В республике (и особенно в демократии) таким принципом является добродетель, в монархии — честь, в деспотии — страх. Монтескье специально подчеркивает, что, говоря об этих принципах, он имеет в виду не реально существующее положение, а должный (соответствующий каждому строю) порядок: «...из этого следует лишь, что так должно быть, ибо иначе эти государства не будут совершенными» "'".
Поиски данных принципов (и выяснение их значения для законодательства) и составляют, по признанию самого Монтескье, предмет его книги «О духе законов», потребовавшей двадцатилетнего труда.
Характеризуя законотворческое значение и законооб-разующую силу соответствующего принципа, он пишет: «...Законы вытекают из него, как из своего источника» '".
В плане конкретизации общей идеи о необходимости соответствия позитивных законов принципам правления Монтескье обстоятельно, иногда доходя до частностей, исследует вытекающие из данной идеи следствия применительно к законам о воспитании, к законам для общества в целом, к законам об обороне и т. д. Подробно прослеживается им влияние, оказываемое принципами различных видов правления па характер гражданских и уголовных законов, на формы судопроизводства и определение наказаний.
|
|
| Специальное внимание Монтескье уделяет проблеме
/ соотношения закона и свободы. Он различает два вида
/ законов о политической свободе: 1)_законы, у_станавли-
(— вающие политическую свободу в ее отношении к государ-
145 Там же, с. 177.
146 Там же, с. 187.
Там же, с. 169.
259 9*
ственному устройству, и 2) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину. Речь, следовательно, идет об институциональном и личностном аспектах политической свободы, подлежащих законодательному закреплению.
Приступая к анализу понятия свободы, Монтескье замечает: «Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово «свобода». Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого они наделили тиранической властью; другие — право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи — право носить оружие и совершать насилия; четвертые — видят ее в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Некий народ долгое время принимал свободу за обычай носить длинную бороду. Иные соединяют это название с известной формой правления, исключая все прочие» 148.
Сам Монтескье развивает то представление, что поли.-тическая£в^)бод.а__воз.можна вообще лишь при умеренных правлениях^ но не^в__ДЁМОК{Ш¥«^ иди аристократии, _я_тем более в деспотии. Да и щш умеренных_правлениях лоли-тическая~свобода, имеет жеста лишь- там7 где исключена возможность злоупотребления властью, для чего необходимо достргчтг'в государстве взаимного сдерживания друг друга со стороны различных властей. Такое умеренное правление характеризуется как «государственный строй,', при котором никого не будут понуждать делать то, к чему; его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему/ дозволяет»149. Под искомой формой правления подразумевается конституционная монархия английского образца. Англичан Монтескье аттестует в качестве народа, непо-) средственным предметом государственного устройства ко-* торого является политическая свобода.
|
|
Определяя политическую свободу, Монтескье подчер-1 кивает ее отличие от произвола, от деланья того, что хочется. «В государстве, т. е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть
принуждаемым делать то, чего не должно хотеть... Свобода есть право делать то, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане» 15°.
В своем институциональном аспекте политическая сво-_ бода, согласно Монтескье, устанавливается определенным распределением трех властей в государстве (законодательной, исполнительной и судебной); личностный же
аспект политической свободы заключается в безопасности
^ажданина или по крайней мере в уверенности гражда-_ jjHHa в своей безопасности 1:i1.
Отмечая возможность несовпадения этих двух аспектов политической свободы, Монтескье пишет: «Может случиться, что и при свободном государственном строе гражданин не будет свободен, или при свободе граждан строй все-таки нельзя будет назвать свободным. В этих случаях свобода строя бывает правовая, но не фактическая, а свобода гражданина фактическая", но не" прав6~
свобода граждан в значительной
[ степени зависит, по мысли Монтескье, от__доброкачествен-
ностд—-уголовных законов. «Если,—замечает он,—
не ограждена невиновность граждан, то не ограждена и свобода. Сведения о наилучших правилах, которыми следует руководствоваться при уголовном судопроизводстве, важнее для человечества всего прочего в мире. Эти сведения уже приобретены в некоторых странах и должны быть усвоены прочими» 153.
Существенное значение он придаехД1ШШЩГ1у-ссо.твет-ствия накааашш «реет-унлению. Свобода, по Монтескье, торжествует там, где уголовные-законы налагают кары в соответствии со специфической природой самих преступ-' лений: наказание здесь зависит не от произвола и каприза законодателя, а от существа дела. Такое наказание перестает быть насилием человека над человеком.
