План
Виды маркировки
Порядок и правила маркировки
Товарный знак
Виды маркировки
В качественной, своевременной и полной информации о товарах нуждаются все: производитель, коммерческие структуры, покупатель. Средствами товарной информации служат: маркировка, технические документы, справочная, учебная и научная литература, реклама и пропаганда.
Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар. В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, вкладыши, кольеретки, ярлыки, бирки, контрольные ленты и др. Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые
чеки.
Порядок и правила маркировки
Порядок и правила маркировки отдельных видов товаров отражаются в нормативных документах. Общим для всех товаров является то, что в маркировке должны быть отражены:
• наименование продукта;
• наименование и местонахождение изготовителя;
• товарный знак изготовителя (при наличии);
• масса нетто, или объем, или количество продукта;
• состав продукта;
• пищевая ценность;
• назначение и условия применения для продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок;
• рекомендации по приготовлению готовых блюд для концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов;
• условия хранения пищевых продуктов;
• срок годности;
• срок хранения;
• срок реализации пищевого продукта;
• дата изготовления и дата упаковывания;
• обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
• информация о подтверждении соответствия пищевых продуктов.
Информацию располагают непосредственно на каждой единице потребительской тары в удобном для прочтения месте, она может быть нанесена любым способом; должна быть четкой и легко читаемой.
Кроме общих требований к содержанию информации для потребителя, нормативный документ (ГОСТ Р 51074-2003) содержит перечень информации по группам пищевых продуктов.
Товарный знак
При маркировке товара на изделия и упаковку дополнительно наносятся специальные обозначения. Такими обозначениями, как правило, являются товарный знак и знаки сопровождения.
Товарный знак — официально оформленное графическое изображение, оригинальное название, особое сочетание цифр, букв или слов, которое наносится на товар предприятием (фирмой) и охраняется законом.
Товарные знаки играют важную роль в конкурентной борьбе, так как многие покупатели приобретают товар определенных предприятий, ориентируясь на товарные (фирменные) знаки. Существует три основных типа обозначения этих знаков:
• фирменное имя — слово, буква, группа слов или
букв, которые могут быть произнесены;
• фирменный знак — символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение;
• торговый знак — фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или их сочетание, официально зарегистрированные в Международном реестре и защищенные юридически, на что указывает знак R, размещаемый рядом с товарным знаком. Если товарный знак является собственностью фирмы, то он может иметь знак С.
По степени значимости и престижности можно выделить товарные (фирменные) знаки: обыкновенные и престижные.
Обыкновенные фирменные знаки разрабатываются владельцем или специальными дизайнерами с регистрацией или без.
Престижные знаки присваиваются фирмам, предприятиям за их особые заслуги перед государством. В ряде зарубежных стран престижные знаки (эмблемы) присуждаются как премии и фирма-лауреат получает право в течение определенного времени помещать этот знак на своих деловых документах, материалах, товарах.
В России до недавнего времени престижных знаков не было. Но в 1997 г. на государственном уровне было разработано Положение о программе «Сто лучших товаров России», позднее был объявлен конкурс премии Правительства Российской Федерации; действует программа «Российская марка». На основании этих программ был объявлен.ежегодный конкурс среди отечественных производителей с присвоением победителям знака разной степени (рис. 2).
С 1999 г. в нашей стране проводится конкурс «Российская марка» с присвоением призерам престижных знаков:
• золотой знак «Российская марка»;
• серебряный знак «Российская марка»;
• бронзовый знак «Российская марка».
Россия уже имеет официально запатентованный товарный знак «III тысячелетие», который выдается лауреатам выставок-конкурсов на основе соглашения. Логическим завершением акции станет создание сети магазинов «Товары третьего тысячелетия» — с товарами, маркированными «Знаком качества XXI века».
|
Рис. 2. Знаки лауреатов конкурсов:
1 — знак лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области качества; 2 — знак лауреата конкурса «Сто лучших товаров России»; 3 — знак лауреата конкурса «Российская марка»; 4 — Знак качества XXI века
Конкурсы в области качества продукции, качества деятельности организаций получают широкое распространение, так как участие и, особенно, победа в конкурсе повышают имидж участников, содействуют их коммерческому успеху.
Главная задача программ конкурсов (на разных уровнях) — содействовать отечественным товаропроизводителям в продвижении качественных товаров, услуг, технологии на российский и зарубежный рынки.
Предприятия, награжденные почетным знаком той или иной степени (золотым, серебряным, бронзовым), имеют право в течение полутора лет бесплатно размещать его на своей продукции. По истечении этого срока фирма (предприятие) или подтверждает знак, или лишается престижной награды.
Знаки сопровождения (предупредительные) предназначены для обеспечения безопасности потребителя, окружающей среды и информирования об опасных свойствах веществ, материалов или действий по предупреждению опасности.
Контрольные вопросы
1. Что понимают под термином «маркировка»?
2. Какие сведения должны быть отражены в маркировке?
3. Какие знаки относятся к престижным? Их значение.
4. Цель нанесения на продукцию предупредительных знаков?
Лекция 8