Общая характеристика
Борьба против религиозной идеологии и феодального строя сопровождалась разработкой основ светской доктрины государства и права, сыгравших важную роль в идейно-теоретической подготовке буржуазных революций. Причем мыслители нового времени в своей критике теологических политико-правовых воззрений апеллировали к идеям своих предшественников (в том числе к идеям естественного права, различения права и закона), вкладывая в прежние конструкции новое содержание.
В поисках антитеологического, рационалистического подхода к политико-правовым явлениям они широко использовали авторитет и достижения античных авторов, мировоззренческие и методологические установки и приемы опытных наук, естественнонаучных исследований своего времени. В этой связи К. Маркс писал: «Но уже Макиавелли, Кампанелла, а впоследствии Гоббс, Спиноза, Гуго Гроций, вплоть до Руссо, Фихте, Гегеля, стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и: опыта, а не из теологии. Они следовали примеру Коперника... Новейшая философия только продолжала ту работу, которая была начата уже Гераклитом и Аристотелем» '.
|
|
Раннебуржуазные идеологи в своей критике средневекового фанатизма и произвола, бесправия личности в условиях господства феодального «кулачного права» и системы привилегий апеллировали к естественному праву человека и обосновывали необходимость установления нового социально-политического строя и нового, разумного правопорядка, основанного на признании естественных прав и свобод человека, равенстве всех перед законом, га-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 111.
195 7*
рантированности собственности и безопасности личности во взаимоотношениях с государством. «Спросите католических обитателей „бедного зеленого Эрина*", спросите гугенотов времен до французской революции,—писал К. Маркс,— они не апеллировали к религии, ибо их религия не была государственной религией; они апеллировали к „правам человека", а истолкованием этих прав занимается философия,— она требует, чтобы государство было государством, соответствующим природе человека» '\
Против разного рода теологических вариантов естественного права, согласно которым правовое положение человека в обществе и государстве предопределено божественными законами, буржуазные идеологи стали интерпретировать естественное право как установление разума, как неподвластный произволу законодателя источник прав и свобод индивида, его независимости от неограниченного диктата церковной иерархии и абсолютистского государства. Эти же идеи прав и свобод личности находят свое признание также и в целом ряде учений, посвященных проблемам суверенитета государства. Данная тематика наряду с вопросами независимасти светской власти от церкви, их отделения друг от друга, централизации власти в масштабах всей страны и т. д. включала в себя и такой существенный для правопонимания аспект, как правовой характер взаимосвязи государства и личности, правовые основания и границы государственного вмешательства в дела индивидов, обязанности государственной власти по обеспечению прав и свобод личности и т. д.
|
|
Одновременно предпринимались попытки обсуждать проблематику права и государства на новых научных началах, на базе рационализма и эмпиризма. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что «начиная с Макиавелли, Гоббса, Спинозы, Бодена и других мыслителей нового времени, не говоря уже о более ранних, сила изображалась как основа права; тем самым теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали, и по сути дела был выдвинут лишь постулат самостоятельной трактовки политики» 3.
* Древнее название Ирландии.— Ред.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. НО.
3 Там же, т. 3, с. 314.
]Ряд положений формировавшейся раннебуржуазной политико-правовой доктрины был разработан в работах Н. Макиавелли (1469—1527), который, критикуя феодальные привилегии и феодальный партикуляризм в области политики н права, обосновывал идеи свободы и юридического равенства всех членов общества в качестве основы их гражданских добродетелей, политической активности и участия в общих делах государства.
Что же касается представлений о силе как основе права, свидетельствующих об определенном концептуальном сходстве воззрений Макиавелли по данной проблеме со взглядами предшествующих (например, софиста Фраси-маха) и последующих авторов (в том числе представителей буржуазного юридического позитивизма Д. Остина, К. Боргбома и др.), то но следует упускать из виду и тот конкретно-исторический контекст, в рамках которого Макиавелли развивал подобные представления. Речь шла об установлении суверенитета, о борьбе за единое централизованное государство с единой законодательной властью и единым правопорядком.
Следовательно, данное положение (сила как основа права, роль насилия в политике и т. д.) в трактовке Макиавелли приурочено не к ситуации уже учрежденных государственности, суверенитета, правопорядка и т. д., а к ситуации антагонистической борьбы (между многочисленными внутренними и внешними претендентами на политико-правовое верховенство) за их установление. В этих условиях ставка Макиавелли на силу как фактор, необходимый для организации государственно-правового порядка, свидетельствует не об апологии им насилия во имя антиправовой произвольной власти, а о реалистическом подходе к анализу роли насилия в политике и радикальных политико-правовых преобразованиях, к проблеме критики старого государства и права.
Совершенно иной смысл названное положение начинает приобретать в обстановке нового, уже установленного и укрепившегося строя: продолжающийся акцент на свободном от морали и моральных сдержек, чисто силовом характере (и природе) права превращается в идейно-теоретическую базу для девальвации права и правового опосредования политико-властных отношений, для оправдания насильственных (внеправовых и антиправовых) действий политической власти, не желающей подчиниться общеобязательным нормам права. Представление о силе
как основе права в таких условиях оборачивается воззрением на право как просто веление силы, приказ суверена, установление власти без каких-либо содержательных оговорок и критериев относительно существа, смысла и характера самих этих велений, приказов и установлений.
|
|
Подобная метаморфоза в правопонимании по своей сути аналогична трансформации прогрессивного по его конкретно-историческому характеру политического учения Макиавелли в так называемый политический макиавеллизм, прикрывающий порочность используемых насильственных и низменных средств фальшивыми ссылками на «высокие цели». То, что у раннебуржуазных мыслителей носило исторически прогрессивный и критический характер и было направлено против отживших свой век феодальных политических и правовых порядков, нередко у последующих буржуазных идеологов начинает служить целям апологии официальной политики (в том числе и в области законодательства и законодательной политики, что хорошо видно на примере буржуазного юридического позитивизма) власть имущих.
Ж. Боден
Ряд новых моментов в общеметодологическом подходе к праву и закону встречается в творчестве французского раннебуржуазного идеолога Ж. Бодена (1530—1596). Отвергая прежние толкования римского права в качестве всеобщего права и писаного разума, Боден подчеркивает значение и других, исторически существовавших и существующих, национальных систем положительного права и вообще всей истории права для выявления всеобщих принципов (начал) в праве. По существу он обосновывает мысль о необходимости исторического подхода к праву, о необходимости выведения общетеоретических характеристик права (суждений о всеобщих принципах и началах права, о всеобщем праве, т. е. праве вообще) из истории права, из совокупной истории различных систем законодательства. Боден еще далек от идеи внутренней взаимосвязи исторического и теоретического (логического) в праве, но он приближается к идее выведения
теоретических представлений о праве из всеобщей истории права4.
Так, всеобщее начало в праве, согласно Бодену, представляет собой, с одной стороны, вечную истину, которая раскрывается в истории положительного права — в сводах положительных законов, а, с другой стороны, всеобщее правовое начало выступает как высшие (универсальные) образцы, обнаруживаемые в совокупности законодательств, в которой проявляется своеобразие и разнообразный гений отдельных народов5. «К этому-то плану,— писал Боден,—направил я все мои работы и размышления... Для достижения его мы одинаково нуждаемся в авторитете юристов и историков. Персы, греки, египтяне, евреи, испанцы, англичане и другие народы должны занять место возле римлян, которое принадлежит им... Мы желаем собрать рассеянные законы древних народов, потому что в истории заключается лучшая часть всеобщего права... Философия же умерла бы среди своих общих правил от бессилия, если бы она не оживлялась историей» 6.
|
|
Эта установка па сочетание философского и исторического подходов к праву, как показывает последующая история правопонимания, была плодотворной методологической идеей, значимой также и для трактовки проблемы соотношения права и закона, в частности в плане перевода этой проблемы в плоскость соотношения и взаимосвязи общетеоретических (философско-правовых) представлений о праве с конкретно-исторически данным позитивным правом, с позитивно действующими правопо-ложениями.
Однако разработка данной идеи у самого Бодена носит довольно ограниченный и однобокий характер, поскольку, говоря о сочетании философии и истории права, он имеет в виду лишь историю позитивного нрава. При этом упускается из виду то, что, во-нервых, развитие философских представлений о праве (теоретических идей, концепций и конструкций правопонимания) тоже носит
4 По характеристике А. Стоянова, «в уме Бодена» уже блеснула
«идея историко-философского метода и сравнительной юриспру
денции» (Стоянов А. Методы разработки положительного права
и общественное значение юристов от глоссаторов до конца
XVIII столетия. Харьков, 1862, с. ВО).
5 Там же.
6 Там же.
1QCI
исторческий характер (в определенной соотнесенности и параллельности с историческим развитием позитивного права); во-вторых, эти философско-правовые представления находятся в двусторонней связи с позитивным правом: не только испытывают его влияние (выводятся из него), но и воздействуют на него, играя определенную роль (различную в различных системах позитивного права) в формировании, преобразовании, толковании и применении позитивных правоноложений, так что та или иная система позитивного права (его буква и дух, его положения и их действие) пронизана соответствующими теоретическими (и философскими) представлениями о праве, соответствующими концепциями правопошшания.
Следовательно, говоря о позитивном праве, необходимо иметь в виду и момент позитивации (официального признания и наделения силой позитивного правоположения) в нем идей, принципов, концепций и конструкций право-понимания определенного типа и характера. Здесь, по существу, мы сталкиваемся с частным случаем взаимосвязи теории (теории права и правопонимания) с практикой (конкретно-исторической практикой официально признанного позитивного права), когда теоретические положения приобретают практическую силу (значимость для официальной и вместе с тем реальной позитивно-правовой практики).
Помимо отмеченной односторонности подхода Бодена к проблеме связи правовой теории и позитивного права, во всем его правопонимании существенным образом проявляется отстаиваемая им позиция защиты королевского абсолютизма и соответствующая этой позиции концепция суверенитета как надзаконной (не связанной подчинением законам) власти государства (и государя) над подданными. Суверенитет, согласно Бодену, основная характеристика государства; он един, неделим, непрерывен и безусловен \ «Народ или власти государства,— пишет Бо-
7 В одпой из моих предыдущих работ среди признаков суверенитета в боденовской трактовке отмечалась и его непереуступае-мость (см.: Нерсесянц В. С. Личность и государство в политико-правовой мысли. М.. 1980, с. 32). В таком общем виде эта характеристика верна лишь в одном плане: пока сохраняется данный суверен, весь суверенитет (вся суверенная власть) в рамках данного государства сосредоточен у него, так что исключается любая переуступка каких-либо суверенных полномочий в распоряжение иных (подсуверенных) инстанций этого государства. В этом своем значении непереуступаемость суверенитета выте-
дев,"- могут без каких-либо условий отдать суверенную и вечную власть какому-нибудь лицу, с тем чтобы он по своему усмотрению распоряжался имуществом (государства), лицами и всем государством, а затем передал все это кому захочет совершенно так же, как собственник может без всяких условий отдать свое имущество единственно лишь по причине своей щедрости, что представляет собой подлинный дар, который не обставлен никакими условиями, будучи однажды совершен и завершен...» 8
Борясь за централизацию, против феодальной раздробленности и партикуляризации власти на конкурирующие между собой суверенитеты (или претензии на суверенитет), Боден, как видим, при обосновании своей концепции единого и неделимого суверенитета оперирует представлениями о власти, характерными для средневековой патримониальной монархии (подданные и власть над ними как собственность монарха, его непосредственное, родовое имущество, словом — патримониум). Интерпретируя отношения власти как имущественные отношения, в которых истинные дары не сопрягаются с какими-либо условиями и обязательствами для одариваемого, Боден замечает: «Так и суверенитет, данный государю на каких-то условиях и налагающий на него какие-то обязательства, не является собственно ни суверенитетом, ни абсолютной властью, если только то и другое при установлении власти государя не происходят от закона бога или природы»V
Божественный и естественный законы, таким образом, обозначают, согласно Бодену, пределы полномочий суверена и в какой-то мере призваны смягчить жесткую в целом боденовскую концепцию суверенитета с ее этатизмом и антииндивидуализмом, безусловностью и надза-конностью.
кает из его единности (и единственности) и неделимости, так что существо такой непереуступаемости уже вполне представлено в названных характеристиках. Однако по смыслу боденов-ской трактовки суверенитет может быть переуступаем в ином плане, когда речь идет о той или иной форме переуступки суверенитета при смене суверенов, включении данного государства (с потерей суверенитета) в другое государство, выделении из данного государства другого суверенного государства и т. д. Кстати говоря, здесь обнаруживаются границы не только непереуступаемости, но и таких более общих черт суверенитета (в бодсновском понимании), как его единость и неделимость.
