Практическое занятие 17: Нравственное развитие в подростковом возрасте

Кейс 2. Оценка нравственного развития в подростковом возрасте по результатам просмотра фильма Р.А. Быкова «Чучело»

Фильм «Чучело» Ролана Анатольевича Быкова демонстрирует нам, как «один из многих» становится яркой индивидуальностью, действующей вопреки воле толпы. Например, в жизни возможно и такое: когда о прогуле класса стало известно учителю, школьники начали расследование с целью выяснить: «Кто рассказал?», скорее всего, предателя нашли бы быстро, человечек то он: дрянной, трусливый, слабовольный, чаще всего такие люди плохо умеют скрываться, обязательно занервничают и раскроют себя. Но на помощь пришла девочка, которая была влюблена в него. Лена взяла ответственность на себя, подвергнувшись в результате бойкоту со стороны одноклассников. В качестве наказания окружающие лишили ее одной из самых больших потребностей человека – общения, вернее оно стало односторонним: товарищи без конца придумывали разнообразные оскорбления в адрес Лены, не гнушались и физических мер воздействия по отношению к «предательнице». Несмотря на издевательства, которым подверглась Лена, она не выдала любимого человека. Став добровольным изгоем, которого ненавидели не только дети. Но и многие взрослые, разрываясь от отчаяния и боли, она продолжала отстаивать свои принципы. Окружающие люди с готовностью превратили её жизнь в ад, не сомневаясь ни секунды в своём праве унижать, топтать, обличать предательницу. А ведь многие из них не были невинными овечками, но их грехи никому не известны, а значит, не подлежат всеобщему обсуждению, получается даже, что их (грехов) как бы и нет. Публичное бичевание, которому подверглась героиня тоже важный штришок, который в очередной раз показывает, что стая, защищая свою позицию, порвёт любого, кто выступит против неё, пусть даже мнение большинства будет неправильным. Ролану Анатольевичу с глубочайшей достоверностью удалось передать человеческую жестокость. Причем добился он не обилием крови, мордобоя, стрельбы, а жизненным сценарием, хорошо продуманным и снятым антуражем. В результате, смотря на экран, отчетливо понимаешь, что реальность всегда страшнее выдуманного кошмара. Перед нами люди, лишенные милосердия, они напоминают роботов, запрограммированных на ненависть, несмотря на то, что внешне они не отличаются от остального человечества. В центре картины нравственно-этическая проблематика, определяющая основные конфликты, с одной стороны, личностное самоопределение подростка в ситуации группового давления, а с другой, особенности подросткового поведения (феномен «буллинга», школьной травли).

Вопросы по кейсу

1. Каковы характеристики нравственного развития подростков по материалам фильма?

2. Что влияет на морально-нравственный облик подростка?

3. На какие ценности ориентируют подростков рекламные ролики и мыльные оперы?

4. Каковы возможности метода разъяснения ценностей в нравственном воспитании подростков?

Задания по кейсу

1. Выделите основные направления развития нравственной сферы подростка.

2. Определите наиболее важные проблемы сознательного поиска идеального образа, укладывающегося в нравственные требования развивающейся личности подростка.

3. Подготовьте презентацию по представлению нравственного развития современного подростка. Выступите с презентацией.

Методические рекомендации по решению кейса

1. Ознакомьтесь с разделом «Нравственная сфера подростка» в учебной литературе:

2. Проанализируйте материалы статей Собкина В.С., Маркиной О.С. Структурные компоненты Я-концепции подростка (на материале восприятия фильма Р. Быкова «Чучело») // Вопросы психологии. – 2008. – № 5, а также «Я» в пространстве киноперсонажей фильма «Чучело»: особенности мотивационной атрибуции // Вестник практической психологии образования. – 2007. – № 3.

3. Ознакомится с перечнем рекомендованных сайтов и информационных ресурсов

 

Практическое занятие 18: Психолого-педагогическое сопровождение в подростковом возрасте

Работа с кейсом

Кейс «Первичная встреча педагога-психолога с подростком»

Вера, 14 лет, на перемене подошла к педагогу-психологу и сказала, что ей «нужно поговорить». На консультации она явно волнуется и начинает расспрашивать педагога-психолога о том, верит ли он в предсказания и гадания. Фрагмент беседы:

Психолог (П). Вера, ты хотела поговорить о гаданиях?

Вера (В). Да нет…(мнется).

П. Мне кажется, тебя что-то беспокоит, и ты хотела поговорить именно об этом.

В. Да…Вы понимаете, моя мама…В общем, она…

П. Что-то произошло в ваших отношениях с мамой?

В. Да.

П. Тебе трудно об этом говорить?

В. Да…(решительно). Мне кажется, что моя мама меня больше не любит!

П. Твоя мама тебя больше не любит?

В. Ну да. Сашку (младшего брата) любит, а меня нет!

П. И как ты это поняла?

