логической цепью. Преподаватель продумывает не только систему вопросов, но и предполагаемые ответы и возможные «подсказки». Наконец, преподаватель сам подытоживает главное.

Б) Выдвижение учениками гипотез при решении учебных проблем. Преподаватель умело подводит их к обоснованию гипотезы. Частично-поисковый (эвристический) метод обеспечивает продуктивную деятельность

3-го и 4-го уровней (применение, творчество) и 3-й и 4-й уровни знаний, знания-умения, знания-трансформации.

Исследовательский метод базируется на конструировании исследовательских заданий и проблемных задач, самостоятельно решаемых учениками с последующим контролем преподавателем. Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод воспитывает внимательность, дисциплину, сдержанность, наблюдательность, терпение, выдержку; репродуктивный ‒ логику изложения, трудолюбие, аккуратность, наблюдательность, систематичность в работе; проблемное изложение: внимательность, наблюдательность, логику мышления. Частично-поисковый и исследовательский методы дают большие возможности для подготовки к самообразованию, вырабатывают ответственность, активность, самостоятельность, инициативность, инверсию мышления.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – это «взаимный», «act» – действовать. Интерактивность – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности учащихся, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:

· пробуждают у учащихся интерес;

Теоретический раздел. Конспект лекций

· поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

· обращаются к чувствам каждого учащегося;

· способствуют эффективному усвоению учебного материала;

· оказывают многоплановое воздействие на учащихся;

· осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

· формируют у учащихся мнения и отношения;

· формируют жизненные навыки;

· способствуют изменению поведения.

Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. Неимитационные технологии не предполагают построение моделей изучаемого явления и деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки); изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «учащийся в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог); тестирование; разминки; обратная связь; дистанционное обучение. обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула); разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»); тренинги.

По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

 

Список литературы

1. Педагогические игры / Сост. О.А. Минич, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-Принт, 2005. - 128 с.

 

Теоретический раздел. Конспект лекций

2. Кашлев, С.С. Современные технологии обучения / С.С. Кашлев. - Минск: Университетское, 2000.- 95 с.

3. Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. - Минск: Белорусский верасень, 2005. - 196 с.

4. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. - Минск: Тетра-Системс, 2011. - 224 с.

5. Калинкина, Е.Г. Дебаты на уроках истории / Е.Г. Калинкина. - М.: РОССПЭН, 2002. - 128 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: