Человеку как существу высшего (по сравнению с животными) порядка присущи от природы стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению с себе подобными, а также в соответствии с этим способность к знанию и деятельности согласно общим правилам. «Такое соблюдение (правил) общежития, изображенное нами лишь в общих чертах как присущее человеческому разуму,—пишет Гроций,— есть источник так называемого права в собственном смысле: к нему относятся как
41 Там же.
42 Там же. Андроннпк Родосский — греческий философ I в.
до гг. ■л.
43 Там же, с. (S1, примеч. 22. Юстин — христианский автор II в.
44 Там же, с. 45.
45 Там же, с. 46.
воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещения ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания» 46.
Из этих естественно-правовых принципов, характеризуемых как право в собственном смысле слова, вытекает, согласно Гроцию, и понимание естественного права в более широком смысле, так как человек обладает способностью, опираясь на данные принципы, оценивать с точки зрения разума все свои взаимоотношения с другими. «Понятно,—замечает Гроций,—что человеческой природе свойственно, в согласии с разумом, в этих обстоятельствах руководствоваться здравым суждением и не уступать ни угрозам страха, ни соблазнам доступных удовольствий, и не предаваться безрассудному порыву, а то, что явно противоречит такому суждению, следует рассматривать как противное также естественному праву, а тем самым — и человеческой природе» 47.
К естественному праву в широком смысле Гроций относит и благоразумпую соразмерность в безвозмездном распределении между отдельными людьми и обществами причитающихся им благ, с оказанием предпочтения одним перед другими (мудрым, родичам, бедным соответственно перед немудрыми, чужестранцами и богатыми) — сообразно с действиями каждого и природой каждой вещи.
Строго говоря, замечает Гроций, не польза и т. п., а именно сама природа человека — «мать естественного права», «матерью же внутригосударственного права является самое обязательство, принятое по взаимному соглашению; а так как последнее получает свою силу от естественного права, то природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права»48.
Польза, согласно Грогцгю, является лишь поводом для возникновения внутригосударственного права (т. е. законодательства, позитивного права). От природы (по воле создателя) люди в отдельности беспомощны и нуждаются во многих вещах для благоустроенного образа жизни. Это (а следовательно, стремление к определенной пользе) и двигает людей к установлению сообщества и порядка подчинения.
Определенную пользу, согласно Гроцию, преследуют по только внутригосударственные законы, но и так называемое право народов (международное право), которое тоже относится, в отличие от естественного права, к праву волеустановленному. «Но подобно тому, как законы любого государства,— пишет он,— преследуют его особую пользу, так точно известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между всеми государствами, так и между большинством их. И оказывается даже, что подобного рода права возникли в интересах не каждого сообщества людей в отдельности, а в интересах обширной совокупности всех таких сообществ» 49.
Соблюдать справедливость, замечает Гроций, так же неглупо, как неглупо следовать требованиям внутреннего государственного права или права народов, даже если при этом и приходится отказаться от некоторых своих преимуществ. «Ведь подобно тому как гражданин, нарушающий внутригосударственное право ради своей ближайшей выгоды, тем самым подрывает основу собственного своего благополучия и благополучия своего потомства, так точно и народ, нарушающий право естественное и право народов, навсегда подрывает основу своего собственного спокойствия в будущем. Если даже соблюдение права не сулит никакой прямой выгоды, тем не менее стремление к тому, к чему мы чувствуем влечение нашей природы, свидетельствует скорее о мудрости, а не о глупости» 50.
Гроций отвергает и восходящее к софистам положение о том, что законы были впервые изобретены из страха перед угрозой и насилием. Касаясь вопроса о связи права и силы (насилия), он обращает внимание на необходимость отличать право (право в собственном смысле и естественное право) от его внешнего осуществления и средств, обеспечивающих это. Положение о том, что люди принуждаются своего рода силой к осуществлению справедливости, согласно Гроцию, относится не к самому праву, а «только к тем установлениям и законам, которые должны способствовать осуществлению права на деле»51. Так, многие слабые, желая избежать угнетения более сильных, объединяются для установления и соблюдения общими силами законов, правосудия и т. д. «Только в таком смысле можно признать правильным изречение:
49 Там же.