В. Она на меня сердится, ругает из-за уроков, хотя я стараюсь, и учиться стала лучше! Я гулять хочу пойти, а она говорит: «Лучше бы уроки сделала». А я все уроки уже сделала, а она не верит!

П. И у тебя возникает ощущение, что к тебе несправедливо относятся, тебя не любят…

В. Ну да! Сашке она так не говорит. Ему она вообще замечаний не делает!

П. И это очень обидно.

В. конечно. И еще, знаете, она со мной не хочет разговаривать. Я её спрошу о чем-нибудь, а у нее, то времени нет, то я ей мешаю. Я ей всё время мешаю!

Из психологического анамнеза, знакомства с материалами личного дела известно следующее: девочка является старшим ребенком из двоих детей в семье. Отец по профессии военный, имеет замкнутый, скрытный характер, отличается малой эмоциональностью. Мать имеет среднее медицинское образование по специальности «фельдшер», по характеру тревожная, вспыльчивая, обидчивая. Тема обиды звучит в трех поколениях. Мать до сих пор обижена на бабушку, так как та, будучи инженером, мало уделяла ей внимания. Семья изолирована от других родственников, с закрытыми внешними границами. Мертворожденный ребенок до рождения Веры способствовал усилению гиперпротекции у матери по типу «фобии утраты». Мать, оставив работу, сосредоточила свое внимание на здоровье, развитии детей, особенно дочери, ее вовлеченность в личностное развитие ребенка порой носит сверхценный характер. Со слов девочки (рассказала мама), когда «я была маленькой, то отец не хотел заниматься мною…». Существовала иррациональная установка, что «ребенок до 7 лет только мамин». Матери удалось заставить отца «любить» дочь. Перед тем как дочь пошла в школу, у отца появилась другая женщина. Вскоре отец вернулся в семью, но женщина отца не считала их отношения завершенными, звонила в семью, иногда девочка брала трубку и слышала молчание. Сама девочка в тот период времени не придавала огромного значения этому событию. Мать винила отца через ребенка. В семье нарушены границы, коммуникация, отношения между членами семьи «инфантильно-обидчивые». У девочки нет близких друзей, образцов для другого поведения. Соматические и психосоматические проблемы, ограничение ребенка в досуге, физической активности создали слабое физическое «Я». Девочка демонстрирует признаки пассивно-агрессивного поведения, имеет место школьная и социальная дезадаптация. Таким образом, сочетание психофизиологических, социальных факторов привели к тому, что у девочки, имевшей соматическую патологию, стали появляться признаки психогенного личностного дисгармоничного развития. Неправильное поведение, воспитание родителей способствовали закреплению патологических типов воспитания. Девочка входит в группу риска по проявлениям личностного развития, нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, обследовании у врача-педиатра и психотерапевта.

 

Вопросы по кейсу

1.Какова специфика психологического консультирования при первичной встрече педагога-психолога с подростком в образовательном учреждении?

2. Какие основные теоретические подходы к консультированию подростков чаще используются педагогами психологами образовательных учреждений?

3. Назовите основные характеристики консультативных стратегий в работе с подростками.

4. Перечислите часто встречаемые ошибки в консультировании при первичной встрече педагога-психолога с подростком.

Задания по кейсу

1. Представьте себя в роли педагога-психолога, осуществляющего данный консультативный процесс, и выполните следующие задания:

а) познакомьтесь с фрагментом психологического консультирования подростка по проблеме взаимоотношений с матерью и особенностями личностного развития подростков;

б) составьте план диагностических мероприятий (в виде психодиагностической таблицы)

Феноменология проблемы Возможные психологические причины Способы проверки
     

 

в) проанализируйте теоретическое описание проблемы;

г) сформулируйте диагностические гипотезы;

д) укажите способы проверки диагностических гипотез и сформулируйте психологический диагноз.

е) выделите основные типологии подростковых проблем и рассмотрите стратегию оказания психолого-педагогического сопровождения подростка в зависимости от типа проблемы (результаты представьте в виде таблицы)

Типичные подростковые проблемы Стратегии психолого-педагогического сопровождения
1.Учебные затруднения  
2.Поведенческие и коммуникативные проблемы  
3. Трудные жизненные ситуации  
4.Экзистенциальные проблемы  

 

 

е) наметьте пути оказания дальнейшей помощи семье подростка и формулировки рекомендаций для Веры.

Методические рекомендации по решению кейса

1. Ознакомьтесь с разделом «Личностное развитие подростка» в учебной литературе по курсу

 

2. Проанализируйте понятия «Семья», «Первичная встреча в психологическом консультировании подростка», «трудности в консультировании подростков» в психолого-педагогической науке; оформите их в виде психологического словаря.

3. Проведите подробный анализ проблем подростка, описанных в работах А,Г. Грецова, В.Г. Казанской.

4. Ознакомьтесь с перечнем рекомендованных сайтов и информационных ресурсов.

Практическое занятие 19

Работа с кейсом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: