252 Там же, с. 25—26.
253 Там же, с. 232.
254 Там же, с. 233.
255 В свете этих и иных существенных положений гегелевского
философского учения о праве представляется необоснованным
высказанное в литературе мнение о существенных пунктах
Предметом положительного законодательства могут быть лишь внешние стороны тех или иных человеческих отношений (например, в сфере брака, религии, государства), но не их внутренняя область. Моральная сторона и моральные заповеди, касающиеся внутреннего самоопределения субъекта, не подлежат поэтому законодательному регулированию.
Специфический смысл различения права и закона в гегелевской философии права отчетливее проясняется в свете ее соотношения с предшествующими доктринами естественно-правового и историко-правового профиля.
Вслед за Монтескье Гегель отмечает, что в положительном праве отражается национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия его жизни и т. д. Но, признавая заслугу Монтескье в выделении исторического элемента в положительном праве, Гегель вместе с тем отмечает, что чисто историческое исследование (и сравнительно-историческое познание) отличается от философского способа рассмотрения, находится вне его, поскольку развитие из исторических оснований отлично от развития из понятий.
|
|
В отношении к позитивному праву философскую точку зрения он расценивает (по сравнению с другими точками зрения, в том числе — исторической) в качестве высшей и подлинно научной. Смешивая внешнее возникновение с возникновением из понятия, историческое оправдание бессознательно делает как раз противоположное тому, что оно намеревается делать. «Если показывают,— отмечает Гегель, имея в виду представителей исторической школы права,— что возникновение того или другого института при определенных обстоятельствах вполне целесообразно и необходимо, и этим достигают того, чего требует историческая точка зрения, то, если считать это определением самой сути дела, из этого следует как раз обратное, а именно: так как этих обстоятельств теперь уже нет, то данный институт тем самым потерял свой смысл и свое право на существование» "в.
сходства гегелевского учения и юридического позитивизма (см.: Туманов В. А. Гегель и современная буржуазная философия права.—В кн.: Проблемы государства и права. М., 1975, вып. 11, с. 189). Верно, что и Гегель, и позитивисты положительно относятся к кодифицированному законодательству, но этого, кокеч-но, недостаточно для их сближения; кроме того, и в данном пункте взгляды Гегеля и позитивистов существенно различны. 2?6 Гегель. Философия права, с. 27.
|
|
Философский и исторический подходы находятся, по Гегелю, вообще в различных плоскостях. Но это спокойное взаимоотношение не всегда соблюдается, и в качест ве примера Гегель приводит положения, развитые исторической школой права.
Историзм исторической школы права — весьма специфическое явление. Восприняв некоторые положения Монтескье, этот историзм в целом выражал консервативную реакцию против идей Просвещения, предшествующих естественно-правовых доктрин, французской революции, революционного творчества вообще, в области права в особенности. Исторические воззрения этой школы созвучны идеям консервативного, антиреволюционного, тради-ционистского и обращенного в прошлое историзма Э. Бер-ке, Ж. де Местра и де Бональда.
Существо развитых Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухтой идей исторической школы права состоит в обосновании первичности по отношению к позитивному законодательству исторически трактуемого права. Принцип историзма при этом призван преодолеть принцип разума и заменить его исторически изменчивым, но в каждое конкретное время определенным «народным духом», правовыми представлениями и правосознанием данного народа. «Народный дух» для теоретиков исторической школы права является основным исторически изменяющимся, но в то же время постоянно действующим право-образующим фактором.
«Ветхим заветом исторической школы» назвал К. Маркс работу Г. Гуго «Учебник естественного права, как философии позитивного права, в особенности — частного права» 2".
В статье «Философский манифест исторической школы права» К. Маркс показал, что метод и принцип Гуго состоят в демонстрации неразумности позитивного с тем, чтобы именно позитивно данное признать в качестве авторитета и с этих позиций отвергнуть точку зрения разума. Разум, согласно воззрениям исторической школы права, не есть основание, мерило и критерий для существующего. Позитивное существует вопреки разуму, а не благодаря ему. Историческая обусловленность предстает как единственная безусловность и правомерность. С этой точки зрения оправдываются рабство, крепостничество,
257 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 86.
любая власть и всякий строй — все они не безусловно правомерны, поскольку вообще ничего безусловно правомерного и не может быть, но временно, исторически правомерны, как и всякое другое право.
Соображения об исторической временности всякого права означают здесь скептицизм не в отношении к позитивно данному праву, а ко всякого рода законотворческим новшествам и предложениям, исходящим из мнимо безусловных начал. Эта историчность права — барьер против законотворческих нововведений в области права. Каждое правовое установление имеет свое время и его неследует произвольно отменять и искусственно заменять какими-то новыми законами. Право живет своей автономной, независимой от деятельности законодателя жизнью. Так помимо этой деятельности складывается обычное право, отражающее фактически сложившийся порядок вещей. Закон — не основной и не единственный" источник права. «Гармония развития» права, отмечая Пухта, нарушается, «когда, например, парализуют силу непосредственного народного убеждения и науки и все дальнейшее развитие права перекладывают на законодателя» 258.
Право — ветвь народной жизни. Оно изменяется и развивается вместе с жизнью этого народа, разделяя характер его культуры на различных ступенях развития ж приспосабливаясь к его изменчивым потребностям. Историчность права означает, во-первых, органическую связь права с народной жизнью, совпадение ступеней их одновременного развития; во-вторых,— органический характер развития самого права, органичность связи разных ступеней в развитии права. «Не только правовые нормы,, содержащиеся в данное время в народном праве,— пояснял Пухта смысл историчности права,— являются членами организма; этим органическим свойством право обладает также в своем движении вперед; также и преемственное соотношение правовых норм органично. Словом, это можно выразить так: право имеет историю» 259.
|
|
Развитие права аналогично развитию народных нравов, обычаев, языка. Право возникает, растет и умирает вместе с данным народом. Когда в 1814 г. сторонник естественно-правовой доктрины Тибо предложил кодифика-
258 Puchta G. F. Cursus der Institutionen. 5. Aufl. Leipzig, 1856, Bd. I,
S. 47.
259 Ibid., S. 46.
цию немецкого гражданского права, Савиньи выступил в своей брошюре «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению» против этого предложения, ссылаясь на его несвоевременность. Савиньи отмечал, что право, отвечающее характеру и духу, бытию и состоянию народа, прежде создается его нравами и верованиями, а лишь затем — юриспруденцией, не произволом законодателя, а незаметно действующими внутренними силами народной жизни. Правда, Савиньи не отвергал сам принцип кодификации права, а в 1842—1848 гг. даже возглавлял министерство по пересмотру законов.
В «Философии права» Гегель, критикуя эти воззрения, отмечает отсутствие точки зрения разума в историческом подходе Гуго и его последователей и отвергает высший авторитет позитивного, исторически данного. То, что Гуго превозносит как историческую ценность, с позиций разума есть лишь нечто временное, преходящее. Существо используемого Гуго рассудочного метода Гегель обозначает как «бессмертный обман, состоящий в том, что в пользу дурного дела приводят хорошее основание и полагают, что этим оно уже оправдано» 260.
Резкой критике подвергает Гегель превозношение представителями исторической школы права обычного нрава как живого права. Эта живость еще не составляет сущности предмета. У образованных народов, замечает Гегель, право должно быть оправдано с точки зрения разума, знаемо в мысли и разработано в качестве определенной, внутренне согласованной системы. То, что в законе выражается в форме своей всеобщности и определенности, в обычном праве, по Гегелю, дано в помутненном виде. Обычное право, кроме того, знаемо лишь немногими и то субъективным и случайным образом. Уже запись и собрание обычного права, хотя это еще не есть кодекс в собственном смысле слова с его всеобщностью и определенностью, представляет собой несомненный шаг вперед.
|
|
Бесконечно выше обычного права, различного рода его записей, а также собрания решений Гегель ставит кодекс, в котором принципы права разработаны в их определенности и всеобщности. Суждения Савиньи о несвоевременности кодификации законодательства в Германии представляют собой, по оценке Гегеля, отказ обра-
260 Гегель. Философия права, с. 29.