150 Там же, с. 289.
151 Эти идеи сыграли заметную роль в правовом закреплении ре
зультатов французской буржуазной революции. Так, в ст. 16
«Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. подчеркива
лось, что «общество, в котором но обеспечено пользование пра
вами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».
152 Монтескье Ш. Указ. соч., с. 317.
153 Там же, с. 318.
Сами по себе помышления не являются преступлением. «Законы,— подчеркивает он,— обязаны карать одни тодыш внешние действия» '".
ДляГ обеспечения свободы необходимы и определенные судебные формальности (процессуальные правила и формы), правда в такой степени, чтобы они содействовали целям реализации закона, но не превратились бы в препятствие для этого.
Составной частью учения Монтескье о законах являются его суждения о различных разрядах (типах) законов. Люди, отмечает он, управляются различными законами: ррл^гм^ныч правом; божественным __ГЩЯВ£Ш (правом религии); церковным (каноническим) правом; международным правом, (вселенским гражданским пра-в"ом7 по "которому каждый народ есть гражданин вселенной); общим государственным правом, относящимся ко всем обществам, частным-государственным правом, имеющим в виду отдельное общество; правом завоевания; гражданским правом отдельных обществ; семейным правом.
|
|
Ввиду наличия этих различных разрядов законов, замечает Монтескье, «высшая задача человеческого разума состоит в том, чтобы точным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или иные вопросы, подлежащие определению закона, дабы не внести беспорядка в те начала, которые должны управлять людьми» 15\
Иначе говоря, данной типологии законов он придает важное регулятивное (для всех законодателей) значение, поскольку ею в общем виде устанавливаются автономные (подчиненные только данному разряду законов) сферы и предметные области различных разрядов законодательства. Дополнительное типологическое требование к закону состоит, следовательно, в том, что он должен, не вторгаясь в область законов иных разрядов, регулировать лишь те отношения, которые вообще относятся к сфере воздействия данного разряда законов.
В рассматриваемой плоскости типологического соотношения законов речь идет о таких требованиях к закону, которые обусловлены фактом их различия и одновременного непротиворечивого автономного сосуществования и
взаимодополнения, а не, скажем, логикой их соподчинен-ности, обусловленности одного закона другим и т. д. В этом плане требование.о том^дхобы...гражданский закон— не противоречил естественному праву, означает не зави-__ ТииоТть первого от второго, а неправомерность вторжения первого в сферу действия второго, особенно когда вторжение нарушает правила данной автономной сферы. Так, в" качестве примера гражданского закона, который неправомерно карает за естественную самозащиту и тем самым противоречит естественному праву, Монтескье называет предлагавшийся Платоном закон, который гласит: «Если раб, защищаясь, убьет свободного человека, его следует судить как отцеубийцу» 156.
|
|
Помимо требований непротиворечня гражданского закона естественному праву, Монтескье выводит из своей типологии законов также и целый ряд иных общих правил, подлежащих учету в процессе законодательства и применения права.
В их числе следующие положения^ порядок..наследОг-вания покоится на началах политического или граждан.-^ скбго"'права7"а не "естественного права; когда дело идет ol_; предписании естественного права, не следует разрешать^ >, вопрос на основании предписаний религии; то, что регу- \ лируется принципами гражданского права, не следует-подчинять принципам канонического права; не следует подчинять человеческие суды правилам судов инквизиции; то, что находится в зависимости от принципов гражданского права, не следует подчинять принципам государственного права; не следует применять гражданских законов к вопросам, решение которых подлежит семейным законам; вопросы, относящиеся к международному праву, не следует решать по правилам гражданского или государственного права; полицейские правила относятся к иной области, чем прочие гражданские законы (полиция руководствуется больше распоряжениями, чем законами), и т. д.
Специальное внимание Монтескье уделяет способам
.ешУЕавттр.плгст закпттгш з.дкттпгтятрлт,ттпй технике.
Основополагающим принципом законодательства является умеренность: «дух умеренности должен быть_аухом законодателя» 157.
156 Там же, с. 560.
157 Там же, с. 642.
