При хранении, транспортировании и реализации возникают количественные потери товаров, которые подразделяют на нормируемые и актируемые. К нормируемым потерям относят естественную убыль массы и предреализационныеотходы, образующиеся при подготовке товаров к продаже (зачистка колбасы, рыбы, сливочного масла; образование крошки при продаже сахара-рафинада, кондитерских изделий и др.). Сюда же относят потери, образующиеся сверх норм естественной убыли товаров в продовольственных магазинах самообслуживания. Естественная убыль — это потери массы товаров, возникающие по естественным причинам. Основными причинами ее являются усушка, распыл (раструска), утечка, раскрошка идр. На размер естественной убыли продуктов влияют физико-химические свойства товаров, сроки и условия хранения, вид упаковки, климатические условия и времена года. Для снижения потерь необходимо осуществлять тщательный контроль за качеством поступающих товаров, соблюдать надлежащий режим хранения, расширять продажу фасованных товаров.
|
|
Фактические размеры естественной убыли определяют после снятия остатков (инвентаризации). Выявленный недостаток товаров сопоставляют с утвержденными нормами естественной убыли. К естественной убыли не относятся отходы от зачистки верхнего слоя (штаф) сливочного масла; отходы, образующиеся при подготовке к продаже колбас (бечевка, концы оболочек), битой домашней птицы (бумага), а также мясокопченостей и рыбных товаров, продаваемых после разделки (кожа окороков, кости), идр. Эти потери нормируются отдельно. Потери товаров — лом, бой, возникшие в результате недобросовестного отношения, также не относятся к естественной убыли и списываются засчет виновных лиц.Списание недостачи может производиться только после инвентаризации товаров. Порядок списания недостач, хищений и потерь от порчи ценностей регулируется законодательством и учредительными документами предприятия.
Контрольные вопросы
1. Что понимают под термином «хранение»?
2. Какие процессы происходят при хранении?
3.Назовите возможные потери товаров.
4.Назовите виды естественной убыли.
5.Как и когда производится списание естественной убыли?
Лекция 5
Основы стандартизации товаров
План
Стандартизация
Цели стандартизации
3 Межгосударственная система стандартизации
4 Международная и региональная стандартизация
Стандартизация
Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
|
|
Результатом деятельности стандартизации является нормативный документ, применение которого является способом упорядочения в определенной области.
Нормативный документ— документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Этот термин охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации — правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, общероссийские классификаторы.
Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
В переводе с английского слово «стандарт» означает образец, норму, основу. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники, практического опыта и должны являться надежным гарантом качества товаров, поступающих на внутренний и внешний рынки.
В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, национальный стандарт (прежнее название — государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р)), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт организации.
Стандартизацию надо рассматривать в трех аспектах: как практическую деятельность, как часть системы управления и как науку. Стандартизация как практическая деятельность заключается в разработке, внедрении и применении нормативных документов и надзоре за выполнением требований, правил и норм, изложенных в них. Стандартизация как составная часть управления опирается на комплекс основополагающих документов в области технической политики и управления качеством продукции. Стандартизация как наука выявляет, обобщает и анализирует закономерности, влияющие на те или другие изменения качества товара, развивает и обосновывает нормы и требования к объектам стандартизации.
Цели стандартизации
Важнейшими целями стандартизации являются:
– повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов;
– повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– обеспечение научно-технического прогресса;
– повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
– рациональноеиспользование ресурсов;
– техническая и информационная совместимость;
– сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико – статистических данных;
– взаимозаменяемость продукции.
Основными задачами стандартизации являются:
– обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
– установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя игосударства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
– установление требований по совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
– согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
|
|
– унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;
– установление метрологических норм, правил, положений и требований;
– нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
– установление требований к технологическим процессам, в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;
– создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
– нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь,
оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т. д.);
– создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре иосновных показателях продукции;
– содействие реализации законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.
3 Межгосударственная система стандартизации
Представителями государств бывшего СССР в 1992 г. было подписано «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации». Согласно этому документу были признаны: действующие ГОСТы в качестве межгосударственных стандартов; эталонная база бывшего СССР как совместное достояние; необходимость двусторонних соглашений для взаимного признания систем стандартизации, сертификации и метрологии. Был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ныне Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации — ЕАСС), членами которого являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств-участников Соглашения всех 12 государств Содружества.
|
|
В результате деятельности ЕАСС сохранены существовавшие в СССР фонды нормативных документов иэталонная база. В настоящее время полностью завершен процесс взаимного признания национальных систем сертификации стран СНГ.
Принятые стандарты гармонизированы с международными, что способствует продвижению государств СНГ на мировой рынок.
4 Международная и региональная стандартизация
Для успешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества стран большое значение имеет международная стандартизация. Необходимость разработки международных стандартов становится все более очевидной, так как различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной торговли.
Основной задачей международного научно-техническогосотрудничества в области стандартизации является гармонизация, т.е. согласование национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран в целях повышения уровня российских стандартов
качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации.
Международные организации по стандартизации:
• Международная организация по стандартизации (ИСО) функционирует с 1947 г. в работе которой участвуют 151 страна;
• Международная электротехническая комиссия (МЭК) создана в 1906 г., число членов — 62 страны.
Помимо ИСО, МЭК (как организаций, специализирующихся по стандартизации) в работах по международной стандартизации участвуют другие организации:
• Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН);
• Международная торговая палата (МТП).
В мире действует семь региональных организаций по стандартизации: в Скандинавии, в Латинской Америке, в Арабском регионе, в Африке, в Европейском Союзе (ЕС). Это связано с тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к созданию объединенных региональных рынков.
Наибольшее развитие интеграция получила в рамках ЕС, который сформировал единый внутренний рынок к 1 января 1993 г. Крупнейшими региональными организациями по стандартизации в рамках ЕС являются:
• Европейский комитет по стандартизации (СЕН), цель которого — содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов;
• Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК).
Особенностью большинства евростандартов является то, что в их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран, а также международные стандарты ИСО и МЭК.
Контрольные вопросы
1. Что такое стандартизация?
2. Цели и задачи стандартизации.
3. Назовите виды стандартов.
4. Отличительные особенности технических условий.
5. Цель международного сотрудничества в области стандартизации.
Лекция 6
Основы сертификации
План