50 Там же, с. 48-49.
51 Там же, с. 49.
право есть воля сильнейшего; другими словами, право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь; так, законодатель Солон, по собственному признанию, совершил великое дело, „узами силу и право навек сочетав воедино"» 52.
Было бы неверно, продолжает Гроций, считать, будто право, лишенное поддержки силой, не имело никакого действия, ибо соблюдение справедливости сообщает совести спокойствие, а несправедливость причиняет терзания и муки.,
К числу ненасильственных факторов, содействующих осуществлению права, Гроций относит, кроме совести, также общественное мнение (согласное суждение честных людей) и благоволение бога, одобряющих справедливые поступки и осуждающих несправедливые.
Отстаивая идею международного права, сохраняющего силу в условиях мира и во время войны, Гроций отмечает, что нет столь могущественного государства, которое не испытывало бы нужды в содействии извне, в разного рода договорах, союзах и т. п. Гроций, не переходя на позиции пацифизма, вместе с тем резко критикует практику развязывания и ведения войн без соблюдения соответствующих правовых оснований и границ, с гуманистических позиций отвергает злодеяния войны.
Характеризуя различные виды войн, Гроций касается и проблем гражданской войны. Особое внимание он уделяет вопросу о праве подданных сопротивляться верховной власти или подчиненным органам, действующим по уполномочию верховной власти. Позиция Гроция в этом вопросе, весьма значимом для его правопонимания в целом, отмечена явной непоследовательностью.
С одной стороны, он как будто признает, что «все по природе имеют право противиться причинению им насилия» и поэтому «не следует повиноваться приказам власти, противным естественному праву и божественным заповедям» 53.
С другой стороны, он по существу обосновывает представление, согласно которому естественное право сопротивления подданных верховной власти теряет свою силу перед лицом верховного права государства. «Но так как,— замечает Гроций,— государство установлено для обеспе-
чения общественного спокойствия, то ему принадлежат некое верховное право над нами и нашим достоянием, поскольку это необходимо для осуществления государственных целей. Поэтому государство и может наложить запрет на это всеобщее право сопротивления ради сохранения общественного мира и государственного порядка... Ибо если сохранить такое всеобщее право сопротивления, то будет уже не государство, но беспорядочная толпа, как у циклопов» 54.
В целом сопротивление подданных носителям верховной власти и подчиненным им должностным лицам Гро-ций квалифицирует как правонарушение. Правда, он говорит о некоторых изъятиях из данного общего правила, которые не меняют существа дела. Не совсем ясен и смысл «крайней необходимости», которая, по признанию Гроция, в какой-то мере оправдывает ■ самозащиту подданных ".
Общая идея, проводимая Гроцием, хотя и не вполне определенно им формулируемая, состоит в том, что естественные права и свободы подданных (во всяком случае те из них, которые связаны с действиями по сопротивлению властям) прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. Более того, отказ от права сопротивления властям трактуется Гроцием в качестве одного из положений этого соглашения.
Так, имея в виду «закон о непротивлении», Гроций пишет: «Закон же, о котором здесь идет речь, как видно, вводится волею тех, которые первоначально объединяются в гражданское общество и от коих право далее переходит на правительствующих» 5в.
В другом месте, говоря об одном из исключений из общего «закона о непротивлении», он замечает: «Если в акте о вручении власти оговорено, что в известных случаях королю можно оказывать сопротивление, то хотя такой договор нельзя рассматривать как изъятие какой-либо части власти, тем не менее им предусматривается сохранение некоторого рода естественной свободы, изъятой тем самым от подчинения царской власти. При отчуж-
54 Там же.
55 См.: Там же, с. 167.
50 Там же, с. 160.
дении права ведь возможно также ограничить путем соглашений объем отчуждаемого права» ".
Трактовка Гроцием проблематики сопротивления подданных власти с позиций «закона о непротивлении» как составной части общественного договора вносит существенные коррективы во все его правопонимание и, в частности, в его концепцию соотношения естественного и положительного права. Хотя по общему смыслу этой концепции внутригосударственное право лишь форма выражения и проведения в жизнь естественного права, которому оно должно соответствовать, однако, в ряде существенных моментов (там, где речь идет о характере взаимосвязи подданных и гражданских властей, личности и государства) действие «вечного и неизменного» естественного права оказывается парализованным (приостановленным или даже отмененным) «неким верховным правом» государства.
Подобная метаморфоза находится в явном противоречии как с исходными принципами учения самого Гроция о естественном праве и правовом характере внутригосударственных законов, так и с концепцией договорного происхождения государства и гражданских установлений.
Суверенные правомочия участников общественного договора, подразумеваемые данной концепцией, в трактовке Гроция в принципе и в целом (за исключением специальных оговорок в самом соглашении) отчуждаются от подданных и переходят к государственной власти. Учредители государства, став подданными, в своих взаимоотношениях с гражданскими властями предстают в качестве «частных лиц», которые уже неправомочны самовольно вмешиваться в решение государственных дел и, в частности, спорных вопросов о сопротивлении правонарушаю-щей власти.
Проблема суверенных полномочий государственной власти (в том числе и в области законодательства), разрешаемая в учении Гроция в целом за счет правомочий подданных (и, следовательно, путем девальвации их прав и свобод, вытекающих из принципов естественного права), тем самым оказывается как бы вне общего контекста развиваемого им правопонимания, лишая деятельность государства необходимой правовой очерченности и определенности.
57 Там же, с. 172.
Здесь обнаруживается также заметное отступление Гроцпя от его же положения о том, что соблюдение права (наряду с соблюдением общей пользы) является целью организации и деятельности государства. Более последовательная трактовка этого положения, а также рационалистических моментов гроцианского подхода к естественному праву и внутригосударственным законам использовалась рядом последующих буржуазных мыслителей (Спиноза, Локк, Руссо, Джефферсон, Кант и др.) для обоснования антифеодальных концепций и представлений о неотчуждаемых (естественных) правах и свободах личности, о праве подданных свергнуть несправедливое правительство, об общественном договоре как проявлении суверенитета народа, о конституционно-правовом обрамлении и ограничении деятельности государства, о господстве права и правового закона в условиях «правового государства».
Особо сильное влияние взгляды Гроция оказали на формировавшееся буржуазное учение о международном праве.
Т. Гоббс
С ярко выраженных этатистских (государственниче-ских) позиций проблематику соотношения права и закона трактовал Томас Гоббс (1588—1679). Существенное значение при разработке данной темы, как и во всем политико-правовом учении Гоббса, придается принципиальному противопоставлению естественного состояния государству (гражданскому состоянию).
Гоббс исходит из того, что «природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей» 5в. Во всяком случае возможная природная разница между людьми не столь велика, чтобы один из них мог претендовать для себя на какое-нибудь благо, на которое с таким же правом не мог бы претендовать другой.
58 Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936, с. 113. В дальнейшем для краткости данная работа будет обозначаться «Левиафан». См. также: Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. М., 1914, с. 22 и след.
Подобное равенство людей, означающее их равные возможности вредить друг другу, в сочетании с коренящимися в природе человека тремя основными причинами войны (соперничество, недоверие, любовь к славе) приводит, согласно Гоббсу, к тому, что естественное состояние оказывается всеобщей непрекращающейся войной.. «Отсюда очевидно,— пишет он,— что пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех» 59.
В изображаемом Гоббсом естественном состоянии нет общей власти. А там, где нет общей власти, замечает он, нет и закона, а где нет закона, нет справедливости. Здесь отсутствуют также собственность, владение, различие между моим и твоим. Каждый в естественном состоянии имеет право на все — в этом и состоят его естественное право и естественная свобода.
Гоббс определяет естественное право следующим образом: «Естественное право, называемое обычно писателями jus naturale, есть свобода всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т. е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что по его собственному суждению и разумению является наиболее подходящим для этого средством» ео.
Под свободой в его учении имеется в виду отсутствие внешних препятствий делать то, что человек желает, поскольку он по своим физическим способностям в состоянии это сделать. В этом смысле человек, согласно Гоббсу, свободен именно в естественном состоянии.
Естественное право, по мнению Гоббса, не следует смешивать с естественным законом (lex naturalis) — предписанием или найденным разумом общим правилом, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни.
