Потери продовольственных товаров

При хранении, транспортировании и реализации возникают количествен­ные потери товаров, которые подразделяют на нормируе­мые и актируемые. К нормируемым потерям относят ес­тественную убыль массы и предреализационныеотходы, образующиеся при подготовке товаров к продаже (зачист­ка колбасы, рыбы, сливочного масла; образование крош­ки при продаже сахара-рафинада, кондитерских изделий и др.). Сюда же относят потери, образующиеся сверх норм естественной убыли товаров в продовольственных мага­зинах самообслуживания. Естественная убыль — это по­тери массы товаров, возникающие по естественным при­чинам. Основными причинами ее являются усушка, рас­пыл (раструска), утечка, раскрошка идр. На размер естественной убыли продуктов влияют физико-химичес­кие свойства товаров, сроки и условия хранения, вид упа­ковки, климатические условия и времена года. Для сни­жения потерь необходимо осуществлять тщательный кон­троль за качеством поступающих товаров, соблюдать надлежащий режим хранения, расширять продажу фасованных товаров.

Фактические размеры естественной убыли определя­ют после снятия остатков (инвентаризации). Выявленный недостаток товаров сопоставляют с утвержденными нор­мами естественной убыли. К естественной убыли не относятся отходы от зачистки верхнего слоя (штаф) сливоч­ного масла; отходы, образующиеся при подготовке к про­даже колбас (бечевка, концы оболочек), битой домашней птицы (бумага), а также мясокопченостей и рыбных товаров, продаваемых после разделки (кожа окороков, кос­ти), идр. Эти потери нормируются отдельно. Потери то­варов — лом, бой, возникшие в результате недобросовест­ного отношения, также не относятся к естественной убыли и списываются засчет виновных лиц.Списание недостачи может производиться только после инвентари­зации товаров. Порядок списания недостач, хищений и потерь от порчи ценностей регулируется законодатель­ством и учредительными документами предприятия.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под термином «хранение»?

2. Какие процессы происходят при хранении?

3.Назовите возможные потери товаров.

4.Назовите виды естественной убыли.

5.Как и когда производится списание естественной убыли?

 

Лекция 5

Основы стандартизации товаров

План

Стандартизация

Цели стандартизации

3 Межгосударственная система стандартизации

4 Международная и региональная стандартизация

Стандартизация

Стандартизация — деятельность по установлению пра­вил и характеристик в целях их добровольного многократ­ного использования, направленная на достижение упоря­доченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Результатом деятельности стандартизации является нормативный документ, применение которого является способом упорядочения в определенной области.

Нормативный документ— документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касаю­щиеся различных видов деятельности или их результатов. Этот термин охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации — пра­вила, рекомендации, кодексы установившейся практики, общероссийские классификаторы.

Стандарт — документ, в котором в целях доброволь­ного многократного использования устанавливаются ха­рактеристики продукции, правила осуществления и харак­теристики процессов производства, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содер­жать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В переводе с английского слово «стандарт» означает образец, норму, основу. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники, практического опы­та и должны являться надежным гарантом качества това­ров, поступающих на внутренний и внешний рынки.

В зависимости от сферы действия различают стандар­ты разного статуса или категории: международный стан­дарт, региональный стандарт, национальный стандарт (прежнее название — государственный стандарт Россий­ской Федерации (ГОСТ Р)), межгосударственный стан­дарт (ГОСТ), стандарт организации.

Стандартизацию надо рассматривать в трех аспектах: как практическую деятельность, как часть системы управления и как науку. Стандартизация как практическая деятельность заключается в разработке, внедрении и применении нор­мативных документов и надзоре за выполнением требований, правил и норм, изложенных в них. Стандартизация как составная часть управления опирается на комплекс основополагающих документов в области технической политики и управления качеством продукции. Стандар­тизация как наука выявляет, обобщает и анализирует закономерности, влияющие на те или другие изменения качества товара, развивает и обосновывает нормы и тре­бования к объектам стандартизации.

 

Цели стандартизации

Важнейшими целями стандартизации являются:

– повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридичес­ких лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопас­ности жизни или здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов;

– повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера;

– обеспечение научно-технического прогресса;

– повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

– рациональноеиспользование ресурсов;

– техническая и информационная совместимость;

– сопоставимость результатов исследований (испыта­ний) и измерений, технических и экономико – стати­стических данных;

– взаимозаменяемость продукции.

Основными задачами стандартизации являются:

– обеспечение взаимопонимания между разработ­чиками, изготовителями, продавцами и потребите­лями (заказчиками);

– установление оптимальных требований к номенкла­туре и качеству продукции в интересах потребителя игосударства, в том числе обеспечивающих ее безо­пасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

– установление требований по совместимости, а так­же взаимозаменяемости продукции;

– согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

– унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;

– установление метрологических норм, правил, положений и требований;

– нормативно-техническое обеспечение контроля (ис­пытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

– установление требований к технологическим про­цессам, в том числе в целях снижения материало­емкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспече­ния применения малоотходных технологий;

– создание и ведение систем классификации и коди­рования технико-экономической информации;

– нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и науч­но-технических программ (проектов) и инфраструк­турных комплексов (транспорт, связь,

оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т. д.);

– создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре иос­новных показателях продукции;

– содействие реализации законодательства Россий­ской Федерации методами и средствами стандарти­зации.

 

3 Межгосударственная система стандартизации

Представителями государств бывшего СССР в 1992 г. было подписано «Соглашение о проведении согласован­ной политики в области стандартизации». Согласно это­му документу были признаны: действующие ГОСТы в качестве межгосударственных стандартов; эталонная база бывшего СССР как совместное достояние; необходимость двусторонних соглашений для взаимного признания сис­тем стандартизации, сертификации и метрологии. Был со­здан Межгосударственный совет по стандартизации, мет­рологии и сертификации (ныне Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации — ЕАСС), членами которого являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств-участников Соглашения всех 12 государств Содружества.

В результате деятельности ЕАСС сохранены существо­вавшие в СССР фонды нормативных документов иэта­лонная база. В настоящее время полностью завершен про­цесс взаимного признания национальных систем серти­фикации стран СНГ.

Принятые стандарты гармонизированы с международ­ными, что способствует продвижению государств СНГ на мировой рынок.

 

4 Международная и региональная стандартизация

Для успешного осуществления торгового, экономичес­кого и научно-технического сотрудничества стран большое значение имеет международная стандартизация. Необхо­димость разработки международных стандартов становит­ся все более очевидной, так как различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной торговли.

Основной задачей международного научно-техничес­когосотрудничества в области стандартизации является гармонизация, т.е. согласование национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран в целях повышения уровня российских стандартов

качества отечественной продукции и ее кон­курентоспособности на мировом рынке.

Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации.

Международные организации по стандартизации:

• Международная организация по стандартизации (ИСО) функционирует с 1947 г. в работе которой участвуют 151 страна;

• Международная электротехническая комиссия (МЭК) создана в 1906 г., число членов — 62 страны.

Помимо ИСО, МЭК (как организаций, специализиру­ющихся по стандартизации) в работах по международной стандартизации участвуют другие организации:

• Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН);

• Международная торговая палата (МТП).

В мире действует семь региональных организаций по стандартизации: в Скандинавии, в Латинской Америке, в Арабском регионе, в Африке, в Европейском Союзе (ЕС). Это связано с тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к созданию объединенных региональных рын­ков.

Наибольшее развитие интеграция получила в рамках ЕС, который сформировал единый внутренний рынок к 1 января 1993 г. Крупнейшими региональными организа­циями по стандартизации в рамках ЕС являются:

• Европейский комитет по стандартизации (СЕН), цель которого — содействие развитию торговли то­варами и услугами путем разработки европейских стандартов;

• Европейский комитет по стандартизации в элект­ротехнике (СЕНЭЛЕК).

Особенностью большинства евростандартов является то, что в их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран, а также между­народные стандарты ИСО и МЭК.

Контрольные вопросы

1. Что такое стандартизация?

2. Цели и задачи стандартизации.

3. Назовите виды стандартов.

4. Отличительные особенности технических условий.

5. Цель международного сотрудничества в области стан­дартизации.

 

 

Лекция 6

Основы сертификации

План


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: