План
Штриховой код
Штриховой код (ШК) — знак, предназначенный для автоматизированной идентификации и учета информации отоваре, закодированной в виде цифр и штрихов.
Необходимость внедрения ШКвозникла в связи с развитием информационной технологии, широким внедрением ЭВМ в сферу производства и торговли. В результате появилась возможность за счет автоматизации учета поступления, отгрузки и продажи товаров ускорить товародвижение и упростить документальное оформление товаров на разных его этапах. Ручное заполнение документов, поиски нужных товаров на складе требуют больших затрат времени и труда, причем при выполнении этих операций возможны ошибки.
Штриховые коды делятся на два вида: европейский — EAN и американский — UPC. Внешнее отличие кода UPC от кода EAN состоит в том, что в коде UPC первая и последняя цифры чуть меньше остальных, кроме того, последняя стоит за «зеброй», как бы на отлете.
В системе EAN может использоваться код, состоящий из штрихов и 13 или 8 цифр. EAN-8 используется для маркировки упаковки и (или) товаров небольшого размера; EAN-13 наносится на любые упаковки и (или) товары, если позволяет площадь. EAN-14 применяется только для транспортной упаковки.
|
|
Штриховой код надежен благодаря четырем вариантам ширины штрихов и промежутков между ними. Каждая цифра образуется из двух штрихов и двух промежутков (пробелов), которые в свою очередь образуют четыре граничные поверхности. На несколько десятков тысяч раз считывания возможна только одна ошибка.
Подлинность товара можно определить после вычисления контрольной цифры штрихового кода. Расчет производится следующим образом:
1. Сложить цифры штрихового кода, стоящие на четных местах (7290000494616): 2 + 0 + 0 + 4 + 4+1 = 11..
2. Полученную сумму умножить на 3: 11 х З — 33.
3. Сложить числа, стоящие на нечетных местах, без
контрольной цифры: 7 + 9 + 0 + 0 + 9 + 6 = 31.
4. Сложить числа, подсчитанные в пунктах 2 и 3: 33 + 31 = 64.
5. От полученной суммы отбросить десятки: получается 4.
6. Из 10 вычесть цифру, полученную в пункте 5: 10-4 = 6.
Если полученная после расчета (в пункте 6) цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведен незаконно и его качество не гарантируется. С января 1993 г. штриховой код должен наноситься на все товары, поступающие в Европу. Цена товара, выпущенного на рынок без штрихового кода, снижается на 3—15% его стоимости. Потребители в России по вопросу информации о штриховом коде могут обратиться в ЮНИСКАН — организацию, занимающуюся вопросами автоматического кодирования продукции. Право ставить штриховой код на товары имеют только те предприятия, которые зарегистрированы в ЮНИСКАН.
|
|
Лекция 9
Тара и упаковочные материалы
План
Упаковка
Тара
Упаковкой называют средство и комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от воздействий окружающей среды, повреждений и потерь и облегчающих процесс обращения. Упаковка оказывает большое влияние на сбыт и часто составляет значительную часть стоимости товара. Элементами упаковки являются тара (изделия для размещения продукции) и вспомогательное упаковочное средство (пленка, бумага, стружка и др.) или детали, которые в комплексе с тарой или без нее выполняют функцию упаковки.
Ассортимент тары подразделяют по назначению, кратности использования, степени жесткости, материалу, конструкции, герметичности, видам, размерам, формам.
Характер упаковки, вид тары, ее емкость указывают в стандартах и технических условиях на каждый вид или группу товаров.
Важнейшее условие длительного хранения продуктов – герметичность тары.
Резиновые кольца, используемые для жестяной тары, должны обладать эластичностью и пластичностью, не выделять сероводорода под действием органических кислот, быть стойкими при кипячении с некоторыми реагентами и не ломаться при изгибе. В процессе изготовления колец воспрещается применять материалы, содержащие соединения свинца, ртути, мышьяка и растворимые в кислотах соединения бария.
В соответствии с техническими условиями крышки следует изготовлять из белой жести толщиной 0,20-0,30 мм для банок.
Внутреннюю поверхность крышки покрывают пищевым лаком или эмалью
Лекция 10
Макаронные изделия
План