Гоббс подчеркивает: «Следует различать между jus и lex, между правом и законом, хотя те, которые пишут по этому предмету, обычно смешивают эти понятия: ибо право состоит в свободе делать или не делать, между тем
™ Гоббс Т. Левиафан, с. 115. 60 Там же, с. 117.
как закон определяет и обязывает к тому или другому члену этой альтернативы, так что закон и право различаются между собой так же, как обязательство и свобода, которые несовместимы в отношении одной и той же вещи» ".
Человек — существо разумное, а общее правило и предписание разума, согласно Гоббсу, звучит так: «...вся'-кий человек должен добиваться мира, поскольку у него есть надежда достигнуть его, если же он не может его достигнуть, то он может использовать всякие средства, дающие преимущество на войне» е2.
В этом предписании разума, свидетельствующем о своеобразном рационалистическом (апеллирующем к разуму) подходе Гоббса к обсуждаемой теме, содержатся как правила поведения в естественном состоянии (во второй части приведенной формы речь идет о санкционируемом разумом естественном праве), так и правило выхода из естественного состояния всеобщей войны к миру (первая часть формулы). Первая часть гоббсовской максимы разума выступает как первый и фундаментальный естествен-ний закон: следует искать мира и следовать ему.
Из этого основного естественного закона Гоббс, прибегая к дедукции, выводит целый ряд других естественных законов, конкретизирующих правило поиска гражданского мира между людьми63.
Так, второй естественный закон гласит, что в случае согласия на то других людей человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у других людей по отношению к себе. Гоббс отмечает, что требование этого закона уже представлено в известной евангельской формуле: поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.
В другой своей формулировке, резюмирующей, по признанию Гоббса, основной смысл всех естественных законов, данное правило гласит: не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.
" Там же. вг Там же, с. U8.
63 См.: Там же, с. 118—138; Он же. Философские основания учения о гражданине, с. 30—59.
8 В. С. Нерсесянц 225
Третий естественный закон требует, чтобы люди выполняли заключенные ими соглашения. В этом законе, по Гоббсу, заключены источник и начало справедливости. Несправедливость — это невыполнение договора, а все, что не несправедливо, справедливо.
Однако соглашения, основанные на доверии, недействительны там, где есть опасения их невыполнения (т. е. в естественном состоянии). «Вот почему,—пишет он,— прежде чем слова справедливое и несправедливое могут иметь место, должна быть какая-нибудь принудительная власть, которая угрозой наказания, перевешивающего благо, ожидаемое людьми от нарушения ими соглашения, принуждала бы в одинаковой мере людей к выполнению их соглашений и упрочила бы ту собственность, которую люди приобретают путем взаимных договоров взамен отказа от универсального права. И такая власть может явиться с основанием государства» 64.
Распространенное определение справедливости как неизменной воли давать (воздавать) каждому его собственное Гоббс трактует в духе своей концепции: справедливость предполагает собственное (собственность), а последнее возможно лишь там, где есть государство и принудительная гражданская власть.
Остальные естественные законы, формулируемые Гоббсом, требуют соблюдения правил благодарности, признательности, скромности, милосердия, прощении, неприкосновенности посредников мира, беспристрастного и нелицеприятного решения споров и т. д.65
Естественные законы неизменны и вечны. «Ибо,— поясняет Гоббс,— несправедливость, неблагодарность, надменность, гордость, криводушие, лицеприятие и остальные пороки никогда не могут стать правомерными, так как никогда не может быть, чтобы война сохраняла жизнь, а мир ее губил» в6.
64 Гоббс Т. Левиафан, с. 127.
85 Один из естественных законов запрещает пьянство и все то, что уклоняет ум от его естественного состояния, разрушая или уменьшая тем самым способность рассуждения. Основание формулировки этого закона таково: естественный закон — это веление правого разума (recta ratio), а последнее в естественном состоянии представляет собой «акт рассуждения, т. с. собственное и истинное рассуждение каждого отдельного человека о его действиях, которые могут привести к выгоде или вреду для остальных людей» (Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине, с. 30, 53—54).
66 Гоббс Т. Левиафан, с. 137.
Науку о естественных законах он характеризует йак единственную и истинную философию морали, как науку о добре и зле в человеческих поступках и в общественной жизни.
Гоббс отмечает неточность применения названия закон к предписаниям разума, каковыми являются формулируемые им «естественные законы». «Ибо,— продолжает он,— эти предписания являются лишь заключениями или теоремами в отношении того, что ведет к сохранению и защите человеческой жизни, между тем как закон в собственном смысле означает предписание того, кто по праву повелевает другими. Однако, если мы рассматриваем эти самые теоремы как возвещенные богом, повелевающим но праву всем, тогда они правильно названы законами»67.
Наличие одних лишь естественных законов еще не ведет к миру и безопасности. Гарантировать соблюдение этих законов может лишь общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу. Такая общая власть, согласно гоббсовской договорной теории возникновения государства, может быть установлена лишь путем сосредоточения всей власти и всей силы в одном человеке или собрании людей, сводящих все воли участников договора в единую волю. Множество людей, объединяемое таким образом в одном лице (суверене), и есть государство (civitas).
Характеризуя процесс образования государства, Гоббс пишет: «Таково рождение того великого Левиафана, или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного бога, которому мы под владычеством бессмертного бога обязаны своим миром и своей защитой. Ибо благодаря полномочиям, данным ему каждым отдельным человеком в государстве, указанный человек или собрание лиц пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делает этого человека или это собрание лиц способным направлять волю всех людей к миру внутри и к взаимной помощи против внешнего врага. И в этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая может быть определена как единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так,
Там же, с. 138.
227 8*
как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты» 6\ Носитель этого лица, суверен, обладает верховной властью по отношению к подданным. «Суверенная власть,— подчеркивает Гоббс,— есть душа государства» 69.
Среди правомочий суверена Гоббс специально выделяет такие права, как установление законов, наказание нарушителей законов, объявление войны и заключение мира, отправление правосудия, учреждение системы органов, запрещение вредных учений, ведущих к нарушению мира и т. д. Однако этим полномочия суверена не ограничиваются, так как перечисленные нрава, согласно Гобб-су, подразумевают и другие права, которые необходимы для осуществления задач государства.
Верховная власть в любой форме государства (демократии, аристократии или монархии) носит, по Гоббсу, абсолютный характер: она «так обширна, как только это можно себе представить» 70.
Касаясь вопроса об обязанностях суверена, Гоббс замечает: «Обязанности суверена (будь то монарх или собрание) определяются той целью, ради которой он был облечен верховной властью, а именно целью обеспечения безопасности народа, к чему он обязывается естественным законом и за что он отвечает перед богом, творцом этого закона, и ни перед кем другим» 71.
Гоббс вместе с тем пишет, что «имеются некоторые права, о которых нельзя думать, чтобы кто-нибудь мог их словами или знаками уступить или отчуждать» 72. Среди этих неотчуждаемых (естественных) прав человека он называет право сопротивления тем, кто посягает на его жизнь и здоровье, кто хочет наложить на него оковы или заключить в тюрьму.
В общем виде Гоббс замечает, что «каждый подданный имеет свободу в отношении всего того, право на что не может быть отчуждено договором»73. Так, никакой договор не может обязать человека обвинять себя и сознаваться в предъявляемом обвинении, убить или ранить себя или другого, воздерживаться от пищи, пользования
водой и воздухом, употребления лекарств й других необходимых для жизни вещей. Подданный свободен не повиноваться приказам суверена выполнить подобные действия, если, подчеркивает Гоббс, наш отказ в повиновении в подобных случаях не подрывает ту цель, ради которой была установлена верховная власть.
Остальные свободы подданных «проистекают из умолчаний закона» 74. Там, где суверен не предписал никаких правил, подданный свободен делать или не делать что-либо по собственному усмотрению. Мера и объем подобной свободы подданных в различных государствах зависят от обстоятельств места и времени и определяются верховной властью, ее представлениями о целесообразности и т. п.
Признаваемые Гоббсом неотчуждаемые права подданного в целом касаются вопросов его личного самосохранения и самозащиты. По смыслу гоббсовской концепции в этих пределах подданный может оказать сопротивление гражданской власти. Поэтому последующие действия преступника, продиктованные мотивами самозащиты (например, вооруженное сопротивление мятежников, которых ждет смертная казнь; побег заключенного из тюрьмы или с места казни и т. п.) не являются «новым незакономерным актом» 75.