Он формулирует, в частности, следующие правила составления законов, которыми должен руководствоваться законодатель. Слог__зя конов должен--быздг-^жат-ьш в.про-— стым. Слова закона должны блахь-однозначными, вызывая у всех людей_одш1--тгтгГТке понятия. Законы не должны вдаваться в тонкости, «они предназначены для людей посредственных и содержат в себе не искусство логики, а здравые понятия простого отца семейства»158. Когда закон по нуждается в исключениях, ограничениях и видоизменениях, то лучше обходиться без них. Когда приводится мотивировка закона, нужно, чтобы она была достойна закона. «Подобно тому как бесполезные законы ослабляют действие необходимых законов, законы, от исполнения которых можно уклониться, ослабляют действие законодательства. Закон должен оказывать свое действие, и не следует допускать изменения его иод каким-либо особым условием»159. Следует остерегаться давать законам такую форму, которая противна природе вещей. Не следует запрещать действия, в которых нет ничего дурного, только ради чего-то более совершенного. «Законам должна быть присуща известная чистота. Предназначенные для наказания людской злобы, они должны сами обладать совершенной непорочностью» 16°.
Разработка теории законов прочно опирается па анализ истории законодательства. В работе «О духе законов» Монтескье обстоятельно исследует римское законодательство, происхождение и изменения гражданских законов во Франции, историю права многих других стран.
Исторический подход к праву тесно сочетается с сравнительно-правовым анализом законодательных положений различных эпох и народов.
В целом в поле интереса Монтескье — позитивные законы (положительное право), историческое и теоретическое исследование которых (их сущности и назначения, закономерностей их формирования, исторического изменения и т, д.) подводит его к основополагающей идее о «духе законов». Соотношение права и закона предстает в его учении как соотношение «духа законов» и позитивного законодательства. «Дух законов» резюмирует в себе совокупность тех отношений и факторов (географических, климатических, исторических, социальных, хозяйственных,
политических, нравственных, религиозных и т. д.), которые влияют на законодательство, определяют его, придают ему характер объективно обусловленных, необходимых, закономерных, справедливых и разумных (с учетом данных обстоятельств) правил. Сама теория закона, устанавливающая необходимое законотворческое значение «духа законов» и вытекающие отсюда обязательные требования к закону н законодателю, становится существенным барьером против произвольного законодательства. Признание за позитивным правом автономной (в пределах действия данного разряда законов) силы и значимости, его независимости (в этих пределах) от иных разрядов законов (естественного права и т. д.), с одной стороны, носит, как мы видели, ие абсолютный, а относительный характер, поскольку требуется непротиворечивое сосуществование различных разрядов законов, а, с другой стороны, эта относительная автономия позитивного права существенно конкретизируется (и тем самым ограничивается) указанием на наличие «духа законов», соответствие которому является необходимым квалифицирующим признаком позитивного законодательства. Гносеологическое (теория закона, учение о «духе законов», разрядах законов и т. д.) здесь одновременно выступает также как аксиологическое, а наука о законах ориентирована на то, чтобы стать руководством для практического законодательства.
Ж.-Ж. Руссо
С позиций идеи народного суверенитета освещаются проблемы права и закона в учении Ж.-Ж. Руссо (1712— 1778).
Переход от естественного состояния в гражданское носит, согласно Руссо, договорный характер. Основная задача общественного договора, кладущего начала обществу и государству и знаменующего превращение скопления людей в суверенный народ, он видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого. из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как прежде» U1.
181 Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969, с. 160.
Статьи этого договора, полагает Руссо, определены природой самого акта, и хотя они не были никогда точно сформулированы, но повсюду одни и те же; везде они молчаливо принимаются и признаются до тех пор, пока в результате нарушения общественного соглашения каждый не обретает вновь свои первоначальные естественные права и свою естественную свободу, теряя свободу, полученную по соглашению, ради которой он отказался от естественной.
Каждый, передавая в общее достояние и ставя под единое высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, превращается в нераздельную часть целого. Последствия общественного договора, по Руссо, таковы: «Немедленно вместо отдельных лиц, вступающих в договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное коллективное целое, состоящее из стольких членов, сколько голосов насчитывает общее собрание. Это Целое получает в результате такого акта свое единство, свое общее я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое162, образующееся, следовательно, в результате объединения всех других, некогда именовалось Гражданскою общиной, ныне же именуется Республикою, или Политическим организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою — при сопоставлении его с ему подобными. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти, и подданными как подчиняющиеся законам Государства» 163.
