В естественном (догосударственном) состоянии господствует естественный закон, закон природы. Это состояние в характеристике Локка существенно отличается от гоббсовской (отчасти и спинозовской) картины войны всех против всех. Закон природы, будучи выражением разумности человеческой природы, «требует мира и безопасности для всего человечества» *". И человек в соответствии с требованиями разума также и в естественном состоянии, преследуя свои интересы, и отстаивая свое — свою жизнь, свободу и собственность,— стремится не навредить другому.
В духе традиционного естественно-правового требования «воздавать каждому свое, его собственное, ему
ив Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 37, с. 419. 117 Локк Д. Избранные философские произведения. М., 1960, т. 2, с. 8.
принадлежащее» Локк обозначает совокупность основных прав человека как право собственности (т. е. право на свое, собственное). Так, он замечает, что каждый человек по закону природы имеет право отстаивать «свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество» И8.
|
|
Естественное состояние отмечено, согласно Локку, «полной свободой в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью» и таким «равенством, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого» "9.
Защита закона природы и проведение его требований в жизнь в естественном состоянии обеспечивается властью каждого человека наказывать нарушителей этого закона и охранять невинных. Однако, отмечает Локк, этих неорганизованных индивидуальных средств и (Ьорм защиты недостаточно для обеспечения спокойной и безопасной жизни, надежно гарантированной неприкосновенности собственности и т. д.
Разумное преодоление недостатков естественного состояния и ведет, по Локку, к общественному договору об учреждении политической власти и государства, причем «великой и главной целью объединения людей в государство и передачи себя под власть правительства» 12С является обеспечение за каждым его естественных прав на собственность — жизнь, свободу и имущество. Самозащита каждым человеком своих естественных прав и требований при переходе от естественного состояния к государству заменяется публичной защитой прав и свобод личности политической властью. Однако по договору об учреждении государства люди не отказываются от своих основных естественных прав, да и сам закон природы (как закон разума) продолжает действовать и в государственном состоянии, определяя тем самым цели, характер и пределы полномочий и деятельности политической власти.
Чтобы политическая власть соответствовала своему договорному назначению и не превратилась в абсолютную и деспотическую силу, сосредоточенную в руках одного лица или органа, необходимо соответствующее разделение властей (на законодательную, исполнительную и федеративную). Причем законодательная власть, обладаю-
|
|
щая исключительным правом издавать обязательные дли всех законы, является, по Локку, верховной, а остальные власти подчинены ей. Особенно настойчиво он подчеркивает недопустимость и опасность сосредоточения в одном органе законодательной и исполнительной (куда включается и судебная) властей.
Существенным моментом локковской договорной концепции государства является «доктрина законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти» 121. Законность подобного сопротивления, включая право народа на восстание против деспотической власти, коренится в суверенных правомочиях народа — учредителя государства. И после заключения договора народ остается судьей, решающим, правильно ли учрежденные и уполномоченные им власти выполняют возложенные на них договорные обязательства или стали нарушать договор и оказанное им доверие.
Общественный договор, по Локку, таким образом, заключается не раз навсегда, без права последующего народного контроля за его соблюдением со стороны властей, права корректирования условий этого договора и даже полного разрыва его в случае вырождения политической власти в абсолютизм и деспотизм. Договорные отношения людей с государством — постоянно обновляющийся процесс, протекающий на основе отстаиваемого Локком принципа согласия, который он противопоставляет феодальным представлениям о прирожденном подданстве — безусловной и не зависящей от самого человека, его как бы природной связанности с данной властью.
Локк подчеркивает, что человек не рождается подданным того или иного правительства и страны. Лишь став совершеннолетним, он как свободный человек выбирает, под властью какого правительства он хочет находиться и членом какого государства он хочет стать. «Только согласие свободных людей, родившихся под властью какого-либо правительства,— пишет Локк,— делает их членами этого государства, и это согласие дается порознь поочередно, по мере того, как каждый достигает совершеннолетия, а не одновременно множеством людей, поэтому люди не замечают этого и считают, что этого вообще не происходит или что это не обязательно, и заключают, что они по природе являются подданными точ-
Там же, с. 116.