зованному народу и его юридическому сословию в способности составлять кодекс. Высокая оценка Гегелем систематизации и кодификации законодательства обусловлена тем, что Гегель справедливо рассматривал их не как узко юридико-техническое, а общественно-политическое мероприятие. Речь по существу шла о преодолении феодально-правового партикуляризма, о переходе от феодальных форм права к буржуазным. Конечно, сама по себе систематизация или кодификация законодательства не может изменить существенно его содержание — и это Гегель понимал не хуже представителей исторической школы права. Однако Гегель справедливо полагал, что за рамками кодекса неизбежно останется многое из давно устаревшего полуфеодального права.
Философское исследование права и государства представляет, по Гегелю, постижение их внутреннего разума, а не эмпирически и исторически случайных внешних форм их обнаружения. Те или иные обстоятельства исторического развития государства и права не относятся непосредственно к их сущности. Гегель не игнорирует историю и исторический материал, но исторический момент, не будучи сам по себе философско-разумным, приобретает в гегелевской концепции философское значение лишь тогда, когда он раскрывается как момент развития философского понятия. Лишь такое философское опосредование эмпирического материала истории государства и права позволяет раскрыть внутреннюю разумность государства и права.
С этих позиций Гегель критикует не только Гуго и Савиньи, но и реставраторские взгляды профессора права Бернского университета в 1806—1817 гг. Карла-Людвига фон Галлера, изложенные последним в многотомном произведении «Реставрация в науках о государстве»261. Для Гегеля галлеровский подход схож с позицией Гуго, но у Галлера предпринята попытка полностью отвергнуть точку зрения разума и поставить под сомнение необходимость позитивных законов вообще.
Реставраторская позиция Галлера, по оценке Гегеля,— это другая крайность, противоположная идеям Руссо и попыткам их реализации в ходе французской буржуазной революции. Чтобы спастись от них, Галлер, по словам Гегеля, «вдался в ожесточеннейшую ненависть
261 См.: Там же, с. 265-268.
11 В. С. Нерсесянц 305
ко всем законам, всякому законодательству, ко всем формально и юридически определенным нравам»26г. С позиций защиты разумного, правового закона Гегель продолжает: «Ненависть к закону, к законно определенному праву есть тот признак, по которому открываются нам и безошибочно познаются нами в их настоящем виде фанатизм, слабомыслие и лицемерие добрых намерений, в какие бы одежды они не рядились» 26\
Если прогрессивные представители естественно-правовой доктрины, критикуя устаревшие политические порядки и позитивное право, требовали их замены новыми, более справедливыми, политико-правовыми порядками, а представители исторической школы права, отвергая революционные преобразования в общественных и политико-правовых отношениях, выступали за ограничение (но не отрицание) роли закона и законодателя в правотворчестве и реальной жизни права, говорили о преждевременности (но не ненужности) кодификации законодательства, то Галлор с позиций естественно-божественного закона враждебно относится ко всяким позитивным законоуложениям.
«Вечное неизменное божие установление», по Галле-ру, состоит в том, что «более сильный господствует, необходимо должен господствовать и всегда будет господствовать» 264. Причем под силой имеется в виду случайная природная сила, физическое насилие, а не сила справедливого и нравственного.
Гражданские (позитивные) законы не нужны, с одной стороны, потому, что «они сами собою понятны из естественного закона», а с другой стороны, потому, что «законы, собственно говоря, даются не частным лицам, а низшим судьям в качестве инструкции, дабы сделать им известной волю высшего судьи» 265. Суд же, согласно Галлеру, не обязанность, а благодеяние государства. Как средство для обеспечения права суд—«средство ненадежное и сомнительное)) по сравнению с тремя остальными средствами, которые «милостивая природа дала человеку для обеспечения его правовой природы»266. К этим средствам он относит: 1) «Самостоятельное исполнение и
2«2 Там же, с. 266.
263 Там же.
264 Там же.
265 Там же, с. 267.
'•66 Там же.
насаждение естественного закона; 2) противодействие несправедливости; 3) бегство там, где уже нельзя найти никакой помощи»267.
Требования естественно-божественного закона, по Галлеру, таковы: почитай в каждом равного тебе; не наноси оскорбления никому, не оскорбившему тебя; не требуй ничего такого, чего он не был бы обязан сделать; люби твоего ближнего и приноси ему пользу, где только можешь. Насаждение этого закона в сердцах людей делает излишним, согласно Галлеру, позитивное законодательство.
Весьма низко оценивает Галлер роль конституционных законов и национальных свобод, считая их лишь «документальными свободами» 268.
Высмеивая подобные утверждения Галлера, Гегель подчеркивает «бесконечную важность» того, что «обязанности государства и права граждан определяются законом»1™. Особое значение он придает конституционным правам и свободам, считая вполне справедливым, что «каждое определенное законом право называлось в этом великом смысле свободой» 270.
Философское рассмотрение права, отмечает Гегель, не может привести непосредственно к получению положительного права, кодекса законов. Но было бы крупным недоразумением превращать «отличия естественного или философского права от положительного в противоположность и противоречие между ними» 271.
Философское исследование права и государства представляет, по Гегелю, постижение их внутреннего разума, а но эмпирически и исторически случайных внешних форм их обнаружения. Исторический момент, не будучи сам по себе философско-разумным, приобретает в гегелевской концепции философское значение лишь тогда, когда он раскрывается как момент развития философского понятия. Лишь такое философское опосредование эмпирического материала истории государства и права позволяет раскрыть внутреннюю разумность государства и права.
267 Там же.
268 Там же, с. 268.
269 Там же, с. 269.
270 Там же, с. 268.
271 Там же, с. 26.
307 11*
Лишь с философских позиций возможно, по Гегелю, подлинно научное исследование естественного права. Естественное право становится, таким образом, эквивалентным философскому праву, равнозначным понятию права в гегелевской «Философии права».
Вероятно, в известной мере именно этим обстоятельством обусловлено наличие определенной группы исследователей, в основном итальянских и испанских, трактующих гегелевскую философию права как своеобразную естественно-правовую доктрину. Среди них наиболее известный — профессор Туринского университета Норбер-то Боббио. Основная его идея сформулирована так: «Парадоксальным образом, гегелевская философия права, которая изложена как отрицание всех систем естественного нрава, есть одновременно последняя и совершенная система естественного права; и как последняя система представляет собой конец, как совершеннейшая — завершение всего того, что ей предшествовало» 27Z.
Усматривая полную антитезу естественному праву в исторической школе права, Н. Боббио выступил против тех, кто противопоставляет гегелевскую философию права и естественное право. Основное внимание при этом Н. Боббио акцентирует на расхождении Гегеля с исторической школой права и гегелевском развитии естественно-правовых идей Гоббса, Локка и Руссо.
Действительно, в гегелевской философии права философское понятие права отличается от позитивного права и в этом смысле право и закон не одно и то же. Этим обусловлено, в частности, то обстоятельство, что, несмотря на существенные различия между концепциями естественного права и гегелевской философией права, Гегелю не удается избежать типичной для различных направлений этой теории коллизии между правом и законом. Однако сам Гегель был далек от использования идеи права в качестве критического масштаба при оценке позитивного права. «То обстоятельство, что наси-
272 ВоЬЫо N. Hegel und die Naturrechtslehre.— Filosoficky casopis,
1967, N 3, S. 322.
273 См.: Кечекьян С. Ф. О понятии естественного права у Канта
и Гегеля.— Вопросы философии и психологии, 1915, кн. 3, с. 446;
Он же. Гегель и историческая школа права.— Правоведение,
1967, № 1, с. 104 и след.; Пионтковский А. А. Учение Гегеля о
праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М., 1963,
с. 78.
лис и тирания могут быть элементом положительного права,— подчеркивает он,— является для последнего чем-то случайным и не касается его природы»274. По природе же положительное право как ступень самого понятия права — разумно. Закон — это конкретная форма выражения права. В таком подходе отчетливо проявляется некритичность методологии гегелевского конструирования правовой действительности из единого понятия права.
Специфика философии права Гегеля проявляет себя не в развертывании признаваемого им принципа различения права и закона в некую независимо от позитивного права действующую и ему критически противостоящую систему естественного права. Напротив, Гегель стремится доказать неистинность и недействительность такой трактовки различения права и закона.
Поскольку предметом гегелевского философского рассмотрения является лишь идеальное, постольку право и закон как развитые формообразования объективного духа едины по своей идеальной природе. Имея дело в своей философии права лишь с этой идеальной плоскостью развитого (т. е. соответствующего их понятию) права и закона, Гегель в принципе оставляет вне границ философского (логико-понятийного) анализа все остальные случаи и ситуации соотношения права и закона как еще не развившиеся до идеи свободы. Иначе говоря, за бортом гегелевской философии права остаются центральная тема, излюбленные мотивы и основной пафос прежних естественно-правовых доктрин.
Одно и то же понятие права, которое вначале (на первых этапах конкретизации понятия права) еще не есть закон, затем становится им. Это, конечно, ставит под сомнение подлинность первоначального расхождения права и закона. Дело также и в том, что уже абстрактное право содержит в себе все последующие, более конкретные определения права, в том числе и закон. Иначе говоря, речь идет не о противостоянии права и закона, а лишь о внутреннем различении определений одного и того же понятия права, так что закон выступает как квалифицированное право.
Систематическая разработка Гегелем понятия права, развертывающаяся в систему философии права, своим
274 Гегель. Философия права, с. 26.
существом направлена на демонстрацию несостоятельности противопоставления разумного и позитивного, права и закона. Таким образом, система гегелевской философии права хотя и содержит в себе принцип различения права и закона, но разработана она в плане не развертывания, а снятия этого принципа и доказательства его мнимости, поскольку речь идет лишь о различных моментах одного понятия. В этом смысле характеристика гегелевской философии права в качестве системы естественного права, как это делает Н. Боббио, неправомерна.
Положение о том, что «гегелевская философия права содержит завершенную теорию естественного права, весьма отличающуюся от предшествующих естественно-правовых теорий» 27\ отстаивает и Николас Калера. Однако он как учение о естественном праве расценивает не всю гегелевскую философию права, а лишь первую ее часть — учение об абстрактном праве. Формальное (или абстрактное) право есть, по его мнению, подлинное, аутентичное естественное право, хотя и с особым значением. Основание для такого подхода Н. Калера усматривает в том, что непосредственность и спонтанность первой ступени объективного духа (сфера абстрактного права) предполагает известную долю естественной природности. Но в отличие от предшествующих теорий естественного права гегелевское абстрактное право, по Н. Калере, не обладает нормативным характером.
Такие же или схожие взгляды разделяют и ряд других исследователей276.
Нам представляется такой подход несостоятельным. Дело в том, что так называемый природный момент абстрактного права — мнимо природен, поскольку относится не к природе, а к духу. Абстрактное право — понятие, а потому из него уже с самого начала исключены естественно-природная стихийность и спонтанность. Усмотрение естественного права в той или иной ступени развивающегося понятия права равнозначно низведению
275 Nicolas M. Lopez Calera. Empirismus und Formalismus in der Na-
turrechtslelire nach Hegel («Hegel — Jahrbuch 1967». Meisenheim
am Glan, 1968, S. 106). Idem. Die Auffassung der Natur in Hegels
Rechtsphilosophie («Akten des XIV. Internationalen Kongresses
fur Philosophie», Wien, 1970, t. 5, S. 286—287).
276 Так, абстрактное право расценивает как естественное право Ро
берт Гайс. См.: Heiss R. Die grossen Dialektiker des 19. Jahrhun-
derts. Hegel, Kierkegaard, Marx. Koln, 1963, S. 170.
позиции Гегеля к уже преодоленным им эмпиризму или формализму.
Подобно другим раннебуржуазным идеологам Гегель идеализировал буржуазный строй как царство справедливости, абсолютизировал буржуазные идеи свободы и права. Весь переход от старого, феодального строя к новому, буржуазному Гегель трактует как переход от насилия к свободе, от силы к праву, от произвола к разумным началам. Воплощением и конкретным выражением нового строя является разумное государство (идея государства), представляющее собой в освещении Гегеля правовую действительность, в которой насилие «снято», преодолено, оставлено позади исторического прогресса разума и вне достигнутой, наконец, ступени диалектики понятия нрава.
Во всем этом отчетливо проявляется буржуазная ограниченность политико-правовых воззрений Гегеля, заметным образом сказывающаяся и в его подходе к проблеме соотношения права и закона.