Но никто, подчеркивает Гоббс, не имеет права оказывать сопротивление «мечу государства» в целях защиты другого человека (виновного или невиновного), поскольку такое право лишает суверена возможности защищать безопасность подданных и разрушает саму сущность власти.
Об издаваемых сувереном законах Гоббс пишет: «Эти правила о собственности (или о моем и твоем) и о добре, зле, закономерном и незакономерном в человеческих действиях являются гражданскими законами, т. е. особенными законами каждого отдельного государства...» 7б
Гражданские законы он называет искусственными цепями для подданных, свобода которых состоит лишь в том, что обойдено молчанием суверена (законодателя) при регулировании действия людей.
Однако подобная свобода никак не упраздняет и не ограничивает власть суверена над жизнью и смертью
74 Там же, с. 178.
75 Там же.
76 Там же, с. 151.
подданных. Единственное ограничение суверена связано с тем, что, будучи сам подданным бога, он должен соблюдать естественные законы. Но если суверен нарушит их, причинив тем самым ущерб подданным, он, по. смыслу гоббсовской концепции суверенитета, лишь совершит грех перед богом, но никак не несправедливость по отношению к подданным.
В гражданском состоянии речь собственно может идти лишь о свободе государства, а не частных лиц. Цель гражданских законов как раз и состоит в том, чтобы «ограничить свободу отдельных людей» 77. В этом вопросе отчетливо проявляется основной смысл гоббсовского различения права (естественного) и закона (гражданского, положительного). «Ибо право,— подчеркивает Гоббс,— есть свобода, именно та свобода, которую оставляет нам гражданский закон. Гражданский же закон есть обязательство и отнимает у нас ту свободу, которую предоставляет нам естественное право. Природа предоставляет всякому человеку право обеспечить свою безопасность своей собственной физической силой и в целях предупреждения нападения на себя напасть на всякого подозрительного соседа. Гражданский же закон лишает нас этой свободы во всех тех случаях, где защита закона обеспечивает безопасность» 78.
Причем так дело обстоит во всех формах государства: свобода одинакова как в монархии, так и в демократии. С этих позиций Гоббс бросает резкие упреки античным авторам (особенно Аристотелю и Цицерону), связывавшим свободу с демократической формой правления. Этим воззрениям он приписывает опасные и разрушительные последствия: «И благодаря чтению греческих и латинских авторов люди с детства приобрели привычки благоприятствовать (под лживой маской свободы) мятежам и беспутному контролированию своих суверенов, а затем контролированию и этих контролеров, вследствие чего было пролито столько крови, что я считаю себя вправе утверждать, что ничто никогда не было куплено такой дорогой ценой, как изучение греческого и латинского языков западными странами» 7Э.
При характеристике гражданских законов Гоббс подчеркивает, что лишь суверен является во всех государ-
ствах законодателем, причем свобода суверена носит над-законный характер: суверен (одно лицо или собрание) не подчинен гражданским законам.
Касаясь вопроса об обычаях, он отмечает, что основанием признания за долгой практикой силы закона является не продолжительность времени, а воля суверена (ого молчаливое согласие). С этих позиций он возражает юристам, считающим законом лишь разумные обычаи и предлагающим упразднить дурные обычаи. Решение вопросов о том, что разумно и что подлежит упразднению, замечает Гоббс,— дело самого законодателя, а не юриспруденции или судей. Закон должен соответствовать разуму, но именно разуму суверена.
В отношении законов, установленных при прежних суверенах, но продолжающих действовать и при нынешнем суверене, Гоббс формулирует следующее правило: законодателем является не тот, чьей властью закон впервые издан, а тот, чьей волей он продолжает оставаться законом. «Правовая сила закона,— подчеркивает он,— состоит только в том, что он является приказанием суверена» 8°.
Существенный признак гражданских законов, по Гобб-су, состоит в том, что они доводятся до сведения всех тех, кто обязан повиноваться им, посредством устного или письменного опубликования или в иной форме, заведомо исходящей от верховной власти.
Толкование всех законов (и гражданских и естественных) — прерогатива верховной власти, поэтому толковать их могут лишь те, кому это поручено сувереном.