но так же, как они являются людьми»122. Причем не молчаливое, а только явно выраженное согласие делает человека членом этого государства, и в таком случае человек уже не может порвать свою связь с ним и пользоваться свободой естественного состояния.
Аналогичные представления о договорном характере взаимоотношений гражданина и государства, включая необходимость согласия совершеннолетнего человека стать членом данного государства, отстаивал, как известно, уже Сократ (Платон, Критон, 51).
В учении Локка, таким образом, речь идет не только о договорном происхождении государства, но и о до-говорно обусловленном характере его сущности и деятельности, а также о договорной форме установления гражданства применительно к каждому отдельному человеку. Такая концепция договорных отношений между народом в целом и индивидами, с одной стороны, и государством в целом и отдельными государственными властями — с другой, предполагает взаимные права и обязанности договаривающихся сторон, а не одностороннее абсолютное право у государства и безусловную обязанность у подданных, как это имеет место в гоббсов-ской интерпретации договорной теории учреждения государства.
|
|
Политико-правовое учение Локка пронизано идеей неотчуждаемости и неотменяемости основных естественных прав и свобод человека в гражданском состоянии. Абсолютную монархию и любую иную разновидность абсолютной власти, которые неизбежно предполагают изначальное бесправие подданных и октроированный характер предоставляемых им по усмотрению самих властей ограниченных прав и свобод, Локк вообще не считает формой гражданского правления и государственного устройства. Абсолютная, деспотическая власть, ввергающая людей в рабство, хуже естественного состояния с его, пускай и недостаточно гарантированными, равными правами и свободами всех.
Подчеркивая необходимость свободы от абсолютной власти, Локк замечает, что без такой свободы жизнь и безопасность человека ставятся под угрозу.
Проблема свободы отдельного человека и подданных в целом занимает ключевое место во всем политико-пра-
1М Там же, с. 68.
вовом учении Локка. Причем, как это отчетливо видно из сказанного, Локк не просто декларирует желательность такой свободы, но и стремится теоретически обосновать ее необходимость и конструктивно конкретизировать пути и формы ее обеспечения в своих концепциях неотчуждаемых и не прекращающих своего действия естественных прав, общественного договора об учреждении государства, индивидуального согласия на членство в данном государстве, целей и пределов государственных полномочий, разделения властей, правомерности сопротивления незаконным действиям властей и т. д.
Весь этот комплекс идей и представлений, связанный с локковской трактовкой свободы, лежит в основе также и его правононимания. Большое достоинство учения Локка состоит в уяснении необходимой внутренней связи между свободой и правом, свободой и законом (естественным и гражданским). Отвергая понимание свободы как произвольного усмотрения и несвязанности никаким законом, Локк связывает свободу с законом (природы и государства) и рамками законности, наделяя тем самым понятия закона и законности необходимой и определенной ценностно-содержательной характеристикой.
|
|
Локк отвергает представления о свободе и законе как противоположных, несовместимых и взаимоисключающих явлениях, обоснованию чего много усилий посвятил Гоббс. Отвергая подобные представления, Локк замечает: «Несмотря на всевозможные лжетолкования, целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Ведь во всех состояниях живых существ, способных иметь законы, там, где нет законов, там нет и свободы» 123.
Естественная свобода, согласно Локку, «заключается в том, чтобы не быть ничем связанным, кроме закона природы»т. В гражданском состоянии эта свобода не уничтожается, а лишь модифицируется и конкретизируется, приобретая необходимую определенность, общезначимость. Такое видоизменение свободы обусловлено конкретизацией положений закона природы в гражданских законах и связанными с гражданским состоянием изменениями в средствах защиты требований закона. В целом свои представления о свободе и законе в государственном
123 Там же, с. 34. "* Там же, с, 17.
состоянии Локк удачно резюмирует следующим образом; «Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это — свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека» |25.
Гарантировапность свободы в государственном состоянии, по Локку, обеспечивается наличием определенного и общего для всех гражданского закона, компетентного и беспристрастного провосудия и, наконец, властной публичной силы, способной претворять в жизнь справедливые судебные решения.
Законы, издаваемые в государстве верховной (законодательной) властью, должны, согласно учению Локка, соответствовать велениям естественного закона (закона природы), предусмотренным им прирожденным и неот -чуждаемым правам и свободам человека. Такое соответствие гражданского закона закону природному, учет в первом требований второго, выступает в качестве критерия верности и справедливости устанавливаемого в государстве закона.
Отсюда вытекает ряд требований к самому законодателю, которые очерчивают границы его компетенции. «Закон природы,— подчеркивает он,— выступает как вечное руководство для всех людей, для законодателей в такой же степени, как и для других. Те законы, которые они создают для направления действий других людей, должны, так же как и их собственные действия и действия других людей, соответствовать закону природы, т. е. божьей воле, проявлением которой он является» i2S.
Общеобязательность гражданского закона, в том числе и для всех государственных властей, проистекает из того, что закон, согласно Локку, выражает «волю общества»т. Должностные лица (вплоть до короля), действуя в качестве официальных представителей общества, обладают лить той волей и властью, которая представлена в закопе. Когда же деятельность короля определяется
его личной волей, она перестает быть представительством общественной воли, превращается в действия частного лица и теряет свой обязательный характер, поскольку «члены общества обязаны повиноваться только воле общества» 128. Ни для одного человека, подчеркивает Локк, не может быть сделано исключение из законов данного общества. Локк верно отмечает, что подобное исключение поставило бы то или иное частное лицо, а тем более носителя государственной власти в естественное состояние, в состояние войны против народа, тогда как все остальные продолжают руководствоваться правилами гражданского состояния. Эти рассуждения Локка направлены против учения Гоббса, по которому государственная власть носит надзаконный характер и по существу обладает по отношению к подданным естественными правами («правом войны»).
Законодательная власть является верховной среди других государственных властей, по отношению же к обществу в целом она «представляет собой лишь доверенную власть, которая должна действовать ради определенной цели»129. Когда же законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию, народ вправе использовать остающуюся у него «верховную власть отстранять или изменять состав законодательного органа» 13°. Здесь, как и в праве народа на восстание, отчетливо проявляется присущая локковскому политико-правовому учению идея неотчуждаемого (в пользу государства) народного суверенитета, получившая у Руссо свою дальнейшую разработку и развитие.
Во всех формах правления, подчеркивает Локк, полномочия, данные обществом, а также закон бога и природы установили для законодательной власти определенные пределы. Так, в силу неотчуждаемости естественных прав человека законодатель не может лишать человека без его согласия его собственности. По смыслу общественного договора, предусматривающего, в частности, такую гарантию против деспотизма, как разделение властей, законодательная власть «не может передавать право издавать законы в чьи-либо другие руки», «не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять пра-
128 Там же.
129 Там же, с. 85.
130 Там же, с. 86.
восуДие й определить права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей» т.
«Постоянные законы», о которых говорит Локк, играют роль исходного и основного по существу конституционного позитивно-правового источника для текущего законодательства. И обязанность законодателя руководствоваться в своей деятельности положениями этих «постоянных законов» является существенной юридической гарантией отстаиваемой Локком законности вообще, законности в законодательной деятельности в особенности.
В целом Локк, в отличие от сторонников ограниченной законности, законности против подданных (Гоббс, Спиноза и др.), довольно последовательно развивает и отстаивает концепцию всеобщей и полной законности, требования которой распространяются на всех без исключения — как на подданных, так и на государственные власти.