Концепция Руссо об общественном договоре выражает в целом идеальные его представления о государстве и праве.
Основная мысль Руссо состоит в том, что только уста-_ нрвлепие государства, политических отношений и зако;^ нов, соответствующих его концепции общественного до-_ говора, могут оправдатБс точки зрения разума, справедливости и права пер_еход_от естественного состояния в~"
162 П. С. Грацианский верно отмечает имеющуюся здесь неточность
перевода термипа французского первоисточника person publique,
который переводится им как «общественная личность». См.: По
литические учения: история и современность. Домарксистская
политическая мысль. М., 1976, с. 377. Более адекватным пред
ставляется термин «публичная личность» (публичная персона).
163 Руссо Ж.-Ж. Указ. соч., с. 161—162.
гражданское. Подобные идеальные представления Руссо "находятся в очевидном противоречии с его же догадками о роли частной собственности и обусловленного ею неравенства в общественных отношениях.
Идеальный характер носит и eгo^{OjщeгlЩIя_j3^тecтвeI^:__. _лохо__шетояния, где все от природы свобод1Ш_ж^авньг!__ Он пишет: «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах»:**. Причем Руссо признается в незнании того, как совершилась такая перемена, хотя и склонен;
видеть причины этого в обмане со стороны богатых л
сильных, в их заговоре против бедных и слабых. Его уси-~лйя направлены на то, чтобы в совете сво_ей_ трактовки требований и принципов общественного договора выявить несправедливость данной перемены и показать истинные принципы гражданского состояния. Причем идеализация естественного состояния необходимо диктуется идеальными требованиями к гражданскому состоянию, которое должно в новой (политпчёБко1У~форме_возместить людям то, что они якобы уже имели до образования государства и чего они, следовательно, несправедливо лишены в условиях существующей государственности. Таким образом, завышение достоинств прошлого (естественных прав, свобод, равенства и т. д.) дает руссоистской доктрине надлежащий масштаб для критики современности и требований к будущему. По той же самой логике сторонники абсолютной монархии, напротив, утверждали, что человек рождается бесправным годданным.
В трактовке Руссо феодальный строй, критически соотнесенный с буржуазно-демократическими принципами общественного договора, лишается своей легитимности, справедливого и законного характера, словом — права на существование и держится на силе. А в плоскости соотношения сил проблема, по оценке Руссо, обстоит следующим образом: «Пока народ принужден повиноваться и повинуется, он поступает хорошо; но если народ, как только получает возможность сбросить с себя ярмо, сбрасывает его,—он поступает еще лучше; ибо, возвращая (себе свободу по тому же праву, по какому ее у него похитили, он либо имеет все основания вернуть ее, либо же вовсе не было оснований ее у него отнимать» 165.
164 Там же, с. 152. "5 Там же.
Но сила, согласно Руссо, не создает права — ни в естественном, ни в гражданском состояниях. Моральное вооб-. ще не может быть результатом физической мощи. «Право сильнейшего>Г"6н~на"зывает правом в ироническом смысле. «Если нужно повиноваться, подчиняясь силе, то нет необходимости повиноваться, следуя долгу; и если человек больше не принуждается к повиновению, то он уже и не обязан это делать. Отсюда видно, чтослово право ничего не прибавляет—к--е«ле. Оно здесь просто ничего не значит» "6.
Естественное право и естественная свобода возводятся Руссо к самой природе, к природе вещей. «То, что есть благо и что соответствует порядку, является таковым по природе вещей и не зависит от соглашений между людь-мтг»-1£Х: Отсутствие соглашений в естественном состоянии означает, что никто ничего не обязан другому, поскольку ничего аиу_ не обещал; "fie© общее, и чужим признается лишь то, что не нужно себе. Такое "положение дел ведет к бессилию естественных законов справедливости, так как они приносят благо лишь бесчестному и несчастье — праведному. «Несомненно,— пишет Руссо,— _суцкзсзщш1—все-— общая справедл11вость^ исходящая от разума, но эта справедливость, чтобы быть принятой нами, до^кна^быть вза*. имной... Необходимы, следовательно, соглашения и законы, чтобы объединить права и обязанности и вернуть справедливость к ее предмету»168. В гражданском состоянии, в отличие от естественного, «все права опреде— лены Законом» 16Э.
Сила не создает ни права, ни власти одного над другим; и то, и другое чосят договорныйхарактер, и осно-воюдюбон оакоппой-влает-исреди лдздеи_мог утбыть толь- — ко соглашения.
Общественное соглашение дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения); эта_вдясхь^.ла=-— правляемая общей волей, и есть суверелитет. Единыйт не- _ делимый и неотчуждаемый суверенитет принадлежит, согласно Руссо, народу.
Каковы же последствия перехода от естественного состояния в гражданское применительно к правам и сво-
бодам индивида? Ответ на этот вопрос в учении Руссо лишен необходимой последовательности, определенности и четкости.
С одной стороны, Руссо говорит о _*полном_отчужде-нии каждого из членов ассоциации со всеми.вш-дратШИ
"ТГйользу всей общины», ибо, добавляет он, «если бы у частных лиц оставались какие-либо права, то, поскольку теперь не было бы такого старшего над всеми, который был бы вправе разрешать споры между ними и всем народом, каждый, будучи судьей самому себе в некотором отношении, начал бы вскоре притязать на то, чтобы стать таковым во всех отношениях; естественное состояние продолжало бы существовать, и ассоциация неизбежно стала бы тиранической или бесполезной» 170.
По смыслу этих суждений Руссо отвергает идею неотчуждаемых естественных прав индивида, поскольку последние полностью и на условиях, равных для всех, отчуждаются в пользу народа как суверена. Что же касается неотчуждаемости суверенитета, то следует иметь в виду,
что хотя суверенитет как совокупность правомочий и об; _
разуется из отчужденных естественных драв-.дндивидов, однако он является (или обладает) не естественным правом, а правом договорным, (т. е. позитивным правом), ос-нованным на общественном соглашении. Лишь с прекраГ "
Чцением этого соглашения распадается суверенитет и каждый вновь приобретает свои первоначальные естественные права и свою естественную "свободу.- О позитивном харак- ~ тере и договорном происхождении всех прав индивидов в гражданском состоянии свидетельствует и то,_что законодательство—исключительная прерогатива суверена, ив условиях государственности «все права определены Законом» '".
С другой стороны, Руссо отмечает: «Отказаться от сво-ей свободы — это значит отречься от своего человеческр-
~го достоинства", от прав человеческой природы, даже от ее обязанностёйТТТёвозмбжЯсГ никакое возмещение для того, кто от всего отказывается. Подобный отказ несовместим с природою человека; лишить человека свободы воли — это значит лишить его действия какой бы ни было нравственности. Наконец, бесполезно и противоречиво такое соглашение, когда, с одной стороны, выговаривается неог-
170 Там же, с. 161.
171 Там же, с. 176.
раниченная власть, а с другой — безграничное повиновение. Разве не ясно, что у нас нет никаких обязанностей по отношению к тому, от кого мы вправе все потребовать?» "2.
Отмеченное противоречие, таким образом, состоит в том, что пш11юе_2.т_а#ждшшв. всех-всьестведщых драв и свобод гГпоУт I.I in | и •пбщппТ|Т_(г'н"Г1прртпп суверена) выступает в качестве-необходимого условия. гражданского со-_ стояния, и в то же время подчеркивается бесполезность и противоречивость общественного соглашения, предусматривающего отказ индивидов от своей свободы, от прав человеческой природы.
В учении Руссо данное противоречие решается, судя по всему, следующим образом: то^ЛХО^91ШМШется У каждого изолированного индивида в пользу образуемого" "ntr" общественному договору целого (народа, суверена, государства) в виде естественных прав и свобод, возмещается ему (но уже как неразрывной части этого целого, члену парода-суверена, гражданину) в виде договорно установленных (позитивных) прав п свобод. Происходит, говоря словами Руссо, как бы «обмен» естественного образа.«жизни людей на гражданский образ жизни, причем..ахкаа-» от одних прав и приобретение других происходит по «эквиваленту», в порядке «равноценного возмещения»173.
Концепция общественного договора (и договорного происхождения государства и политических отношений) в трактовке Руссо, таким образом, включает в себя в качестве необходимого момента и требование договора мены _. (в данном случае — одного образа жизни на другой) — принцип эквивалента между отчуждаемым и приобретаемым. Причем такой эквивалентный обмен, согласно руссоистской теории государства и суверенитета, возможен лишь при одном непременном условии, а именно: индивид участвует в этом договоре одновременно с той и с другой стороны — в качестве естественного (изолированного, частного) человека он теряет то, что он приобре-, тает в качестве гражданина (составной части суверена, члена народа и государства).
Руссо отмечает, что «каждый, подчиняя себя всем, не подчиняет себя никому в отдельности, и так как нет ни одного члена ассоциации, в отношении которого осталь-
172 Там же, с. 156.
173 См.: Там же, с, 156, 161, 174.
ные не приобретали бы тех же прав, которые они уступили ему но отношению к себе, то каждый приобретает эквивалент того, что теряет, и получает больше силы для сохранения того, что имеет» "''. Иначе говоря, естественное право без должной санкции обменивается на эквивалентное договорное (позитивное) право с необходимой санкцией.
В результате общественного соглашения, подчеркивает Руссо, положение индивида становится предпочтительнее, чем ранее; с учетом этого «в высшей степени неверно было бы утверждать, что Общественный договор требует в действительности от частных лиц отказа от чего-либо... так как они не отчуждают что-либо, но совершают лишь выгодный для них обмен образа жизни, неопределенного и подверженного случайностям, на другой — лучший и более надежный; естественной независимости — на свободу; возможности вредить другим — на собственную безопасность; и своей силы, которую другие могли бы превзойти, на право, которое объединение в обществе делает неодолимым» 175.
В договорном духе интерпретирует Руссо и «сяуич акт суверенитета (т. е. акт общей воли), который понимается Тты к^ р. г.ги.ггатение высшего с низшим, а Целого с каждым своим членом (гражданином). Опора на" общественный до-~" говор""делает эти" "акты суверенитета (тоже договорного характера) законными, справедливыми, общеполезными и прочными.
Руссо при этом подчеркивает отличие общей волн от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая—интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. «Но,— поясняет Руссо,— отбросьте из этих изъявлений воли взаимно уничтожающиеся крайности; в результате сложения оставшихся расхождений получится общая воля» i7e.
Отстаивая господство в государстве общей волп,.ТЛу.£хо резко критикует всевозможные частичные ассоциации, партии, группы и объединения, которые вступают в неизбежную конкуренцию с сувереном. Их воля становится общей по отношению к своим членам и частной по отношению к государству. Это искажает процесс формирования подлинной общей воли граждан, поскольку оказывает-
174 Там же, с. 161.
175 Там же, с. 174.
176 Там же, с. 170.
ся, что голосующих не столько, сколько людей, а лишь столько, сколько организаций. «Наконец, когда одна из этих ассоциаций настолько велика, что берет"верх над~все-ми остальными, получится уже не сумма незначительных расхождений, но одно-единственное расхождение. Тогда нет уже больше общей воли, и мнение, которое берет верх, есть уже не что иное, как мнение частное»т. В этой связи Руссо присоединяется к мнению Макиавелли о том, что «наличие сект и партий» причиняет вред государству178.
Между тем для получения общей воли„део&щдимо, чтобы каждый гражданин высказал только двое, шбсхвеп-ное мнение. Желательно, по Руссо,' чтобы в государстве вообще не было ни одного частичного сообщества. «Если же имеются частичные сообщества, то следует увеличить их число и тем предупредить неравенство между ними...» 179 Эти меры необходимы для просвещения общей воли, для того, чтобы народ никогда не ошибался.
Различие воли всех и общей воли отражает то обстоятельство, что в гражданском состоянии, как его изображает Руссо, Р1мее'¥5'я"раЗлЙ1шё~мёжду индивидом как частным человеком, частным лицом (со своими частнпми интересами) и тем же самым индивидом в качестве гражданина—члена «публичной персоны», носителя общих интересов. Данное различение, которое в дальнейшем легло в основу концепции прав человека и гражданина и сыграло значительную роль в конституционно-правовом закреплении результатов французской буржуазной революции, по сути дела, имеет в виду раздвоение человека на члена гражданского общества и гражданина государства 18°. У Руссо, правда, отсутствует четкое смысловое и терминологическое различие между обществом и государством, но он все же отмечает отличие гражданина от частного лица и использует данную идею для обозначения границ верховной власти суверена. Так, он подчеркивает, что, кроме общества как публичного лица (и, следовательно, граждан как членов этого публичного союза, государства), «мы должны принимать в соображение и составляющих его частных лиц, чья жизнь и свобода, естественно, от него независимы. Итак, речь идет о том, чтобы четко разли-