8 Антология лгировой философии. М., 1970, т. 2, с. 145—146.
* Там же, с. 146.
В плане проблемы соотношения права и закона данная принципиальная оговорка Бодена по существу означает, что позитивное право, устанавливаемое суверенной властью законодательство (как и иные установления и мероприятия суверенной власти, словом — вся политика государства) не должны противоречить божественному и естественному праву. «Что касается законов божеских и естественных, — пишет он,— то им подчинены все государи земли, и не в их власти нарушать эти законы, если они не хотят оказаться повинными в оскорблении божественного величества, объявив войну богу, перед величием которого все монархи мира должны быть рабами и склонять голову в страхе и почтении. Следовательно, абсолютная власть государей и суверенных властителей не распространяется на законы бога и природы... Если мы скажем, что абсолютной властью обладает тот, кто не подчиняется законам, то на всем свете не найдется суверенного государя, так как все государи на земле подчинены законам бога и природы и многим человеческим законам, общим всем народам...10 Однако необходимо, чтобы суверены не подчинялись повелениям других людей и чтобы они могли давать законы подданным и отменять, лишать силы бесполезные законы, заменяя их другими, чего не может совершать тот, кто подчинен законам и людям, которые имеют право ему повелевать» ".
Смысл велений божественных и естественных законов Воден раскрывает в ходе критики платоновского проекта государства, в котором отвергаются частная собственность и индивидуальная семья. Он пишет: «Насколько же было бы такое устройство государства прямо направлено против закона бога и природы, против закона, которому ненавистны не только кровосмешение, прелюбодеяние, отцеубийство, неизбежные при общности жен, но и всякая попытка похитить что-либо, принадлежащее другим, и даже зариться на чужое добро, откуда явствует с очевидностью, что государства устроены богом также и для того, чтобы предоставить государству то, что является общественным, а каждому — то, что является его собственностью. Кроме того, подобная общность всего имущества невозможна и несовместима с семейным правом. Ведь если семья и город, собственное и общее, частное и
10 Здесь имеется в виду право народов (jus gentium римских
юристов).
11 Антология мировой философии, т. 2, с. 146.
общественное смешиваются, то нет ни государства, ни семьи» 12. Поэтому, в частности, суверен не может издавать законы, нарушающие право собственности подданных или вводящие без их согласия новые налоги и т. п.
Несвязанность суверена позитивными законами (вместе с его подчинением божественным и естественным законам), свидетельствуя, в частности, об отсутствии в концепции Бодена позитивно-правовых оснований и границ законодательства, в то же время не означает вообще отрицания принципа правления на основе законов. Возможность и желательность такого законного правления признается Боденом, но подлинное значение подобной законности, не обязательной для самого суверена, весьма проблематично, тем более что свобода подданных при организации государства полностью отчуждается (насильственно или добровольно) в распоряжение суверена13. По существу неотчуждаемыми правами человека оказываются, согласно боденовской трактовке божественного и естественного закона, право частной собственности и семейное право (право на индивидуальную семью и частную семейную жизнь). Иных сдержек суверену в области законодательства концепцией Бодена не ставится.
Отмечая различие законов и обычаев «сообразно нравам и страстям государей и правителей» (а также нравам народов, зависящим от климата, характера местности и иных географических факторов), Воден вместе с тем развивает и те идеальные представления («мудрый человек есть мера справедливости и истины»; «высшее благо частного лица — то же, что высшее благо государства», «добродетельный человек — то же самое, что хороший гражданин» и т. д.), которые выступают в качестве цели «справедливого управления государством»и. Однако бо-деновская концепция суверенитета в целом предоставляет, как мы видели, весьма ограниченные возможности не только для реализации, но даже для сколько-нибудь последовательной постановки проблемы справедливости в области государственной деятельности и законодательства.
12 Там же, с. 146—147.
13 Так, Воден отмечает, что «государства учреждаются по принуж
дению сильнейших или же в результате согласия одних людей
добровольно передать в подчинение других людей всю свою сво
боду целиком, с тем, чтобы эти последние ею распоряжались,
опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо
на основе определенных законов и на определенных условиях»
(Там же, с. 144—145).
14 Там же, с. 145.
Ф. Бэкон
Много внимания анализу правовой проблематики с новых методологических позиций уделял в своей «естественной философии» Фрэнсис Бэкон (1561—1626). По характеристике К. Маркса и Ф. Энгельса, Бэкон — это «настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментирующей науки» '\
Выступая против схоластики и спекулятивного априоризма и обосновывая теорию индукции и эмпирический метод исследования природы (включая сюда и «природу человека»), Бэкон писал: «Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может» 16.
В качестве видного государственного деятеля Англии (он занимал, в частности, должности генерал-атторнея, члена Тайного совета при Якове I, а затем и лорда-канцлера в 1616—1621 гг.) Бэкон всемерно содействовал усилению централизованной власти и укреплению позиций короля. Вместе с тем он выступал за регулярный созыв парламента, деятельность которого могла бы в известной степени противостоять чрезмерному абсолютизму королевской власти.
Заметное внимание Бэкон уделял работе по сбору и систематизации английского права и созданию свода законов Англии.
Хотя в своей практической (юридической и государственной) деятельности сам Бэкон не раз нарушал законы ", но в работах его настойчиво проводится идея законности. В произведении Бэкона «Великое восстановле-
15 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 142.
16 Бэкон Ф. Соч. М., 1972, т. 2, с. 12.
17 Так, используя свое влиятельное служебное положение, он ока
зывал противозаконное давление на органы юстиции и склонял
их к решениям в угоду правящей монархии. В этих же целях
он ущемлял полномочия судов «общего права» и усиливал по-
зпции «суда справедливости», находившегося под администра
тивным влиянием. Бэкон, будучи лордом-канцлером, и сам пред
стал в 1621 г. перед судом и был осужден за целый ряд зло
употреблений (в том числе за взяточничество). Обвинения про
тив себя он признал полностью. Вскоре он был освобожден от
наказания, но блестящая карьера его оборвалась окончательно.
ние наук» имеется даже специальный раздел с характерным названием: «Образец трактата о всеобщей справедливости, или об источниках права, в одной главе, в форме афоризмов» 18.
В своем правопонимании Бэкон по преимуществу ориентирован на позитивное право и его источники, характеристику их юридических свойств, достоинств и недостатков. Особое внимание уделяется законам и их месту среди других источников положительного права, вопросам правотворчества и применения права, а также роли суда.
Как это видно уже из названия упомянутого трактата, проблема «всеобщей справедливости» трактуется Бэконом в юридическом плане, в плоскости надлежащих качеств позитивного права, его источников и т. д. «В гражданском обществе,— пишет он,— господствует или закон, или насилие. Но насилие иногда принимает обличье закона, и иной закон больше говорит о насилии, чем о правовом равенстве. Таким образом, существуют три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона» (Афоризм I).
Приведенное положение свидетельствует, в частности, о том, что Бэкон проводит различие между законом по существу (справедливым законом, противостоящим насилию, включающим в себя принцип «правового равенства» и выражающим требования «всеобщей справедливости») и формальным законом (законом лишь по «обличью», форме, названию, словом — несправедливым, насильственным, антиправовым законом). Данное принципиальное различие играет в его суждениях ту же роль, которую в других учениях (до и после него) играет та или иная версия различения права и закона19: речь во всех этих
18 См.: Бэкон Ф. Соч. М., 1971, т. 1, с. 507—536. Ссылки на положе
ния этого трактата в дальнейшем будут приводиться в самом
тексте в виде указания на нумерацию соответствующих афо-
' ризмов.
19 Естественно-правовое значение такой бэконовской характеристи
ки вакона, как справедливость, отчетливо видно из следующих
'его слов: «В то же время в высшей степени правильно то, что
люди обладают уже от природы некоторыми нравственными понятиями, сформированными иод влиянием естественного света и естественных законов, такими, как добродетель, порок, сира-■ ведливость, несправедливость, зло» (Бэкон Ф. Соч., т. 1, с. 539).
подходах по сути дела идет о тех необходимых критериях, чертах и качествах (обобщенно говоря — правовых свойствах), которыми должен обладать закон (и вообще все позитивное право, все его источники).
Именно к справедливым законам относится бэконов-ская характеристика закона — одна из самых образных и точных в истории учений о законе: «законы — якори государства» (Афоризм LXXIII).