Резюмируя смысл подхода Локка к проблеме соотношения права и закона, можно сказать, что в его учении формально-правовые характеристики гражданского закона (т. е. позитивного права) опираются на его содержательные характеристики и являются их конкретизацией в юридико-технической плоскости. Основной (идеальный) замысел Локка состоит в достижении того, чтобы гражданский закон воплотил в себе требования естественного закона, придав им необходимую определенность и обеспечив их публично-властной защитой. Локк, следовательно, стремится обеспечить действие закона природы и неотчуждаемых прав и свобод человека опосредованно — именно через гражданские законы. В случае такого соответствия естественного и гражданского законов (опосредования содержания первого в форме второго и адекватности данной формы своему содержанию) веления и правила естественного закона становятся содержанием гражданского закона, поглощаются им. Здесь мы имеем дело с искомой (идеальной) конструкцией правового закона. Там же, где нет такого соответствия гражданского закона закону естественному, непрекращающееся никогда действие последнего также и в гражданском состоянии носит уже непосредственный характер, определяя деспотичность (несправедливость, неправомерность и незаконность) произ-
131 Там же, с. 81-82.
йольных (противоречащих естественному закону й общественному договору) законов и правомерность сопротивления незаконным действиям государственных властей вплоть до народного восстания и учреждения новой формы правления.
Положения Локка о соотношении естественного и гражданского законов, о неотчуждаемых правах и свободах человека, о взаимосвязи свободы и закона, о праве парода на восстание, разделении властей и т. д. сыграли значительную роль в последующей истории политико-правовой мысли, особенно в плане формирования и развития буржуазного либерализма и индивидуализма. Заметное влияние они оказали на воззрения ведущих французских просветителей (Монтескье, Вольтера, Руссо) и деятелей американской революции XVIII в. (Джефферсо-на, Мэдисона, Франклина и др.).
«Взгляды Локка,— отмечал К. Маркс,— имеют тем более важное значение, что он является классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному...» 13г
Ш. Монтескье
В политико-правовом учении одного из ранних представителей французского Просвещения Шарля Луи Монтескье (1689—1755) проблематика соотношения права и закона получает новое осмысление в общем русле его поисков тех оснований, „факторов и закономерностей, которые определяют формирование, действие и изменение положительного права.
^Исследование Монтескье направлено на установление -«духа законов», т. е. закономерного в законах. Исходя из распространенных рационалистических представлений о разумной природе человека, природе вещей и т. п., он стремится постигнуть логику исторически изменчивых позитивных законов, порождающие их причины и т. п.
Монтескье пишет: «Я начал с изучения людей и нашел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии. Я установил общие начала и увидел, что частные случаи
132 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 26, ч. I, с. 371.
° как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего закона» 133.
Закономерное в тех или иных отношениях (т. е. закон, правило соответствующих отношений) означает, согласно Монтескье, разумное и необходимое, противопоставляемое им случайному, произвольному и фатальному (слепой судьбе). Сама возможность (и в то же время необходимость) закономерного во всех явлениях и отношениях коренится в наличии «первоначального разума», трактуемого в качестве рационалистического эквивалента понятия «бог» 134.
Закон, но Монтескье, как раз и выражает момент оп-{еделяемости, обусловленности и пронизанности тех или иных отношений разумным началом, т. е. присутствие разумного (необходимого) в отношениях.
G учетом этого он называет законом и сами необходимые (разумные) отношения..«Законы в самом широком значении этого слова,— подчеркивает он,— суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей; в этом смысле все, что существует, имеет свои законы: они есть и у божества, и у мира материального, и у существ сверхчеловеческого разума, и у животных, и у человека» 135.
Этим общим понятием закона охватываются все законы — как неизменные законы, действующие в мире физическом, так и изменчивые законы, действующие в мире разумных существ. Отсюда уже следует, что человеческий закон должен соответствовать понятию закона вообще. Вместе с тем Монтескье отмечает различие в формах регулятивно-управляющего воздействия законов на мир физический и мир разумных существ.
Как существо физическое человек, подобно всем другим природным телам, управляется/неизменными, -естественными зашж-ами, но как существо разумное и действующее по собственным побуждениям человек (в силу неизбежной ограниченности разума, способности заблуждаться, подверженности влиянию страстей и т. д.).бее-пржианно- ларушаех.....как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы.
133 Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955, с. 159.
134 См.: Там же, с. 163
135 Там же.
Применительно к человеку законы природы (естественные законы) трактуются Мошге"скыГ как законы, которые «вытекают единственно из устройства нашего существа» 13в. К естественным законам, по которым человек жил в естест¥енном~Хдогражданском) состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремле-^ ние к миру, к добыванию себе пищи, к отношениям с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в об-ществе. Монтескье специально отмечает неправоту Гоббса, приписывавшего людям изначальную агрессивность и желание властвовать друг над другом. Напротив,. чеппиет^ по Монтескье, вначале слаб, крайае.^дяаддд_ж^стремится к равенству и миру с другими. Кроме того, замечает он, идея__вдасти_и господства настолько сложна и зависит от такого множества других идей, что не может быть первой во времени идеей человека.
Но как только люди соединяются в обществе, подчер
кивает Монтескье, они утрачивают созналие своей слабо
сти. Исчезает существовавшее между ними равенство^ла^
щипается война двоякого рода — между отдельными лица
ми и между народами. «Появление этих двух видов войны
побуждает установить законы между людьми» т. ~^
Появляются положительные законы, определяющие отношения между народами (международное право); законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); законы, которые определяют отношения всех граждан между собой (гражданское право).
.Положительный (человеческий) закон подразумевает объективный характер справедливых отношений. Справедливость предшествует положительному закону, а но лпор-выё"им создается. «Законам, созданным людьми, должна была,—подчеркивает Монтескье,—предшествовать возможность справедливых отношений. Говорить, что вне того, что предписано или запрещено положительным законом, нет ничего ни справедливого, ни несправедливого, значит утверждать, что до того, как был начертан круг, его радиусы пе были равны между собою» 13В.
Что-то является справедливым не потому, что так велит закон; напротив, сам закон (а поскольку это закон, он должен выражать требования разума и справедливо-
136 Там же, с. 165.
137 Там же, с. 167.
138 Там же, с. 164.
сти) потому и возможен, что справедливость объективна, обусловлена природой вещей, а не произвольным усмотрением. Поэтому закон, выражая разум природы вещей (т. е. разумно понятое правило и требование реальных отношений), олицетворяет закономерное и справедливое в человеческих отношениях.
Закон вообще — это, по Монтескье, человеческий ра
зум, управляющий всеми людьми. Поэтому, замечает он,
«политические и гражданские законы каждого народа
должны быть не более как частными случаями приложе
ния этого разума» 139. Однако он не ограничивается по
добной общей рационалистической схемой соответствия
закона разуму. Специфика позиции Монтескье проявля
ется именно в содержательной конкретизации этой схемы,
призванной раскрывать многообразие факторов, образую
щих в своей совокупности адуу.законов», т. е,, тп, чтп
определяет разумность, правомерность, законность и
спр5ТОдэтт>ест1гтреб5в¥нии положительного закона в граж-
данском состоянии-^ — —■—~~~~ ~
Перечисляя "необходимые отношения, порождающие закон (т. е. законообразующие отношения и факторы), Монтескье прежде всего обращает внимание на характер и свойства народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для данного народа. Кстати говоря, также и правительство, соответствующее этим требованиям, расценивается им как наиболее сообразное с природой вещей. Отсюда вытекает и общий вывод о том, что лишь в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа. Данная идея Монтескье в дальнейшем стала исходным пунктом воззрений представителей исторической школы права (Г. Гуго, К. Савиньи, Пухты и др.) о «народном духе» как основной правообразующей силе и носителе права.
Далее, Монтескье отмечает необходимость соответствия положительных законов, природе и принципам установленного правительства (т.~еГ форме правления), физическим свойствам страны, ее положению и размерам, ее
139 Там же, с. 168.
140 К. Маркс, критикуя присущие также и учению Монтескье «юри
дические иллюзии», отмечал, что Ленге «всего одним словом»
опрокинул иллюзорный «дух законов» Монтескье своим утверж
дением: «Собственность — вот дух законов» {Маркс К., Эн
гельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 629).
климату (холодному, жаркому или умеренному), качествам почвы, образу жизни населения (землевладельцев, охотников, торговцев и т. д.), его численности, богатству, склонностям, нравам, обычаям и т. д. Специальное внимание уделяется необходимости учета взаимосвязанности законов (или, как сейчас бы сказали, системной целостности законодательства), особых обстоятельств возникновения того или иного закона, целей законодателя и т. п.
