При хранении, транспортировании и реализации возникают количественные потери товаров, которые подразделяют на нормируемые и актируемые. К нормируемым потерям относят естественную убыль массы и предреализационныеотходы, образующиеся при подготовке товаров к продаже (зачистка колбасы, рыбы, сливочного масла; образование крошки при продаже сахара-рафинада, кондитерских изделий и др.). Сюда же относят потери, образующиеся сверх норм естественной убыли товаров в продовольственных магазинах самообслуживания. Естественная убыль — это потери массы товаров, возникающие по естественным причинам. Основными причинами ее являются усушка, распыл (раструска), утечка, раскрошка идр. На размер естественной убыли продуктов влияют физико-химические свойства товаров, сроки и условия хранения, вид упаковки, климатические условия и времена года. Для снижения потерь необходимо осуществлять тщательный контроль за качеством поступающих товаров, соблюдать надлежащий режим хранения, расширять продажу фасованных товаров.
Фактические размеры естественной убыли определяют после снятия остатков (инвентаризации). Выявленный недостаток товаров сопоставляют с утвержденными нормами естественной убыли. К естественной убыли не относятся отходы от зачистки верхнего слоя (штаф) сливочного масла; отходы, образующиеся при подготовке к продаже колбас (бечевка, концы оболочек), битой домашней птицы (бумага), а также мясокопченостей и рыбных товаров, продаваемых после разделки (кожа окороков, кости), идр. Эти потери нормируются отдельно. Потери товаров — лом, бой, возникшие в результате недобросовестного отношения, также не относятся к естественной убыли и списываются засчет виновных лиц.Списание недостачи может производиться только после инвентаризации товаров. Порядок списания недостач, хищений и потерь от порчи ценностей регулируется законодательством и учредительными документами предприятия.
Контрольные вопросы
1. Что понимают под термином «хранение»?
2. Какие процессы происходят при хранении?
3.Назовите возможные потери товаров.
4.Назовите виды естественной убыли.
5.Как и когда производится списание естественной убыли?
Лекция 5
Основы стандартизации товаров
План
Стандартизация
Цели стандартизации
3 Межгосударственная система стандартизации
4 Международная и региональная стандартизация
Стандартизация
Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Результатом деятельности стандартизации является нормативный документ, применение которого является способом упорядочения в определенной области.
Нормативный документ— документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Этот термин охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации — правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, общероссийские классификаторы.
Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
В переводе с английского слово «стандарт» означает образец, норму, основу. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники, практического опыта и должны являться надежным гарантом качества товаров, поступающих на внутренний и внешний рынки.
В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, национальный стандарт (прежнее название — государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р)), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт организации.
Стандартизацию надо рассматривать в трех аспектах: как практическую деятельность, как часть системы управления и как науку. Стандартизация как практическая деятельность заключается в разработке, внедрении и применении нормативных документов и надзоре за выполнением требований, правил и норм, изложенных в них. Стандартизация как составная часть управления опирается на комплекс основополагающих документов в области технической политики и управления качеством продукции. Стандартизация как наука выявляет, обобщает и анализирует закономерности, влияющие на те или другие изменения качества товара, развивает и обосновывает нормы и требования к объектам стандартизации.
Цели стандартизации
Важнейшими целями стандартизации являются:
– повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов;
– повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– обеспечение научно-технического прогресса;
– повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
– рациональноеиспользование ресурсов;
– техническая и информационная совместимость;
– сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико – статистических данных;
– взаимозаменяемость продукции.
Основными задачами стандартизации являются:
– обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
– установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя игосударства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
– установление требований по совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
– согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
– унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;
– установление метрологических норм, правил, положений и требований;
– нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
– установление требований к технологическим процессам, в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;
– создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
– нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь,
оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т. д.);
– создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре иосновных показателях продукции;
– содействие реализации законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.
3 Межгосударственная система стандартизации
Представителями государств бывшего СССР в 1992 г. было подписано «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации». Согласно этому документу были признаны: действующие ГОСТы в качестве межгосударственных стандартов; эталонная база бывшего СССР как совместное достояние; необходимость двусторонних соглашений для взаимного признания систем стандартизации, сертификации и метрологии. Был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ныне Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации — ЕАСС), членами которого являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств-участников Соглашения всех 12 государств Содружества.
В результате деятельности ЕАСС сохранены существовавшие в СССР фонды нормативных документов иэталонная база. В настоящее время полностью завершен процесс взаимного признания национальных систем сертификации стран СНГ.
Принятые стандарты гармонизированы с международными, что способствует продвижению государств СНГ на мировой рынок.
4 Международная и региональная стандартизация
Для успешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества стран большое значение имеет международная стандартизация. Необходимость разработки международных стандартов становится все более очевидной, так как различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной торговли.
Основной задачей международного научно-техническогосотрудничества в области стандартизации является гармонизация, т.е. согласование национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран в целях повышения уровня российских стандартов
качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации.
Международные организации по стандартизации:
• Международная организация по стандартизации (ИСО) функционирует с 1947 г. в работе которой участвуют 151 страна;
• Международная электротехническая комиссия (МЭК) создана в 1906 г., число членов — 62 страны.
Помимо ИСО, МЭК (как организаций, специализирующихся по стандартизации) в работах по международной стандартизации участвуют другие организации:
• Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН);
• Международная торговая палата (МТП).
В мире действует семь региональных организаций по стандартизации: в Скандинавии, в Латинской Америке, в Арабском регионе, в Африке, в Европейском Союзе (ЕС). Это связано с тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к созданию объединенных региональных рынков.
Наибольшее развитие интеграция получила в рамках ЕС, который сформировал единый внутренний рынок к 1 января 1993 г. Крупнейшими региональными организациями по стандартизации в рамках ЕС являются:
• Европейский комитет по стандартизации (СЕН), цель которого — содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов;
• Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК).
Особенностью большинства евростандартов является то, что в их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран, а также международные стандарты ИСО и МЭК.
Контрольные вопросы
1. Что такое стандартизация?
2. Цели и задачи стандартизации.
3. Назовите виды стандартов.
4. Отличительные особенности технических условий.
5. Цель международного сотрудничества в области стандартизации.
Лекция 6
Основы сертификации
План