Наличие отмеченного различения в правопонимании Бэкона тем более важно подчеркнуть, что в силу своего метода и преимущественного интереса к вопросам позитивного права он оказал заметное влияние на проникновение опытного и эмпирически ориешированного позитивистского метода в юриспруденцию, на становление позитивистской правовой науки и вообще на развитие буржуазного юридического позитивизма, представители которого, напротив, принципиально отвергают такое различение.
Характеризуя законы в качестве «главной силы и орудия» для достижения «счастья граждан», процветания общества и прочности устоев власти, Бэкон признает, что большинство законов неспособны к выполнению этих целей. «Поэтому,— пишет он,— мы хотим по мере наших возможностей показать, что некоторые законы должны стать своего рода «законами законов», и определять, что в каждом отдельном законе хорошо и что плохо» (Афоризм VI). Под этими «законами законов» по существу имеется в виду теория законов, учение о законе как источнике позитивного права.
Основные требования, которым должен отвечать закон, формулируются так: «Закон можно считать хорошим в том случае, если смысл его точен, если требования его справедливы, если он легко исполним, если он согласуется с формой государства, если он рождает добродетель в гражданах» (Афоризм VII).
Касаясь дел, в отношении которых имеются пробелы в законодательстве, Бэкон считает, что такие дела должны рассматриваться только судами высшей инстанции. «Ведь право дополнять закон и расширять границы его применения или же смягчать его действие,— подчеркивает он,— мало чем отличается от права издавать законы» (Афоризм XXXVII).
Он выступает за весьма осторожное обращение к судебным прецедентам как источнику права, что вполне
естественно при его явно отрицательном отношении к судейскому правотворчеству. Превращение судьи в законодателя характеризуется им как произвол. «Судьям,— пишет он,— надлежит помнить, что их дело «jus dicere», а не «jus dare» — толковать законы, а не создавать и издавать их. Иначе будет похоже на ту власть, какую присваивает себе римская церковь, которая под предлогом толкования Писания не останавливается перед добавлениями и изменениями, находит там то, чего нет, и под видом охраны старого вводит новое» 20.
Помимо составления свода законов (куда должны войти законы, составляющие общее право, а также основополагающие законы или статуты, сборники описаний процессов и приговоров) Бэкон придает важное значение подготовке вспомогательной литературы к данному своду, в том числе институций (курсов по наиболее сложным вопросам правовой науки), словаря юридической терминологии, исследований о юридических нормах и принципах, выводимых из самого права, сборников «юридических древностей» (т. е. сочинений историко-правового профиля и предшествующих своду правовых источников), разного рода «сумм» (кратких систематических изложений юридического материала по определенным разделам и темам для помощи в первичном ознакомлении с правом), собраний всевозможных процессуальных формул по каждому разделу права.
В целом можно сказать, что бэконовские суждения о свойствах позитивного закона, о том, каким должен быть позитивный закон (и иные источники позитивного права), являются теоретико-правовой конкретизацией и позитивной экспликацией представления о должном законе, лежащего в основе его концепции различения права и закона и находящего свое выражение в идее необходимости специальной теории закона (учения о «законах законов»)..
Значительная новизна и глубина бэконовского подхода состоит в осознании необходимости концепции различения права и закона и в использовании потенциала и смысла (эвристического, гносеологического, методологического, аксиологического) данной концепции именно применительно к теории позитивного права. Такой бэконовский перевод проблематики различения права и закона в тео-
20 Бэкон Ф. Соч. т. 2, с. 476—477.
207.
рётичёсКуй плОсКоСтЬ вместе С тем убедительно демонстрирует то важное обстоятельство, что данное различение находится йе где-то вне теории позитивного нрава, а является существенной предпосылкой и необходимым составным моментом самой этой теории. Без того или иного варианта подобного различения невозможна сама теория права, как таковая, и подход к позитивному праву неизбежно остается дотеоретическим и нетеоретическим — по преимуществу юридико-догматическим коммен-тированием, толкованием и классификацией позитивного права.
Ф. Бэкон
Много внимания анализу правовой проблематики с новых методологических позиций уделял в своей «естественной философии» Фрэнсис Бэкон (1561—1626). По характеристике К. Маркса и Ф. Энгельса, Бэкон — это «настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментирующей науки» '\