Решающее влияние на законы, согласно Монтескье, оказывают природа_и_ принцип правительства, учрежденного в гражданском состоянии. Он~различает три образа (формы) правления: ^республиканский,, монархический, и
деспотически|и„При республиканском правлении верхов-
на*я~власт1Гнаходится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия —это правлений одного""человека, но посредством твердо уста^~
новленных законов. В деспотии все определяется волей и
произволом одного "лйЩПшё""всяких законов и правил.
Такова, по оценке Монтескье, природа каждого образа правления, из которой вытекают «основные краеугольные законы»141 данной формы правления. От этой природы правления он отличает присущий каждой форме принцип правления, тоже играющий существенную законообразую-щую роль. Поясняя это отличие, он пишет: «Различие между природой правления и его принципом в том, что природа его есть то, что делает его таким, каково оно есть; а принцип — это то, что заставляет его действовать. Первая есть его особенный строй, а второй — человеческие страсти, которые двигают им» 142.
Говоря о законах, вытекающих непосредственно пз природы различных форм правления, Монтескье применительно к демократии отмечает, что здесь народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. Поэтому основными для демократии он считает законы, определяющие право голосованияЛа—-род, утверждает он, спотобенконтролировать деятельность других лиц, но не способен" вести~дёла сам. В соответствии с "этим законы в условиях демократии должны предусматривать право народа избирать своих уполномоченных (должностных лиц государства) и контролировать их деятельность. К чш-.цу псттиньтт r демократии относит -
141 Монтескье Ш. Указ. соч., с. 169.
142 Там же, с. 178.
9 В. С. Нерсесянц 257
ся_Л аашнц^рпределяющий саму форму подачи избира-тельных бюллетеней, включая вопросы об открытом или тайном-голосовании и "т. д.
Одним из основных законов демократии является кон, в силу которого законодательная-
'ШЛЫ»-«ЯТЯ)ДУ. Но Кроме ПРСДОЯНТГНУ
вает Монтескье, необходимы и постановления сопато, но
торые относятся им к актам временного действия, Мон-тетжБе-отметаетрчто подобные акты полезны и в том отношении, что появляется возможность в течение определенного срока проверить их действие, прежде чем установить окончательно. В обоснование этого законотворческого принципа, получившего в дальнейшем свою конкретизацию в идее законодательного эксперимента, Монтескье ссылается на поучительный опыт Рима и Афин, где постановления сената имели силу закона в продолжение года и только по ноле народа превращались в постоянный закон.
К основным законам аристократии он относит те, ко-, торые определяют право части народа-издавать -законы ж следить—в а~тгзг исполнением. К общем виде Монтескье отмечает, что аристократия будет тем лучше, чем более она приближается к демократии, что, естественно, и должно определять, по его мнению, главное направление аристократического законодательства в целом.
В монархии, где источником всякой политической и гражданской власти является сам государь, к основным он относит законы, которые определяют «существование посредствующих каналов, по которым движется власть», т. с. наличие «посредствующих, подчиненных и зависимых» властей, их правомочий1'43. Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом. «Уничтожьте в монархии прерогативы сеньоров, духовенства, дворянства и городов, и вы скоро получите в результате государство либо народное, либо деспотическое» 14\
Помимо этих посредствующих властей, монархия нуждается также и в специальном учреждении, охраняющем законы. В его задачи входят обнародование вновь изданных законов и напоминание о существующих; оно, по сло-
вам Монтескье, «постоянно извлекало бы законы из тьмы забвения, в которой они были бы погребены» 145.
Основным законом деспотического государства, где собственно нет законов и их место занимают произвол и прихоть деспота, религия и обычаи, является учреждение должности полновластного визиря.
Природа каждой формы правления, таким образом, определяет основные, конституирующие данный строй (и в этом смысле — конституционные) законы.
Природе каждого вида правления соответствует и свой принцип, приводящий в движение механизм человеческих страстей — особый для данного политического строя.