Маркировка потребительских товаров

План

Виды маркировки

Порядок и правила маркировки

Товарный знак

Виды маркировки

В качественной, своевременной и полной информации о товарах нуждаются все: производитель, коммерческие структуры, покупатель. Средствами товарной информации служат: маркировка, технические документы, справочная, учебная и научная литература, реклама и пропаганда.

Маркировка — текст, условные обозначения или рису­нок, нанесенные на упаковку и (или) товар. В зависимос­ти от места нанесения различают маркировку производ­ственную и торговую. Носителями производственной мар­кировки могут быть этикетки, вкладыши, кольеретки, ярлыки, бирки, контрольные ленты и др. Носителями тор­говой маркировки служат ценники, товарные и кассовые

чеки.

Порядок и правила маркировки

Порядок и правила маркировки отдельных видов то­варов отражаются в нормативных документах. Общим для всех товаров является то, что в маркировке должны быть отражены:

• наименование продукта;

• наименование и местонахождение изготовителя;

• товарный знак изготовителя (при наличии);

• масса нетто, или объем, или количество продукта;

• состав продукта;

• пищевая ценность;

• назначение и условия применения для продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок;

• рекомендации по приготовлению готовых блюд для концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов;

• условия хранения пищевых продуктов;

• срок годности;

• срок хранения;

• срок реализации пищевого продукта;

• дата изготовления и дата упаковывания;

• обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован про­дукт;

• информация о подтверждении соответствия пище­вых продуктов.

Информацию располагают непосредственно на каждой единице потребительской тары в удобном для прочтения месте, она может быть нанесена любым способом; долж­на быть четкой и легко читаемой.

Кроме общих требований к содержанию информации для потребителя, нормативный документ (ГОСТ Р 51074-2003) содержит перечень информации по группам пище­вых продуктов.

Товарный знак

При маркировке товара на изделия и упаковку допол­нительно наносятся специальные обозначения. Такими обозначениями, как правило, являются товарный знак и знаки сопровождения.

Товарный знак — официально оформленное графичес­кое изображение, оригинальное название, особое сочета­ние цифр, букв или слов, которое наносится на товар предприятием (фирмой) и охраняется законом.

Товарные знаки играют важную роль в конкурентной борьбе, так как многие покупатели приобретают товар оп­ределенных предприятий, ориентируясь на товарные (фирменные) знаки. Существует три основных типа обо­значения этих знаков:

• фирменное имя — слово, буква, группа слов или
букв, которые могут быть произнесены;

• фирменный знак — символ, рисунок, отличитель­ный цвет или обозначение;

• торговый знак — фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или их сочетание, официально за­регистрированные в Международном реестре и защищенные юридически, на что указывает знак R, размещаемый рядом с товарным знаком. Если то­варный знак является собственностью фирмы, то он может иметь знак С.

По степени значимости и престижности можно выде­лить товарные (фирменные) знаки: обыкновенные и пре­стижные.

Обыкновенные фирменные знаки разрабатываются владельцем или специальными дизайнерами с регистра­цией или без.

Престижные знаки присваиваются фирмам, предпри­ятиям за их особые заслуги перед государством. В ряде зарубежных стран престижные знаки (эмблемы) присуж­даются как премии и фирма-лауреат получает право в течение определенного времени помещать этот знак на сво­их деловых документах, материалах, товарах.

В России до недавнего времени престижных знаков не было. Но в 1997 г. на государственном уровне было разра­ботано Положение о программе «Сто лучших товаров Рос­сии», позднее был объявлен конкурс премии Правительства Российской Федерации; действует программа «Российская марка». На основании этих программ был объявлен.ежегодный конкурс среди отечественных про­изводителей с присвоением победителям знака разной степени (рис. 2).

С 1999 г. в нашей стране проводится конкурс «Россий­ская марка» с присвоением призерам престижных знаков:

• золотой знак «Российская марка»;

• серебряный знак «Российская марка»;

• бронзовый знак «Российская марка».

Россия уже имеет официально запатентованный товар­ный знак «III тысячелетие», который выдается лауреатам выставок-конкурсов на основе соглашения. Логическим завершением акции станет создание сети магазинов «Товары третьего тысячелетия» — с товарами, маркирован­ными «Знаком качества XXI века».


Рис. 2. Знаки лауреатов конкурсов:

1знак лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области качества; 2знак лауреата конкурса «Сто лучших товаров России»; 3знак лауреата конкурса «Российская марка»; 4Знак качества XXI века

Конкурсы в области качества продукции, качества де­ятельности организаций получают широкое распростра­нение, так как участие и, особенно, победа в конкурсе повышают имидж участников, содействуют их коммерчес­кому успеху.

Главная задача программ конкурсов (на разных уров­нях) — содействовать отечественным товаропроизводите­лям в продвижении качественных товаров, услуг, технологии на российский и зарубежный рынки.

Предприятия, награжденные почетным знаком той или иной степени (золотым, серебряным, бронзовым), имеют право в течение полутора лет бесплатно размещать его на своей продукции. По истечении этого срока фирма (пред­приятие) или подтверждает знак, или лишается престиж­ной награды.

Знаки сопровождения (предупредительные) предна­значены для обеспечения безопасности потребителя, ок­ружающей среды и информирования об опасных свой­ствах веществ, материалов или действий по предупреж­дению опасности.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под термином «маркировка»?

2. Какие сведения должны быть отражены в маркировке?

3. Какие знаки относятся к престижным? Их значение.

4. Цель нанесения на продукцию предупредительных зна­ков?

 

Лекция 8





Подборка статей по вашей теме: