Задания для самостоятельной работы. 1. Проведение дискуссии на тему: «Какого ребенка следует отнести к одаренным?», «Нужны ли специальные образовательные программы для детей дошкольного

1. Проведение дискуссии на тему: «Какого ребенка следует отнести к одаренным?», «Нужны ли специальные образовательные программы для детей дошкольного возраста?».

2. Дайте сравнительный анализ изучения проблем одаренности в отечественной и зарубежной психологической практиках.

 

 

 

Практическое занятие №12. Познавательное развитие, начиная со школьного возраста.

Вопросы для обсуждения.

1. Процессы памяти и внимание с младшего школьного возраста.

2. Поэтапное формирование умственных действий в теории П.Я. Гальперина.

Литература.

1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967.

2. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. - М., 1967.

3. Мир детства. Дошкольник. - М., 1987.

4. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий /Ред. П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина. – М.: МГУ, 1968.

5. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

 

Под руководством преподавателя проводится

1. Изучение свойств внимания: таблицы Шульте, корректурная проба (различные модификации).

2. Изучение свойств памяти: «Заучивание 10 слов», «Узнавание фигур», методика «Оперативная память».

3. Студентам предлагается выполнить задания теста «ШТУР» (Школьный тест умственного развития – ШТУР (ШТУР 2, ТУРМШ, ТУРП, АСТУР) и оценить свои интеллектуальные возможности. Анализируются структура и содержание тестовых заданий, а также опыт применения методик в практической деятельности психолога.

Оборудование: стимульный материал для проведения тестирования

 

Практическое занятие №13. Развитие мышления и интеллекта (теория Ж. Пиаже).

Вопросы для обсуждения.

1. Основные положения теории Ж. Пиаже.

2. Стадии развития интеллекта.

3. Взаимосвязь развития мышления и нравственности.

Литература.

1. Пиаже Ж. Теория Пиаже //История зарубежной психологии. - М., 1986.

2. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. - М., 1967.

3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994.

4. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981.

5. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М., 1985.

Прочитайте текст, выделите специфические для теории Ж. Пиаже понятия, ключевые положения, характерные для этого подхода, обращая внимание на их формулировки.

«Говоря об общем виде, прогрессирующее уравновешение между ассимиляцией и аккомодацией является примером фундаментального процесса, осуществляющегося в когнитивном развитии, который может быть представлен в терминах центрации и децентрации. Ассимиляции, характерные для сенсорных и репрезентативных стадий, систематически искажающие реальность, потому что не сопровождаются адекватными аккомодациями, означают, что субъект остается центрированным на своих собственных действиях и на своей точке зрения. С другой стороны, постепенно устанавливающееся равновесие между ассимиляцией и аккомодацией является результатом последовательных децентраций, которые дают субъекту возможность занимать позицию других людей или даже объектов. Первоначально мы упрощенно описали этот процесс с помощью понятий эгоцентризма и социализации. Но это гораздо более общая и фундаментальная особенность познания, присущая всем его формам, поскольку когнитивный процесс не сводится к ассимиляции информации: он влечет за собой процесс систематической децентрации, составляющий необходимое условие самой объективности» (Пиаже, Ж. Теория Пиаже // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. – М., 2001. С.118)

 

Практическое занятие №14. Психическое развитие познавательных функций в младшем школьном возрасте.

Вопросы для обсуждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: